Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
учебно-методическое пособие по естествознанию (5 класс) по теме
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_dukhovno-nravstvennoy_kultury_narodov_rossii.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор ГБОУ СОШ №3 зам. директора по УВР на заседании МО
города Кинеля _______________Ардашева Н.А. протокол №_____
________________Федосеева О.В. от « »___________2013 г.
« »_____________ 2013 г. « »____________ 2013 г. председатель МО
------------------Успенская Н.Г.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
на 2013-2014 учебный год
Классы: 5
Составил учитель: Кржижевская В.В.
-------------------------------------------------------
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение,2010
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009
Программой Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс, М, 2012
Структура программы по основам духовно-нравственной куль туры народов России содержит следующие разделы:
1. Пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном плане).
2. Календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5 класса с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала, формированием основных универсальных учебных действий.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школы:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего свои знания в учебной и социальной деятельности. Цель программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету.
Основные задачи предметной области предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» следующие:
1. Воспитание способной к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры, осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремиться к нравственному совершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию.
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные и семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.
3. Возможность расширить и систематизировать знания об особенностях духовно-нравственной культуры народов России, понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих знаний и традиций.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса:
Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Базисном учебном (образовательном) плане:
- предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 17 часов.
При подготовке планирования структурирование и изучение учебного материала определяется в соответствие с учебником Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф». 2012, ФГОС.
В структуре учебника выделены следующие содержательные линии, что позволяет:
1. Изучение человека как творца и носителя культуры; нравственных ценностей российского народа; бережному отношению к природе; семье, как хранителю духовных ценностей.
2. Определение роли религии в развитии российской культуры, вклада каждой религиозной конфессии в общероссийские культурные традиции; уделение большого внимания формированию духовного мира школьника.
3. Изучение новых терминов, отражение содержания материала в иллюстративном ряде, выполнение проектов.
Календарно-тематическое планирование уроков курса
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Учебник Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф». 2012, ФГОС.
5 класс – 17 часов
№ | Дата | Тема урока | Час. | Содержание | Виды деятельности ученика | Дом. эадание |
В мире культуры | 11 | |||||
1. | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | Русская культура- плод труда разных народов. Взаимопроникновение и своеобразие культур. | Составлять словесные портреты, использовать справочную литературу. Развивать познавательный интерес. | С.7-11 | |
2. | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | Материальная и духовная культура. Вклад каждого человека в развитие культуры. Нравственность – часть культуры. | Обсуждать высказывание ученого. Аргументировать свою точку зрения. | С.11-13 | |
3. | Законы нравственности - часть культуры общества. | 1 | Правила жизни. Какие качества помогают человеку жить в обществе. Совесть. | Анализировать пословицы и поговорки, подбирать русские пословицы на такую же тему. | С.13-16 | |
4. | Живительные воды нравственности. | 1 | Нравственные традиции, религиозная вера. | Обсуждать слова апостола Павла. Подбирать пословицы на темы: честность, доброта, справедливость. Давать нравственную оценку своим поступкам. | С.16-17 | |
5. | Нравственные ценности российского народа. | 1 | Фольклор разных народов. | Обсуждать прочитанный текст, рассматривать иллюстрации. | С.17-23 | |
6. | Жизнь ратными подвигами полна. Темы проектов: «Герои - партизаны Великой отечественной войны», «Правнуки Победы о своих прадедах», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время». | 1 | Подвиги русских воинов. Вклад народов России в Великую Победу. | Обсуждать прочитанный текст, рассматривать иллюстрации. Отвечать на вопросы. | С.23-36 | |
7. | В труде – красота человека. | 1 | Трудолюбие – высшее нравственное качество человека. Благородство труда. Фольклор разных народов. | Обсуждать тему и главную мысль прочитанного. Объяснять пословицы. | С.26-40 | |
8. | «Плод добрых трудов славен». | 1 | Проявление нравственных качеств человека труда. | Анализировать тексты. | С.41-42 | |
9. | Люди труда. | 1 | Трудовая деятельность выдающихся людей. Труд – пример для подражания. | Рассматривать иллюстрации, обсуждать тексты, отвечать на вопросы. | С.42-48 | |
10. | Бережное отношение к природе | 1 | Заповедники. Красная книга. | Работать в группах, анализировать тексты, подготовить ответ на вопрос, рассматривать фотографии и составлять по ним рассказ. | С.48-55 | |
11. | Семья - хранитель духовной ценности. Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны». | 1 | Семейные традиции. Правила семейных отношений. Семейные обязанности. Главные семейные ценности. | Обсуждать пословицы. Рассматривать репродукции картин, отвечать на вопросы, делать выводы. Объяснять значение слов. | С.56-80 | |
Религия и культура | 5 | С.80-84 | ||||
12. | Роль религии в развитии культуры. | 1 | Нравственные ценности религии. Влияние религии на культуру. | Обсуждать прочитанное. | С.84-86 | |
13. | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | Вера и образование на Руси. Молитва. | Рассматривать репродукции, составлять рассказ. Выделять главную мысль текста. Составлять сообщение. Сравнивать иллюстрации. | С.87-98 | |
14. | Культура ислама. | 1 | Образование, наука, культура ислама. | Комментировать текст. Готовить коллективное сообщение. | С.99-108 | |
15. | Иудаизм и культура. | 1 | Ветхозаветные сюжеты. | Определять по карте местоположение Палестины. | С.109-119 | |
16. | Культурные традиции буддизма. | 1 | Духовное возрождение. Священные сооружения. Пагода. Дацан. Танка. | Обобщать, анализировать полученные знания. Уважать культуру и традиции других народов. | С.120-128 | |
Как сохранить духовные ценности. Твой духовный мир | 1 | |||||
17, 18 | Хранить память предков. Что составляет твой духовный мир. Темы проектов «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса»; «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей»; «Театр как источник знаний и нравственных ценностей». | 1 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. Возрождение духовности. Восстановление храмов. Уважение к труду наших предков. Благотворительность. Образованность. Культура человека. Книги. Твоя культура поведения. | Знать правила поведения в культовом сооружении. Выполнять практическую работу ( заполнять таблицу). | С.128-155 | |
Всего – 17 часов |
Л и т е р а т у р а:
Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф». 2012, ФГОС.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...
Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике...
Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.
Рабочая программа по Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с требованиями Федерального государственным образовательным стандартом основного общ...
Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс
Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс...