Рабочая программа логопедической работы по коррекции речи с обучающимися младших классов с ЗПР
рабочая программа

Людмила Александровна Фокина

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализации адаптированной образовательной программы НОО   для обучающихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx63.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования г. Певек»

«Согласовано»

___________________________

Протокол от ______ № _______

«Утверждаю»

приказ от ______ № _______

_____________________










Рабочая программа логопедической работы

  по коррекции речи с обучающимися с ЗПР








Разработана:

 учителем-логопедом

Высшей категории

Фокиной Людмилой Александровной

Содержание:

Пояснительная записка

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Цель и задачи

1.2. Особые образовательные потребности детей и направления работы

1.3. Принципы и подходы к организации профессиональной деятельности

1.4. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы

1.5. Ориентиры освоения образовательной программы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Диагностическая работа

2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми

2.2.1. Комплексирование программ

2.2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы

2.2.3. Перспективное и календарное планирование

2.3. Организационно-методическая работа

2.4. Работа с педагогами

2.4.1. План работы с педагогами

2.4.2. Планирование содержания совместной образовательной деятельности с воспитателями и специалистами

2.5. Работа с родителями

2.5.1. Планирование задач и содержания

2.5.2. Перспективное планирование взаимодействия с семьей

2.6. Оснащение кабинета

2.7. Повышение профессиональной квалификации

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

3.2. Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды

3.3. Организационные условия

3.3.1. График работы учителя-логопеда

3.3.2. График организации образовательного процесса

3.3.3. Годовой план профессиональной деятельности

3.4. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей

3.5. Учебно-методические и организационно-методические условия

3.5.1. Адаптированный учебный план

3.5.2. План непрерывной образовательной деятельности

3.5.3. Циклограмма рабочей недели

3.5.4. Регламент реализации индивидуально –ориентированных коррекционных мероприятий. Лист занятости учителя-логопеда

3.6. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы

3.6.1. Формы организации профессиональной деятельности

3.6.2. Специальные методы и технологии организации образовательной деятельности

3.7. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами

3.8. Сотрудничество с семьей. Формы совместной образовательной деятельности с родителями

3.9. Мониторинг индивидуального развития детей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:

  • проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;
  • Примерной адаптированной основной образовательной программы НОО образования для детей с ЗПР  

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализации адаптированной образовательной программы НОО   для обучающихся с ЗПР .

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Цель и задачи

Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника младшего школьного возраста, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей. Для детей с ЗПР оно выражается в психолого-педагогической и коррекционно-развивающей поддержке позитивной абилитации и социализации, развития личности детей дошкольного возраста и подготовке к общению и обучению в условиях школы.

При этом направления работы и группы задач коррекционно-развивающего воздействия соотносятся между собой:

1.2. Особые образовательные потребности детей и направления работы

В соответствии с направлениями профессиональной деятельности, определяются ориентиры развития, воспитания, обучения, обусловленные особыми образовательными потребностями детей с ЗПР .

1.3. Принципы и подходы к организации профессиональной деятельности

В соответствии с ними определяются принципы профессиональной деятельности: общие и специфические.

Специфические принципы, выбранные с учетом ПрАООП НООдля детей с ЗПР и комплексных программ развития, воспитания и обучения  младших школьников

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР .

Психолого-педагогическая характеристика детей

Категория детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальные особенности группы детей с ОВЗ  

Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором страдают разные компоненты психической, психологической, речевой и физической деятельности. ЗПР проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов, эмоционально-волевой, мотивационной сферы, происходит их фиксация на более ранних возрастных этапах. При этом отмечается мозаичная картина нарушения: одни психические функции остаются сохранными, другие – отстают от нормы по срокам развития.

Недостатки внимания являются характерным признаком ЗПР, они сочетаются с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво, снижено по объёму, характеризуется недостаточной избирательностью и распределением, снижением продуктивности.

У детей с ЗПР наблюдается недостаточная целенаправленность восприятия, которая приводит к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. Формирование целостного образа происходит замедленно, особенно при усложнении объекта и ухудшении условий восприятия, отмечается отставание в развитии зрительного, пространственного, слухового и осязательного восприятия.

Память детей с ЗПР характеризуется специфическим недоразвитием. Кратковременная память несколько снижена, отмечается меньшая эффективность словесного запоминания по сравнению с наглядной памятью, преобладание наглядно-образной памяти по сравнению со словесной.

По уровню сформированности всех видов мышления дошкольники с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников, и это отставание проявляется неравномерно. Наглядно-действенное мышление дошкольников с ЗПР может соответствовать норме, а отстаёт в развитии наглядно-образное и словесно-логическое мышление (несформированность мыслительных операций анализа, сравнения, сопоставления; недостаточная ориентировка в задании, в осуществлении суждений и умозаключений). Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от основного нарушения. При неосложнённом варианте ЗПР уровень речевого развития имеет характер временной задержки. При ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается нарушение речи как системы и развитие игровой деятельности. К старшему дошкольному возрасту дети с ЗПР предпочитают ситуативно-деловые формы общения, которые ограничиваются предметно-действенными операциями, эмоциональным взаимодействием. Эмоционально-волевая сфера незрелая.

Кроме того, в рабочей программе учитывается деятельностный и функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса. Последний дает возможность использовать комбинированную, адаптивную, модель организации образовательного процесса, сочетая элементы учебно-дисциплинарной и предметно-средовой или учебно-дисциплинарной и комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта ребенка с ЗПР .

1.4. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы

Функционально-системный подход связан с определением этапов и сроков, механизмов реализации рабочей программы.

Этапы:

Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период — подготовительный период: сентябрь (1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации), октябрь, ноябрь;

II период — основной период: декабрь, январь, февраль, март – реализация программ коррекционной работы;

III период — обобщающий, заключительный период: апрель, май (2-я половина мая – диагностическое обследование, мониторинг по итогам учебного года).

Механизм реализации

Алгоритм коррекционно-развивающей работы   с обучающимися  с ОВЗ  

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ помощи ребенку нарушениями в развитии в ДОУ и семье.

Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру нарушения и (или) уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка нарушениями в развитии

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в развитии

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями в развитии

Решение о прекращении коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение коррекционно-развивающей работы

1.5. Ориентиры освоения образовательной программы

Заканчивается целевой раздел ориентирами освоения воспитанниками образовательной программы, которые определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой начального общего образования,    особенностями имеющихся нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого  обучающегося.

Конкретизированные результаты образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ЗПР, к концу освоения программы:

 Младший школьный возраст

В области социально-коммуникативного развития:

  • оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов;
  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
  • проявляет интерес к обучению в школе, готовится перейти на другую ступень обучения;

В области познавательного развития:

  • Демонстрирует признаки произвольного внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности.
  • Демонстрирует продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации.
  • Может выделять существенные признаки, строит   умозаключения и обобщения.
  • Демонстрирует пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени, месте действия, времени года., места действия и д.р..
  • Группирует предметы по наглядно воспринимаемым признакам, исключает лишний предмет.
  • Дает полное развернутое описание событиям, действиям.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Диагностическая работа

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное обследование, промежуточное и итоговое.

  • Первичная (стартовая) диагностика, направлена на определение уровня «актуального» и «зоны ближайшего развития» ребёнка. По результатам данной диагностики определяются потребности в коррекционной работе с каждым обучающимся.
  • Промежуточная диагностика направлена на выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях, внесение корректив в цели и задачи коррекционной работы на следующем этапе.
  • Основная цель итоговой диагностики - определить характер динамики развития ребёнка, оценить эффективность коррекционной работы за учебный год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого обучающегося.

По результатам первичного, промежуточного и итогового диагностического обследования ребёнка составляется информация о динамике его развития.

Содержание диагностической работы на логопункте

№ п/п

Содержание работы

Планируемые результаты

1.

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей , зачисление детей с нарушениями речи на школьный логопедический пункт.

Сентябрь, май

Определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей, зачисленных на логопедический пункт, оформление речевых карт.

2.

Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи, подлежащих зачислению на логопедический пункт.

В течение года, по запросу родителей, апрель - май

3.

Работа в психолого-педагогическом консилиуме МБОУ Центр образования г. Певек.

По графику работы консилиума

Диагностика не связана с оценкой целевых ориентиров реализации программы: целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за поведением детей в группе, уровня их самостоятельности в быту, активностью в свободной и специально организованной деятельности, а также в процессе индивидуального обследования педагогом-дефектологом (логопедом). Она направлена на выявление структуры, характера и степени нарушения или отклонений в развитии, т.е. правильное диагностирование вторичных отклонений в развитии ребенка. Используется бальная система и критерии оценок, соответствующие возрастным возможностям детей.

2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми

2.2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, заикание) важно, чтобы коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Работа над дыханием

- Развитие плавного речевого выдоха

- Развитие фонематического восприятия

- Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

- Пополнение словаря

- Совершенствование грамматического строя

- Совершенствование связной речи

- Развитие фонематического восприятия

- Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Заикание

- Соблюдение режима молчания

- Правильное речевое дыхание

- Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

- Нормализация просодической стороны речи.

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный.
  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

  • выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

  • для всех звуков: «Окошко», «Заборчик»;
  • для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;
  • для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;
  • для Й: «Грибочек», «Спрячься от собачки», «Кнопочка под язычком» и др.;
  • для Л, Ль: “Пароход гудит”, «Поймай мышку», «Удержи ручку на языке»;
  • для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”, “Барабанщик»”.
  • развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:
  • «Что спрятано?», «Футбол», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

  1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

  • свистящие С, 3, Ц, С', 3'
  • шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
  • соноры Й, Л, Р, Р'

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

  1. Автоматизация поставленных звуков:
  • изолированного произношения;
  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях;
  • в тексте.
  1. Дифференциация:
  • изолированных звуков;
  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях;
  • в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи, общем недоразвитии речи, одним из важных направлений работы являются развитие фонематического слуха и работа над правильным дыханием.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

  1. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
  2. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
  3. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

  1. упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?» и др..
  2. воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».

Этап развития фонематического слуха включает:

  1. упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;
  2. упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори».

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

  1. последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
  2. последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
  3. обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
  4. составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;
  3. рассказ по сюжетной картине.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.)

При заикании одним из важных направлений работы являются работа над правильным дыханием.

Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
  • упражнения для воспитания правильного выдоха;
  • дыхательные упражнения с движениями.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит:

  • интонация;
  • логическое ударение;
  • логическая пауза.
  • Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:
  • Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  • Нормализация процесса речевого паузирования.
  • Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее:

  • развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;
  • нормализует темп и ритм речевых движений;
  • развивает просодику речи;
  • способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;
  • развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;
  • способствует снятию речевой судорожности;
  • развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.
  • Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

2.2.2. Перспективное и календарное планирование

В соответствии с содержанием профессиональной деятельности разработано планирование.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Планируемые результаты

1.

Проведение подгрупповой непосредственной образовательной деятельности «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи»

В течение учебного года

Календарно-тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка.

2.

Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность по звукопроизношению и развитию фонематического слуха и восприятия

В течение учебного года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД.

3

Развитие и уточнение оптико-пространственных и временных представлений

В течение учебного года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД.

4

Формирование полноценных фонематических представлений, стойких навыков анализа и синтеза звуков: анализа звукового, слогового состава слова.

В течение года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД

5

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка

В течение года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД

Перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с обучающимися с ЗПР-1 класс

I этап (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Основные задачи

Содержание

Форма работы

Обследование

Определение психофизических особенностей развития и актуального уровня речевого развития детей с ТНР

индивидуальная

Развитие импрессивной речи

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  • Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
  • Расширять представления о переносном значении и многозначности слов.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Развитие экспрессивной речи

  • Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
  • Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
  • Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  • Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
  • Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
  • Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
  • Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Развитие высших психических функций и языкового мышления

  • Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  • Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  • Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  • Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
  • Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
  • Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

Индивидуальная

Развитие мелкой и артикуляционной моторики

  • Совершенствование артикуляционной моторики.
  • Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  • Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
  • Учить говорить в спокойном темпе.
  • Обведение, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
  • Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  • Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  • Печатание пройденных букв в тетрадях.

Индивидуальная

II этап (декабрь, январь, февраль)

Основные задачи

Содержание

Форма работы

Промежуточная диагностика

Выявление динамики развития

Индивидуальная

Развитие импрессивной речи

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  • Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
  • Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
  • Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
  • Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Развитие экспрессивной речи

  • Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
  • Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
  • Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
  • Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
  • Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Развивать умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
  • Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Развитие психических процессов и языкового мышления

  • Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  • Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  • Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  • Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
  • Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
  • Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  • Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

Индивидуальная

Развитие мелкой и артикуляционной моторики

  • Совершенствование артикуляционной моторики.
  • Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  • Работа по развитию конструктивного праксиса.
  • Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по темам II периода).
  • Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
  • Составление букв из элементов.
  • Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Индивидуальная

III этап (март, апрель, май)

Основные задачи

Содержание

Форма работы

Итоговая диагностика

Определение результатов проведенной логопедической работы, динамики и уровня развития детей

Индивидуальная

Развитие импрессивной речи

  • Уточнить значение простых и сложных предлогов, закрепить правильное употребление предлогов.
  • Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  • Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней сравнения прилагательных.
  • Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.
  • Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Развитие экспрессивной речи

  • Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
  • Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
  • Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Развитие высших психических функций и языкового мышления

  • Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  • Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  • Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  • Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов.
  • Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
  • Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
  • Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча — ща с буквой А, чу — щу с буквой У).
  • Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

Индивидуальная

Развитие моторики

  • Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  • Работа по развитию конструктивного праксиса.
  • Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
  • Составление букв из элементов.
  • Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Индивидуальная

Календарно-тематическое планирование на неделю и день

Перспективный план индивидуальных занятий с детьми

 План индивидуальной логокоррекционной работы на 2022__/2023__ уч. год

п/п

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— логопедический массаж;

— самомассаж языка, губ

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

с-з-ц

ш-ж-ч-щ

р-р

-- // --.

3

Развитие фонематических процессов

Индивидуальные, групповые

4

Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы;

— детеныши животных; продукты питания;

— транспорт

Групповые

5

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Индивидуальные

6

Совершенствование грамматического строя речи:

— употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

— согласование имен числительных с именами существительными;

— употребление в речи несклоняемых существительных.

Индивидуальные, групповые

7

Совершенствование психологической базы речи:

— расширение объема зрительной и слуховой памяти;

— развитие вербального мышления.

—//—

2.3. Организационно-методическая работа

Планирование организационно-методической работе на логопункте

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Планируемые результаты

1.

Зачисление детей на логопедический пункт ДОУ, утверждение списков зачисленных на логопункт детей с нарушениями речи.

До 15 сентября

Список детей, зачисленных на логопункт.

2.

Составление и утверждение циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента индивидуально-подгрупповой логопедической НОД на год.

До 15 сентября

Циклограмма, регламент.

3.

Составление Рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда.

До 15 сентября

Рабочая программа, годовой план работы.

4.

Составление перспективных и календарно-тематических планов работы на год.

До 15 сентября

Перспективный и календарный план работы.

5.

Планирование логопедической подгрупповой, индивидуальной НОД.

В течение года

Ежедневные планы работы, конспекты НОД.

6.

Ведение индивидуальных тетрадей детей. Заполнение речевых карт и индивидуальных образовательных маршрутов.

В течение года

Инд. тетради, речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты детей.

2.4. Работа с педагогами

2.4.1. Планирование работы с педагогами

Планирование работы с педагогами на дошкольном логопункте

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Планируемые результаты

1.

Консультации для  учителей начальных классов на семинарах, педагогических советах:

1. Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт на заседании ППк  

Сентябрь

Протокол  заседания ППк.

2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.

Октябрь

Практический материал.

3. Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста.

Ноябрь

Презентация опыта и практический материал.

4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.

Декабрь

Практический материал и буклеты для педагогов ДОУ.

5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей младшего школьного возраста.

Январь

Презентация опыта работы, письменный материал.

6. Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.

Февраль

Письменный материал.

7. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

Март

Письменный материал.

8. Развитие диалогической речи у младших школьников 7-10 лет  лет в процессе общения со взрослыми.

Апрель

Презентация опыта работы.

9. Анализ работы логопедического пункта   за год.

Май

Письменный материал.

Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателей в летний период.

2.

Взаимодействия со специалистами МБОУ Центр образования г. Певек

1. С учителем по физкультуры,     с педагогом-психологом работающими с детьми с нарушениями речи.

В течение года

Анализ работы за год.

3. Консультация для учителей физкультуры : «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития».

Апрель

Письменный материал, презентация.

2.4.2. Планирование содержания совместной образовательной деятельности с воспитателями и специалистами

Планирование содержания совместной работы с  учителями начальных классов

Распределение обязанностей с педагогами

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Формирование правильного произношения.
  • Подготовка к обучению грамоте, овладение   грамотой и чтением.
  • Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Поэтому для планирования содержания совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и  учителя начальных классовнужно сначала распределить между собой задачи коррекционно-педагогической работы.  

Диагностическая работа: взаимодействие воспитателя и логопеда

учитель

Учитель-логопед

Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;
  • "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
  • "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа: взаимодействие воспитателя и логопеда

Педагог

Логопед

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

 Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

В целях оптимизации данного процесса логопед проводит для   тематические семинар-практикумы в течение года. Логопед может рассказать, как для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель может использовать специальные фразы-стимулы для активизации у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю, ты уже умеешь правильно говорить» и т.д. При этом логопед может рассказать, как их использовать в режимных моментах, организуя специальные обучающие, провокационные и корректирующие ситуации.

Профилактическая работа: взаимодействие  учителя начальных классов и учителя-логопеда

 Педагог

Логопед

Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.

Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Комплексно-тематическое планирование

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:  1 класс

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Москва

2 неделя

Детский сад

3 неделя

Овощи

4 неделя

Фрукты

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Ягоды

2 неделя

Грибы

3 неделя

Хлеб

4 неделя

Деревья

5 неделя

Осень

НОЯБРЬ

1 неделя

Посуда. Бытовая техника*

2 неделя

Человек. Части тела

3 неделя

Продукты питания

4 неделя

Неделя игры. Игрушки

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Одежда

2 неделя

Обувь. Головные уборы

3 неделя

Зима. Зимующие птицы

4 неделя

Новый год.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Зимние забавы

2 неделя

Дикие животные

3 неделя

Домашние животные

4 неделя

Домашние птицы

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Мебель

2 неделя

Профессии. Инструменты

3 неделя

Наша Армия

4 неделя

Животные севера

МАРТ

1 неделя

Дом. Семья

2 неделя

Город

3 неделя

Транспорт

4 неделя

Весна

АПРЕЛЬ

1 неделя

Перелетные птицы

2 неделя

Космос

3 неделя

Животные жарких стран

4 неделя

Рыбы

5 неделя

Цветы

МАЙ

1 неделя

День Победы

2 неделя

Насекомые

3 неделя

Школьные принадлежности

4 неделя

Лето

* Тема «Бытовая техника» интегрируется в темах «Дом. Семья» «Профессии», «Овощи» «Фрукты» «Одежда»

Годовое событийно-ориентированное планирование работы

Месяц

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

Событийно-ориентированное планирование "Я и моя семья"

Социальные ориентировки

События месяца

Если я поступлю так, то мама (папа)...

Что скажут родители, если если ..

Как попросить прощения?

Коммуникативно-игровой практикум

Октябрь - ноябрь

Событийно-ориентированное планирование "Я и мои друзья"

Социальные ориентировки

События месяца

Комплименты

Трудно сказать правду

Как правильно спорить и признавать ошибки

Дискуссионный клуб

Декабрь

Событийно-ориентированное планирование "Моя дорога в жизни"

Социальные ориентировки

События месяца

Почему ты хочешь так поступить? Как поступить по-другому? А как лучше?

Самые важные слова

Социально-нормативный проект "Ростовые куклы" (межгрупповой)

Январь - февраль

Событийно-ориентированное планирование "Характеры и судьбы"

Социальные ориентировки

События месяца

На чужих ошибках учатся. Почему так говорят?

Что бывает, когда...

Чтобы..., надо...

Если... , то...

Практикум на основе социально-ориентированных игр

Март - апрель

Событийно-ориентированное планирование "Мир людей и мир природы"

Социальные ориентировки

События месяца

Догадайся, о чем думают ребята? Предложи им свой вариант плана действий

Составьте вместе план

Коммуникативно-речевой тренинг на основе комментированного рисования

Май - июнь

Событийно-ориентированное планирование "Социальное пространство и время"

Социальные ориентировки

События месяца

Назови, чье решение тебе показалось лучшим и почему

Тренинг проблемных коммуникативных ситуаций

Планирование содержания совместной работы со специалистами

Мероприятия

Срок

Ответственные

Организационные мероприятия

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK

Май

 , логопед, медицинские работники

Комплектование групп (логопункта) с учетом рекомендаций ПMПК

Май-июнь

Заведующий ДОУ, логопед, психолог

Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом и речевом развитии детей и выявления запросов, пожеланий

Сентябрь

Логопед, старшая медсестра

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса

Сентябрь

Логопед, воспитатели

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической и логопедической работе

Январь

Специалисты, логопед, психолог

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов

Ежемесячно

Логопед, специалисты

Особенности речевого и психофизического развития детей с нарушениями в развитии (семинар)

Декабрь

Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра

Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми с нарушениями в развитии речи (семинар-практикум)

Ноябрь

Логопед

Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям:

То же

  логопед

— организация индивидуальных занятий с ребенком;

Октябрь

— методика проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

Октябрь

— поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях коррекции речевой деятельностишкольников;

Ноябрь

— создание предметно-развивающей и обогащенной среды;

Декабрь

— консультации но запросам

В течение года

Инновации   специальном образовании (педагогическая гостиная)

Апрель

 Куратор с ОВЗ учителя начальных классов

Совместная коррекционно-педагогическая деятельность

Обследование различных сторон психофизического и речевого развития детей

Сентябрь

   Психолог, учитель-логопед

Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической и логопедической работы

— II —

То же

Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации

Сентябрь — октябрь

Специалисты

Взаимопосещение занятий: групповых;

— индивидуальных;

— интегрированных

Декабрь— апрель

Учитель-логопед, психолог, учителя начальных классов

Проведение тематических родительских собраний

Октябрь, январь, май

Логопед, воспитатели, специалисты

Участие в работе психолого-педагогического консилиума

В течение учебного года

Специалисты,  педагоги, родители

Аналитические мероприятия

Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга

Декабрь - апрель

 Психолог, учитель-логопед, учителя начальных классов

Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол)

Май

То же

Составление цифрового и аналитического отчета

— II —

Учитель-логопед

Выступление на итоговом педагогическом совете

— II —

— // —

2.5. Работа с родителями

2.5.1. Планирование задач и содержания

1

Направления деятельности

Участие в родительских собраниях

Индивидуальные консультации, беседы

Групповые консультации

Оформление наглядной агитации

2

Формы работы

Выступления на родительских собраниях

Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации по воспитанию и обучению детей

Групповая консультация

Стенд для родителей

«Советы логопеда»

Папки-передвижки

3

Цель

Знакомство с задачами коррекционной работы на логопедическом пункте  

  1. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции нарушений.
  2. Формирование установки на оптимизацию детско-родительских отношений.
  1. Уточнение индивидуальных особенностей ребенка, его характера и поведения.
  2. Формирование представлений о возможностях и ресурсах ребенка с ОВЗ.
  3. Оказание психолого-педагогической поддержки семье.
  1. Знакомство с онтогенезом функции и особенностями ее восстановления в условиях домашнего воспитания и обучения.
  2. Привлечение и активизация родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении.
  3. Отработка навыков работы с детьми в домашних условиях, закрепление знаний и представлений, сформированных в условиях группы (пункта).

Активное участие родителей в жизни группы – на уровне участия в проектировании предметно-развивающей среды и организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками

4

Условия реализации

  • компетенция учителя-дефектолога в области детской физиологии, специальной педагогики и психологии, методиках развития, воспитания и обучения;
  • активность учителя-дефектолога;
  • заинтересованность родителей;
  • своевременное анкетирование и выявление запросов родителей;

Активность и заинтересованность родителей воспитанников группы

5

Срок проведения

сентябрь-май

В течение уч. года

сентябрь-май

Ежемесячно

6

Отчетная документация

Протоколы собраний.

Папка

«Работа с родителями»

Папка

«Работа с родителями»

Рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

2.5.2. Перспективное планирование взаимодействия с семьей

Годовой план взаимодействия с семьями воспитанников

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Планируемые результаты

1.

Выступления на родительских собраниях

Цели и задачи логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт МБО ЦО. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и соблюдению методических рекомендаций.

Сентябрь

Тетрадь протоколов родительских собраний, презентация-консультация.

Подведение итогов коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, зачисленными на логопедический пункт МБОУ. Рекомендации родителям на летний период.

Май

Тетрадь протоколов родительских собраний.

2.

Консультации для родителей

1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования.

Сентябрь, май

Устная информация.

2. Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях.

Октябрь

Письменные материалы.

3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

Ноябрь

Картотека игр.

4. Речевые игры с детьми по дороге в школу, магазин. Игры дома  

Декабрь

Картотека игр.

5. Игры на развитие внимания, памяти и мышления.

Январь

Презентация.

6. Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

Февраль

Картотека игр.

7.Играем пальчиками – развиваем речь.

Март

Картотека игр.

8. Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 лет.

Апрель

Картотека игр.

9. Рекомендации родителям на летний период.

Май

Письменный материал.

3.

Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей.

В течение года

Журнал учета консультативной работы.

2.6. Оснащение кабинета

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Результаты

1.

Пополнение учебно-методического комплекса.

- новинки методической литературы

- пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми

- пополнение консультаций для педагогов и родителей

В течение года

Картотеки, методические разработки, книги консультации

2.

Пополнение учебно-дидактического комплекса

- новые игры и игрушки для работы с детьми

- пособия для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

В течение года

Дидактические игры и пособия

3.

Пополнение канцелярии

В течение года

Канцелярские принадлежности, бумага, папки и т.д.

2.7. Повышение профессиональной квалификации

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Результаты

1.

Участие в работе методического объединения  учителей начальных классов

В течение года

Письменные материалы

2.

Участие в педагогических советах, семинарах, консилиумах МБОУ ЦО и на уровне района

В течение года

Письменные материалы

3.

Просмотр открытых занятий, мастер-классов

В течение года

Письменные материалы, анализ просмотренных мероприятий

4.

Отслеживание и изучение новинок в методической литературе по внедрению ФГОС в работу учителя-логопеда в общеобразовательном заведении на специализированных сайтах, в журнале « Школьный логопед» « Дефектология»

В течение года

Письменные материалы, презентации, консультации

5.

Работа над темой: « Нейротренажеры , как средство развития межполушарного взаимодействия»

В течение года

Практические материалы


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

Кабинет специалиста имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
  2. Информационная зона для педагогов и родителей.
  3. Зона индивидуальной коррекции речи и психического развития.
  4. Зона подгрупповых занятий.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

1. Документы.

  • Инструктивно-нормативные документы (законы, постановления, положения, концепции).
  • Программы и материалы, дополняющие программы.
  • Документация учителя-логопеда образовательной организации

2. Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта, систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки).

3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).

4. Методический раздел.

5. Наглядно-дидактический материал.

Пособия для обследования и развития слуховых функций

Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.

Пособия для обследования и развития интеллекта

Пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.

6. Оборудование.

7. Мебель.

3.2. Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды

Кабинет оснащен компьютером и выходом в сеть интернет, что позволяет активно использовать ИКТ и формировать в течение года интерактивное образовательное пространство в соответствии с АООП для детей с ЗПР .

Коррекционные задачи соотносятся с комплексами компьютерных игр и упражнений.

3.3. Годовой план профессиональной деятельности

№ П/П

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

1.

Организационная

Сентябрь-октябрь

Написание анализа работы за учебный год

Апрель-май

2.

Диагностическая

Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка (вновь прибывшие дети)

Сентябрь

Психолого-педагогическое наблюдение

Динамическое наблюдение, промежуточные срезы

В течение года

Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии через обследование в ДОУ.

Январь

3.

Коррекционно-педагогическая

Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям

Написание и дополнение конспектов занятий

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно расписанию:

Коррекционная работа с детьми, предполагающая коррекцию и развитие психических процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), продуктивной деятельности;

Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

В течение года

4.

Информационно-аналитическая

Формирование банка данных о детях с ОВЗ

Анкетирование родителей

В течение года

Сентябрь

5.

Методическая

Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах

Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями.

Участие в конкурсах различного уровня

В течение года

6.

Консультативная

Работа с педагогами

Составление задач на год со всеми узкими специалистами

Проведение коррекционно – педагогической работы в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом

Консультирование педагогов,  психолога по волнующим их вопросам, касающихся особенностей и специфики работы с конкретным ребенком либо с группой/ подгруппой  обучающихся

Подготовка детей к участию в праздниках, утренниках, конкурсах совместно с  педагогом организатором

В течение года

Работа с родителями

Сентябрь-октябрь, апрель – май

В течение года

Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей

Проведение бесед, консультаций

Выступление на родительских собраниях

Приглашение родителей на индивидуальные занятия,

Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок – передвижек.

3.6. Мониторинг индивидуального развития детей

Обследование проводится со всеми детьми группы систематически в сентябре, когда ребёнок поступает в группу и в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребёнка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами образовательного учреждения.

Методики обследования:

Направления обследования:

Фиксация результатов

  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Методические рекомендации и иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка/ психолого-педагогическое и речевое/. Методические рекомендации и картинный материал.
  • Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.
  • Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.
  • Безрукова О.А., Коленкова О.Н. Иллюстративное приложение к тестовым заданиям.
  • состояние устной речи (логопедическое обследование);
  • психическое развитие и состояние речемыслительной деятельности;
  • дифференцированная диагностика первичных и вторичных речевых нарушений;
  • сформированность предпосылок к овладению письменной речью;
  • диагностика общей способности к обучению, обследование учебных навыков;

Результаты исследования диагностического направления фиксируются в индивидуальных протоколах обследования, на основании которых составляются речевые карты, характеристики на воспитанников. Если необходимо, то разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса коррекционной школы

Адаптированная рабочая программа по чтению   и развитию речи предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальны...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...

Основная общеобразовательная рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)....

Основная общеобразовательная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)....

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ Дизорфографии при ТНР (5 класс, вариант 5.1)

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 5 классов, имеющими тяжёлые нарушения речи, проявляющиеся в ошибках письменной речи (дизорфографии) и процесса чтения (дислексии), и прив...

Основная общеобразовательная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)...

Основная общеобразовательная рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)...