Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа
Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Логопедическое заключение: недоразвития речи средней степени тяжести у ребенка с минимальными дизартрическими нарушениями с обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель: формирование у обучающегося устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
- формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
- формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
- развитие способности осуществлять, контролировать свои речевые действия.
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимся устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения и письма.
Результаты образовательно-коррекционной работы
Личностными результатами являются:
∙ развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
∙ желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
∙ наличие мотивации к овладению устной речью
Коррекционно-развивающая работа осуществляется посредством индивидуального вида деятельности. Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 20 минут каждое.
В целях закрепления пройденного на занятиях материала учитель-логопед дает задание учителю, воспитателю и рекомендации родителям ребенка.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения необходимо систематически уточнять, расширять и закреплять во всех видах деятельности всеми участниками образовательного процесса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во час | Дата | Примечание | |
1 | Мониторинг уровня общего развития обучающегося | 1 | |||
2 | Обследование уровня развития импрессивной стороны речи | 1 | |||
3 | Обследование уровня развития мелкой моторики | 1 | |||
4 | Обследование произносительных возможностей обучающегося | 1 | |||
5 | Закрепление обобщающих понятий («Покажи то, чем ты будешь есть» и др.) | 1 | |||
6 | Закрепление обобщающих понятий («Покажи то, что ты наденешь на прогулку») | 1 | |||
7 | Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними) | 1 | |||
8 | Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает — слезает) | 1 | |||
9 | Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий) | 1 | |||
10 | Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению наречий (впереди — сзади, внизу — вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало). | 1 | |||
11 | Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок») | 1 | |||
12 | Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени мужского и женского рода («Покажи, где Женя спал, где Женя спала», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала») | 1 | |||
13 | Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. | 1 | |||
14 | Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий) | 1 | |||
15 | Обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка») | 1 | |||
2 четверть | |||||
1 | Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций) | 1 | |||
2 | Общие артикуляционные упражнения | 1 | |||
3 | Обучение пониманию соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой: «Покажи, кто ловит рыбу», «Покажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»). | 1 | |||
4 | Специальные упражнения для губ | 1 | |||
5 | Упражнения для языка, «Лопаточка», «Качели», «Часики», «Маляр» , «Чашечка» , «Цоканье» | 1 | |||
6 | Вызывание звука [ш] по подражанию | 1 | |||
7 | Постановка звука [ш] с механической помощью | 1 | |||
8 | Уточнение артикуляции звука [ш] в упражнениях «Ветерок», «Шарик» | 1 | |||
9 | Закрепление звука [ш] в прямых слогах ША, ШУ, словах с этими слогами | 1 | |||
10 | Закрепление звука [ш] в прямых слогах ШО, ШИ, словах с этими слогами | 1 | |||
11 | Закрепление звука [ш] в середине слова | 1 | |||
12 | Закрепление звука [ш] в обратных слогах АШ, УШ, словах с этими слогами | 1 | |||
13 | Закрепление звука [ш] в обратных слогах ОШ, ЫШ, словах с этими слогами | 1 | |||
14 | Закрепление звука [ш] в слогах со стечением согласных, словах с этими слогами | 1 | |||
15 | Закрепление звука [ш] во фразе | 1 | |||
16 | Печатание слоговых рядов с проговариванием. | 1 | |||
3 четверть | |||||
1 | Закрепление звука [ш] в загадках, стихах, коротких текстах | 1 | |||
2 | Закрепление звука [ш] в коротких текстах | 1 | |||
3 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в прямых слогах | 1 | |||
4 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в обратных слогах | 1 | |||
5 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в слогах со стечением согласных | 1 | |||
6 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в словах | 1 | |||
7 | Дифференциация звуков [с]- [ш] на уровне фразы | 1 | |||
8 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в загадках, стихах, пословицах | 1 | |||
9 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в коротких текстах | 1 | |||
10 | Дифференциация звуков [с]- [ш] в самостоятельной речи | 1 | |||
11 | Изменение существительных по падежам | 1 | |||
12 | Изменение существительных по падежам | 1 | |||
13 | Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в косвенных падежах по опорным вопросам | 1 | |||
14 | Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в косвенных падежах по опорным вопросам | 1 | |||
15 | Согласование местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла) | 1 | |||
16 | Согласование местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла) | 1 | |||
17 | Правильное употребление форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли) | 1 | |||
18 | Образование существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик, | 1 | |||
19 | Образование существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -очк-, -ечк-. | 1 | |||
20 | Самостоятельное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий | 1 | |||
21 | Самостоятельное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей по сюжетным картинкам | 1 | |||
4 четверть | |||||
1 | Самостоятельное употребление в речи трехсоставного простого предложения с прямым дополнением | 1 | |||
2 | Самостоятельное употребление в речи трехсоставного простого предложения с косвенным дополнением | 1 | |||
3 | Формирование умения предлагать сотрудничество с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив | 1 | |||
4 | Формирование умения выражать желание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив | 1 | |||
5 | Использование в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями | 1 | |||
6 | Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы по прочитанной сказке | 1 | |||
7 | Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий | 1 | |||
8 | Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы по картинкам | 1 | |||
9 | Заучивание двустиший | 1 | |||
10 | Заучивание простых потешек | 1 | |||
11 | Использование в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями | 1 | |||
12 | Заучивание коротких стихотворений совместно со взрослым | 1 | |||
13 | Заучивание коротких сказок совместно со взрослым | 1 | |||
14 | Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы по прочитанной сказке | 1 | |||
15 | Обследование звукопроизношения и слоговой структуры, фонематических процессов | 1 | |||
16 | Обследование лексико-грамматического строя речи, связной речи | 1 | |||
17 | Обследование процессов письма и чтения | 1 |
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
- Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
- Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
- Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
- А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
- М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
- А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г
- Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
- М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
- Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Учебные пособия для работы с детьми:
- О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
- И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
- Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
- Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
- А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)
Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...
Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Письмо и развитие речи»предметная область: «Язык и речевая практи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету: «Чтение и развитие речи»предметная область: «Язык и речевая практи...