ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КОЖЕВНИКОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
материал
Тема опыта: «Повышение качества урока трудового обучения через использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Автор педагогического опыта: Кожевникова Елена Владимировна, учитель ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Повышение качества урока трудового обучения через использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Автор педагогического опыта: Кожевникова Елена Владимировна, учитель ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат»
Актуальность педагогического опыта
Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии - это технологии, позволяющие сохранять здоровье участников образовательного процесса.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Работа учителя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.
Занимаясь обучением и воспитанием школьников, имеющих стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, передо мной остро встает вопрос о соблюдение условий здоровьесбережения и формировании культуры здорового образа жизни при проведении уроков. Соблюдение условий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.
Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является учебное занятие. Для современного учебного занятия характерна информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей.
В нашем образовательном учреждении есть все условия для реализации целей и задач, которые мы, педагоги, ставим перед собой и, посредством которых решаются проблемы сохранения здоровья обучающихся.
В основу инновационной деятельности положены следующие принципы, которые удовлетворяют принципам здоровьесбережения:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип доступности;
- Принцип учета индивидуальных особенностей.
Главным в своей педагогической идее считаю: создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшение утомляемости, улучшение настроения и повышение активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.
Основная идея
Изучив психолого – педагогическую литературу, я проанализировала понятия «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающие образовательные технологии», рассмотрела понятие «здоровье» и «технология», определила роль в развитии интеллектуальных способностей, изучила особенности развития интеллектуальных способностей детей, подобрала формы и методы помощи по развитию интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в учебное занятие.
Данный опыт решает следующие задачи:
№п/п | Задачи |
1. | Обучение навыкам осознанного выбора поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье |
2. | Обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации) |
3. | Формирование представлений о правильном и здоровом питании, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности |
4. | Формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье |
5. | Создание условий для реализации идей по развитию интеллектуальных способностей |
В настоящие время стала очевидной идея необходимости использования на уроках здоровьесберегающих технологий, так как они дают широкие возможности для активизации учебного процесса.
Теоретическая база опыта
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению профессора В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Также данные проблемы рассматриваются в работах педагогов, психологов, философских трудах, научно-публицистической литературе:
- теории развития познавательных процессов (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, З.А-.Зак, А.М.Матюшкин и др.);
- научные труды мыслителей, философов, исследователей процессов формирования познавательных интересов детей (Аристотель, Э.Кассирер, Ф.Фребель, Р.Хофман, М.Монтессори, Ф.Ницше, К.Д.Ушинскиий, Дж.Локк, Л.Н.Толстой, Я.А.Коменский, В.А. Сухомлинский, А.Лосев, Ю.Степанов, Г.Н. Волков и др.)
- изучение личности ((Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др);
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в усовершенствовании работы, по созданию системы комплексного подхода к развитию интеллектуальных способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и, как следствие, повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий.
Технология опыта
Одной из главных задач обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создание условий, гарантирующих формирование и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий. Но педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на применение их на основных уроках (письмо, чтение, математика и т.д.) или на внеурочных модулях. Уроки поварского дела, которые я веду, как правило проходят после основных уроков. К этому времени у детей наблюдается психоэмоциональная усталость, повышенная утомляемость и, как следствие, снижение учебной и социальной мотивации. Именно это обратило меня к поиску возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе проведения урока трудового обучения и этот вопрос занимает особое место в моей работе.
Мой опыт направлен на использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта.
Цель опыта: создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.
Мною были поставлены следующие задачи:
- Разработать комплекс здоровьесберегающих упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности и работоспособности учащихся на уроках;
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психофизического и нравственного развития;
- Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Гипотезой моего исследования является положение о том, что уровень сформированности познавательной активности обучающихся зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении.
Методы исследования в данной работе были использованы следующие:
- изучение и анализ литературных источников;
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
- наблюдение, беседа, тестирование.
Поскольку урок – ведущая форма учебной деятельности, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.
Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.
Из вышеизложенного следуют принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
Я занимаюсь обучением и воспитанием школьников, имеющих стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, работаю с детьми-инвалидами. Весь учебно-воспитательный процесс строится на основе уровневой дифференциации, индивидуального подхода, для отдельных обучающихся мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – педагогов. Моей основной задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё собственное здоровье. Для этого необходимо исследование, оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности, проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности. Соблюдение условий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь «Не навреди».
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому учителю приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения. Вхождение в урок необычным способом, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)
1. Организационный момент.
Итак, прошу внимания,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
2. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
- И сегодняшний наш урок будет посвящен одному очень известному и любимому овощу, а вот какому, вы узнаете, отгадав загадку.
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли? Ели да хвалили!
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и другие. В игровой форме проходит работа с технологической картой: дети поочередно выходят к доске и разбирают последовательность различных этапов. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
1. Для урока - путешествия
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
2. Работа по карточкам.
Сегодня мы с вами научимся готовить картофельное пюре и подавать его к столу.
А чтобы знать из каких продуктов оно готовится, мы выполним задание.
Перед вами лежат карточки с названием различных продуктов. Вам необходимо вычеркнуть продукты, которые не понадобятся при приготовлении картофельного пюре.
Чтобы узнать, с чего мы начнем процесс приготовления блюда, мы выполним задание. На ваших карточках перепутаны этапы приготовления блюда, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в логическую цепочку.
Заполни таблицу. Расставь этапы по порядку
№ этапа | Этап первичной обработки |
очищаем от кожуры, | |
моем грязные овощи, | |
моем очищенные овощи, | |
удаляем глазки, |
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор. Также это может быть какое-то небольшое стихотворение, подсказывающее тему сегодняшнего урока или элементы психогимнастики. Также в организационную часть урока может быть включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие психофизические недостатки умственно отсталых обучающихся. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамичные стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает школьников на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Все коррекционно-развивающие упражнения проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка. Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока. Также необходимо включение в каждый урок мотивации на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место на уроках отвожу проведению физкультминуток для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе я использую следующие виды физминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательные упражнения;
- су-джок терапия;
- кинезиологические упражнения.
Также не менее важны гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Нужно отметить, что утомляемость обучающихся и риск психологических расстройств в большей степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Охранительный режим обучения направлен на стабилизацию эмоционального тонуса и повышения уровня работоспособности обучающихся в классе. Поэтому на уроке необходимо наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; место и длительность применения ТСО, моторная плотность урока, обязательно наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, наличие эмоциональных разрядок, темп и особенности окончания урока.
На своих уроках я обеспечиваю вовлечение каждого обучающегося в процесс активного обучения, использую в образовательном процессе передовые педагогические технологии и знания возрастной психологии. Мои уроки отличает атмосфера психологического комфорта и сотрудничества, использование дидактического материала, тщательно подобранная наглядность, работающая на протяжении всего урока. Всегда уделяю пристальное внимание развитию речи обучающихся с умственной отсталостью, познавательной сферы и их самостоятельности. На уроках использую перфокарты, тестовые задания, индивидуальные карточки-задания, разнообразный яркий раздаточный материал, видеоуроки, что способствует развитию у детей с нарушением интеллекта познавательной активности, способности к анализу и синтезу, формирует умение обобщать и делать выводы.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках. На уроках учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Опыт работы подтвердил, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов на уроке, индивидуальных подход к обучающимся, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяет повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья и, как следствие, повысить качество урока.
Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей педагогической деятельности много внимания уделяя теме развития интеллектуальных способностей обучающихся, сталкиваюсь со следующими противоречиями:
- между несформированностью ВПФ и желанием к получению новых знаний.
- между признанием необходимости развития интеллектуальных способностей с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса развития данных навыков и путей их реализации.
Пути их решения:
1. Использование современных технологий, совершенствование форм и методов.
2. Оптимальное сочетание репродуктивных и нетрадиционных методов и форм в коррекционно – развивающей работе.
Все возникающие вопросы в моей работе, стараюсь решить через систему самообразования, используя различные педагогические методики, традиционные и нетрадиционные формы и приёмы их реализации.
Результативность опыта
Конечно, нельзя сказать о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Думаю, что моим обучающимся будет интересно, комфортно в дальнейшей жизни и самое главное – они научатся сохранять свое здоровье: как психическое, так и физическое.
Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась повышения качества знаний по предмету трудовое обучение (поварское дело). О результативности моей профессиональной деятельности свидетельствуют следующие показатели:
- результативность учебной мотивации и познавательной активности обучающихся;
- уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние три года;
- участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах.
Результативность учебной мотивации и познавательной активности обучающихся
2019-2020учебный год | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год |
1 полугодие 22% | 1 полугодие 30% | 1 полугодие 43% |
2 полугодие 27% | 2 полугодие 35% | 2 полугодие 52% |
Уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние три года
2019-2020учебный год | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | ||||
Предмет | Класс | Качество в % | Класс | Качество в % | Класс | Качество в % |
Профильный труд (поварское дело) | 6 | 44 | 7 | 47 | 8 | 50 |
Успеваемость в % | Успеваемость в % | Успеваемость в % | ||||
100 | 100 | 100 |
В своей работе использую элементы современных образовательных технологий, которые можно применить в коррекционных образовательных учреждениях, что обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся к предмету, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют большой шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость. Таким образом, очевидна необходимость применения здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества урока.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт адресован учителям коррекционных общеобразовательных школ, детских домов, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Результаты применения педагогического опыта представлены в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы-интерната, провожу открытые уроки. Методические разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков размещаю на сайте образовательного учреждения и на своем сайте.
«Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ на уроках поварского дела» - заседание ШМО учителей трудового обучения.
«Лэпбук как инновационное средство работы с умственно-отсталыми обучающимися» - семинар по дефектологии.
«Реализация федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в условиях школы-интерната»- педагогический совет
«Организация предметно - развивающей среды в школе - интернате в соответствиии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» -семинар по дефектологии «Повышение эффективности трудового обучения, воспитания и профессиональной подготовки обучающихся с УО(ИН)» -педагогический совет.
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества урока» - заседание ШМО учителей основной школы.
«Организация учебной деятельности на уроках поварского дела в условиях здоровьесберегающей педагогики» -заседание ШМО учителей трудового обучения «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела и подготовка к самостоятельной жизни»-заседание ШМО учителей трудового обучения .
«Инновационная деятельность учителя как основа развития современной школы»-педагогический совет.
Опыт моей работы представлен:
на сайте учреждения https://sh-int-insarskaya-r13.gosweb.gosuslugi.ru/pedagogam-i-sotrudnikam/attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov/persony_22.html
на собственном мини-сайте https://nsportal.ru/user/701459
Наглядное приложение: видеофрагмент урока https://youtu.be/08rPZQczawk
Список литературы.
- Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
- Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.
- Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
- Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
- Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
- Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
- Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:ПрофитСтайл, 2008. – 256 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
- Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/03/picture-64565.jpg)
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-160798-1359054010.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/04/picture-217331-1614838846.jpg)
Обобщение педагогического опыта Кривошапко Юлии Владимировны на тему: «Народная культуры, как инструмент формирования профессиональных навыков студентов ОГАОУ СПО
Материал дает возможность оценить приемы,методы работы и дать оценку педагогическому опыту преподавателя спецдисциплин в СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869224-1482321125.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта Сиркиной Елены Анатольевны учителя математики МОБУ»Кемлянская СОШ»
"Проблемное обучение на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-685906-1513540287.jpg)
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-685906-1513540287.jpg)
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330099-1383072430.jpg)
Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны
Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны...
- Мне нравится (2)