Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны
статья на тему
Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Кишалинская СОШ» Асессоровой Елены Михайловны
Тема: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике».
Актуальность опыта.
Основное требование общества к современной школе - всестороннее внимание к личности ребенка, создание условий для ее полноценного развития, возможности самореализации.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, призванных обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих повысить качество образования учащихся. Современный ученый педагог Марк Поташник определяет: “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. Наша малокомплектная школа имеет свои трудности, обусловленные небольшим количеством учащихся. Небольшая наполняемость классов в то же время обладает и рядом преимуществ, которые необходимо знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. Так, в условиях малокомплектной школы педагогу легче осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Индивидуальный подход – это:
- принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
- ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психически здоровый школьник способен получить среднее образование, успешно овладеть учебным материалом в пределах школьной программы. И учитель должен добиваться этого в отношении всех учащихся, но при этом, конечно же
необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности
1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
2. Социально-экономические факторы.
3. Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
4. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
В любой школе нет двух детей, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций. В каждом классе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Есть ученики, которые отстают в развитии от своих сверстников или отличаются внимательностью на уроках, кто пропускает большое количество уроков по болезни, а есть и те, которые мгновенно схватывают материал. Многим обучение нужно только для того, чтобы окончить школу, и потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки. Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского: « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». На необходимость различать индивидуальные особенности учащихся и учитывать их при обучении указал еще древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан: «Благоразумный наставник, прежде всего, должен узнать свойства ума и характер поручаемого ему ученика».
Теоретическая база опыта.
Индивидуальный стиль познавательной деятельности можно рассматривать как один из психологических механизмов усвоения школьниками знаний, умений и навыков, а формирование самого стиля познания - как один из важных резервов повышения эффективности обучения. Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям.
-Н.Г. Морозова отмечает, что интерес характеризуется тремя моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. Однако, не все учащиеся сразу начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Реализация индивидуального подхода в обучении школьников - это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровня его знаний, формированием умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку.
-И.Э. Унт, понимает под индивидуализацией обучения стремление к такому содержанию, технологиям и организации процесса обучения, при котором учет индивидуальных особенностей учащихся осуществляется во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Унт дает определение понятия “индивидуализация обучения” через понятие “дифференциация”, рассматривая дифференциацию как учет индивидуальных особенностей учеников в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. “Индивидуализация и дифференциация обучения” являются самыми употребляемыми понятиями, но объясняются они учеными по-разному. Некоторые отождествляют понятия индивидуального и дифференцированного подходов. Действительно, данные понятия находятся в некотором единстве, однако они не являются рядоположенными категориями и не тождественны. Понятие “индивидуальный подход” шире, так как круг затрагиваемых в нем вопросов выходит за рамки обучения. Кроме того, дифференцированный подход обеспечивает только частичный учет и проявление индивидуальности обучаемого, являясь этапом в реализации индивидуального подхода, его составной частью, условием.
- И.Д. Бутузов, характеризуя дифференцированный подход к обучению, отмечает такую характерную сторону его осуществления, как разделение учащихся на группы по индивидуально-психологическим качествам. С дидактической точки зрения, дифференциация обучения – личностно-ориентированная система обучения на принципиально новой мотивационной основе. С точки зрения дидактического соотношения, следует понимать, что индивидуализация обучения, как принцип процесса образования, и дифференцированное обучение, как конкретная форма организации обучения, предоставляют определенные условия для реализации этого принципа в условиях массовой школы. Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом, как мы уже говорили, и состоит понимание «индивидуального подхода» в общем смысле этого выражения.
-Е.С. Рабунский отмечает, что, во-первых, принцип индивидуального подхода подчеркивает необходимость систематического учета индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника; во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения; в-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом (предполагается творческое развитие индивидуальности ученика). Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения
Технология опыта.
Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Нужно вскрыть перед учащимися причины отставания и указать пути ликвидации пробелов. Важно, чтобы учащийся постоянно чувствовал свое продвижение вперёд; объём и трудность заданий следует увеличивать постепенно. Моя задача как учителя - изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Часто даже незначительное продвижение окрыляет ребенка, повышает интерес к занятиям. Ученики с проявлениями лености очень болезненно реагируют на обнаружение их недостатка перед другими. Они отнюдь не равнодушны к своим неудачам, как это принято считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успеха ни в одной области. Они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается. Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, опрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты до тех пор, пока ученик не почувствует уверенности в своих силах.
Общеизвестно, что одной из самых больших трудностей при изучении математики является то, что каждая новая тема опирается на обширный ранее изученный материал и незнание некоторых вопросов, даже весьма частных, влечет за собой непонимание нового материала. Поэтому перед изучением темы важно проанализировать, что должны знать и уметь учащиеся. Полезно дать каждому задание на повторение материала, причем задание должно содержать не только теоретический материал, но и задачи.
Чтобы организация индивидуальной работы на уроках была наиболее эффективной нужно решить следующие задачи:
- повысить активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения на уроках;
- обеспечить учащимся возможность обучения в соответствии со своими индивидуальными особенностями и темпом усвоения;
- выработать у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности;
- снизить утомляемость и напряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности и повышения интереса к предмету;
- привить учащимся навыки сотрудничества со сверстниками, коллективизма, взаимоконтроля и взаимообучения как главный резерв эффективности обучения;
- использовать демократический (психосберегающий) стиль общения учитель – ученик, учащихся между собой, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь;
- дать возможность утвердить свое личное неповторимое “Я” именно через индивидуальный либо в малой группе способ работы на уроках.
Работа учителя — это постоянный, не прекращающийся ни на один день поиск, поиск путей совершенствования процесса обучения.
Ведь каждый ребенок приходит в школу из разной социальной среды, в которой он развивался, следовательно, несет различный багаж знаний и умений.
“…В школе больше теряют в своем развитии те, кто достиг высокого умственного развития до школы, и выигрывают те, кто пришел в школу с низким уровнем умственного развития” (Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998).
Зона ближайшего развития таких детей разная и, как следствие этого, разный темп их развития и усвоения знаний. Поэтому возникает необходимость обращения к индивидуальной работе с учащимися. При использовании индивидуальной работы на уроках учащиеся с большой зоной ближайшего развития могут продвигаться вперед, насколько позволяет им их индивидуальный темп. А учащиеся, имеющие определенные трудности в учении, получают возможность проявить себя, найти ту сферу, в которой они с успехом могут самореализоваться, утвердиться. Как правило, наличие значимой сферы, успехи на уроке, утверждение себя, способность справиться с определенными задачами влекут за собой “повышение успеваемости”, улучшение результатов обучения. И тогда можно твердо отойти от обучения с ориентировкой на ученика со средними способностями, когда сдерживаются наиболее даровитые и подгоняются вялые.
Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, для организации индивидуальной работы с ними мне очень важно знать силы каждого ученика, прийти к твердому убеждению, что все мои ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе, нет и участия ученика в общей работе.
При организации индивидуальной работы с учащимися я опираюсь на характеристику возраста учащихся и связанные с этим особенности обучения.
П.П. Блонский в своем учении о формировании личности ребенка обращает внимание на то, что если в начальной школе особенностями обучения были частая сменяемость видов деятельности (в силу слабого произвольного внимания детей), опора на предметно-образное мышление и учет подвижной активности, то своеобразие обучения в среднем звене должно отражать изменения, происшедшие в интеллектуальном развитии подростков. Значимой деятельностью для подростка становится общение.
Выделяются следующие характерные для подросткового возраста особенности:
- произвольное внимание делается достаточно устойчивым;
- усвоение опирается на книгу, то есть развилась так называемая опосредованная память;
- мышление становится более систематическим, еще в значительной мере конкретно, но уже выходит за пределы непосредственно воспринимаемого и ищет объяснения ему;
- уже имеется самоконтроль в работе;
- приобретены элементарные навыки систематического умственного труда.
Обучение в этот период должно все больше основываться на самостоятельной работе учащихся и организовываться так, чтобы с самого начала постепенно подводить их к овладению методами саморазвития.
Небольшая наполняемость классов в нашей школе позволяет мне более тесно общаться с детьми, осуществлять непосредственно частую связь с родителями. Именно малокомплектная школа дает возможность для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого. Я выявляю индивидуальные особенности каждого ребенка, наблюдаю за продвижением ученика от незнания к знанию, отслеживаю развитие умений и навыков по предмету. Для того чтобы у отстающего ученика выработать положительное отношение к своим силам, необходимо сначала поощрять его успехи в учебе, не требующей усилий, затем уже поощрять успехи в учебе, требующей некоторых усилий, и только потом поощрять успехи в учебе, требующей значительных усилий. То есть, в данной системе работы по формированию положительного отношения к учению у отстающего школьника я иду от простого к более сложному. Выявив отстающего ученика, я принимаю ряд профилактических мер, делаю акценты в обучении именно на такого ученика на каждом этапе урока. Для учащихся, имеющих хороший потенциал, я предусматриваю детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей; даю возможность приобщаться к новой информации, прививаю стремление к приобретению знаний; предусматриваю развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения; поощряю инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии. Индивидуальность в обучении дает возможность сделать обучение восприимчивым к любым инновациям, идти в ногу со временем. В образовании учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого школьника, создание социокультурной ситуации его развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика, отличий учащихся друг от друга по разным характеристикам.
Результативность опыта
В государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения делается акцент на формировании у учащихся универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении этот термин определяется как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Так как в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, то учет особенностей данных блоков учебных действий у учащихся позволяет не только повысить эффективность учебной деятельности, но и наиболее грамотно выстраивать деятельность педагогов в рамках государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Учет данных особенностей целесообразно и эффективно производить с позиций индивидуального подхода в обучении. Таким образом, можно прийти к выводу, что реализация индивидуального подхода не только способствует наиболее успешному выполнению учебной деятельности учащимися, создает условия для развития тех качеств, от которых и зависти успешность этой самой деятельности, но и позволяет педагогам осуществлять эффективную деятельность в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения
Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Результаты ВПР 2016-2017уч. год
Класс | Количество уч-ся | % Уровень | % качества знаний |
5 | 1 | 100 | 100 |
Результаты ЕГЭ
Профильный уровень
2016-2017 уч. год
Класс | Количество уч-ся | Максимальное количество баллов | Минимальное количество баллов | Среднее количество баллов |
11 | 5 | 62 | 23 | 40 |
2017-2018 уч. год
Класс | Количество уч-ся | Максимальное количество баллов | Минимальное количество баллов | Среднее количество баллов |
11 | 4 | 68 | 39 | 56 |
Базовый уровень
2016-2017 уч. год
Класс | Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | Средний балл | % качества знаний |
11 | 5 | 2 | 3 | 1 | - | 4,2 | 83 |
2017-2018 уч. год
Класс | Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | Средний балл | % качества знаний |
11 | 4 | 4 | - | - | - | 5 | 100 |
Результаты ГИА
2015-2016уч. год | |||||||
Класс | Количество учащихся | % качества знаний | Уровень% | Средний балл | |||
9 | 3 | 67 | 100 | 3,6 | |||
2016-2017уч. год | |||||||
Класс | Количество учащихся | % качества знаний | Уровень% | Средний балл | |||
9 | 2 | 50 | 100 | 3,5 | |||
2017-2018уч. год | |||||||
Класс | Количество учащихся | % качества знаний | Уровень% | Средний балл | |||
9 | 6 | 100 | 100 | 4 |
Новизна опыта.
Для школы - в применении дифференцированных контрольных работ, оценке знаний умений и навыков учащихся.
Для автора опыта:
- в использовании карточек-тестов для слабоуспевающих;
- карточек индивидуального опроса на местах и у доски;
- дифференцированных контрольных работ;
- тематических карточек-заданий для внеклассной работы: -дифференцированного домашнего задания.
Адресная направленность.
Данный опыт будет полезен;
- учителям математики (особенно начинающим), так как даёт возможность быстро пролонгировать, как учащиеся с различной математической подготовкой поняли изучаемый материал и откорректировать пробелы в знаниях учащихся;
- другим учителям-предметникам, так как предлагаемые методические приёмы могут быть использованы не только на уроках математики.
Область применения.
Опыт может применяться:
- во всех классах с небольшим количеством учеников;
- на любых уроках;
- во внеурочное время на дополнительных занятиях с учащимися;
Трудоёмкость опыта,
Для реализации опыта требуется:
- создание большого количества карточек и дидактических материалов для индивидуальной работы;
- разработка дифференцированных контрольных работ по темам;
- постоянная работа по осуществлению контроля за усвоением учебного материала для возможности последующей коррекции знаний учащихся.
Планируя самостоятельную работу, я намечаю задания для учащихся в соответствии с их уровнем знаний, умений и навыков, определяю меру руководства индивидуальной работой учащихся. В планах намечаю перспективу работы как с отдельными учащимися, так и с группами, определяю цель работы, ее содержание и методику.
Овладение приемами самостоятельной работы у учащихся происходит успешнее, если необходимую помощь от учителя они получают в письменном виде.
Виды инструктажа:
- Указание плана работы (приемы, последовательность, основные этапы).
- Сообщения, указания к решению, образцы способа решения.
- Показ схем, приводящих к правильному выводу:
- вспомогательные вопросы,
- алгоритм решения.
- Подача подтверждающей информации:
- ответы,
- образцы решения.
При сообщении домашних заданий слабо успевающим учащимся предлагаю найти параграф учебника, ознакомиться с текстом задачи, задать вопросы; обращаю их внимание на важные и трудные моменты, рекомендую последовательность выполнения домашнего задания.
Виды дифференцированных заданий по математике
1) Задания с алгоритмическими предписаниями
«Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определенной (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих некоторому классу (или типу)».
Основные черты, характеризующие алгоритм:
- указания, входящие в предписание, однозначно определяют характер и условия каждого действия;
- посредством алгоритма может быть выполнено не одно задание (решен пример), а целый класс подобных заданий;
- с помощью алгоритма всегда можно прийти к правильному результату.
Пример задания: Решить уравнение:
х3 + 3х (х – 8) = 2х (3 – х + 0,5х2) + 1
- Привести уравнение к стандартному виду.
- Найти дискриминант уравнения.
- По формуле корней квадратного уравнения вычислить его корни.
2) Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями
В этих заданиях даются указания и советы частичного характера, определяющие выбор способа действия, активизирующие внимание на центральном звене задания.
Задание. Найти производную сложной функции:
у = (2х – 1)3
Решение:
- Обозначить 2х – 1 = и, тогда у = и3.
- Найти производную f’(u) = (u3)’.
- Найти производную φ’(х) = (2х – 1)’.
- Производная сложной функции равна у = f’(u) . φ’(х).
3) Задания с выбором ответа
Это такие задания, в которых предлагается пример или задача и варианты ответов. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, соответствует данному заданию.
Задание. Координаты точки пересечения графика функции с осью ординат равны:
- (1; 0)
- (0; 1)
- (0; 2)
- (2; 0).
4) Задания с применением классификации
К данному виду можно отнести задания, в которых учащемуся нужно по ряду признаков отнести пример или задачу к определенному классу.
Задание. Выписать уравнения, решаемые способом приведения к общему основанию, и решить их:
25х = 42х+1
3х+2 + 3х+1 + 3х = 39
32х – 10 . 3х + 9 = 0
23х – 0,5 = 0
13х = 1
53х = 25х+0,5
8х = 4х-1
4х – 5 . 2х – 24 = 0
5) Задания с выполнением некоторой их части
Учащимся предлагается задание (содержит готовое решение некоторых действий), решение которого нужно закончить. В готовом виде даются те части решения, которые представляют на определенной ступени трудность для учащихся.
Задание. Отрезок MN, равный 12см, расположен вне плоскости . Концы отрезка отстоят от плоскости на расстоянии MM1 = 14 см, NN1 = 20 см. Найти угол между MN и плоскостью .
Решение.
Проведем M1K || MN.
KM1 N1 – искомый.
6) Задания с образцом выполнения
Для усвоения приема решения показательных уравнений сведением их к квадратным могут быть предложены задания с развернутым образцом решения.
Задание. Решить уравнение 4х + 3 . 2х – 4 = 0 .
Образец решения уравнения 2 . 2х + 4х = 80 .
- 4х = 22х
- 2 . 2х + 22х = 80
- 2х = у; 22х = у2
- 2у + у2 = 80
- 2х = у1 2х = -10 нет решений, т.к. 2х > 0
- 2х = у2 2х = 8 2х = 23 х = 3
Ответ: х = 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...
Участие учителя физики МБОУ СОШ №4 Семикиной Елены Ивановны города Льгова Курской области в конкурсах педагогических достижений в 2016-2017 учебном году
Чтобы был профессиональный рост-надо регулярно проводить самоанализ своей работы....
Обобщение педагогического опыта учителя МБОУ « Умётская СОШ» Максаковой Елены Викторовны
Материал представляет собой описание педагогического опыта за межаттестационный период. Тема: "Реализация единства теории и практики – один из главных принципов совре...
Публичное представление педагогического опыта учителя математики МБОУ «Усть-Рахмановская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Васильевой Татьяны Ивановны.Тема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»...
Портфолио АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Портфолио АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия...
видеозапись фрагмента урока (ссылка)АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского р-на РМ
видеозапись фрагмента урока (ссылка)АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского р-на РМ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КОЖЕВНИКОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Тема опыта: «Повышение качества урока трудового обучения через использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...