Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
статья на тему
Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей является наиболее актуальным при организации работы в специальных коррекционных образовательных учреждениях, каким и является наша школа.
Основным профилем нашей школы – интернат является обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей с отклонениями в развитии.
Практическая значимость проблемы социализации заключается в том, чтобы научить своих воспитанников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._opyt.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Безбородовой Аллы Владимировны
«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни».
Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей является наиболее актуальным при организации работы в специальных коррекционных образовательных учреждениях, каким и является наша школа.
Основным профилем нашей школы – интернат является обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей с отклонениями в развитии.
Практическая значимость проблемы социализации заключается в том, чтобы научить своих воспитанников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным в обществе.
Концептуальность.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Выдвигаемые принципы:
- Учить делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
- Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям.
- Воспитывать потребность в труде, как образе жизни.
- Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.
- Прививать навыки самоконтроля.
Теоретическая база.
Опыт основан на изучении работ Щербаковой А.М., где она подробно освещает реализацию программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников коррекционной школы- интерната VIII вида.
Из данной программы выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда.
- Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность.
- Обеспечение адекватного профессионального самоопределения.
Особая роль отведена Программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.
Ведущая педагогическая идея.
Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих воспитанникам овладеть навыками социализации. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.
Оптимальность и эффективность средств.
Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях в повседневной жизни. Формируются навыки, позволяющие выйти в самостоятельную жизнь уверенным человеком, имеющим адекватную самооценку, с желанием и умением трудиться.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.
Деятельность социального педагога школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в рамках социализации воспитанников, охватывает следующие направления: диагностико-прогностическое, коррекционно-образовательное и социокультурное, функционально-организационное, профилактическое, правовое .
В разделе диагностико-прогностической работы я, как социальный педагог, совместно с практическим психологом изучаем возрастные и личностные особенности детей, выявляем факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатываем коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.
Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.
Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневрологии) и данными, полученными при психологическом и логопедическом обследовании.
Здесь чрезвычайно важно изучить и понять социальный профиль семьи (если она имеется), взаимоотношения детей и родственников, материальные, жилищные условия воспитанника, чтобы в дальнейшем спрогнозировать влияние родных на самостоятельную жизнь подростка, заблаговременно позаботиться о его жилищном и материальном обеспечении.
Суть коррекционно-образовательного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения.
Социальный педагог оказывает помощь в индивидуальной педагогической коррекции, т.к. я являюсь членом ПМПК, то выявляю факторы, препятствующие развитию ребенка, составляю карту «Сведения социального характера».
Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса.
В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов оказываю помощь администрации школы-интерната и семьям в профориентации воспитанников.
В моей деятельности, как социального педагога, следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.
Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах полиции и суда, судебных приставов. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, защита алиментных интересов, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками и т.д.
Эффективная деятельность социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты. От четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными органами, благотворительными учреждениями и т.д.) будет зависеть успешность решения многих жизненно важных проблем и, в первую очередь, успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ результативности.
Показателями эффективности работы являются следующие факты:
- Отмечается рост уровня социализированности выпускников.
- Происходит преобладание личностной направленности на здоровый образ жизни, снижается количество детей имеющих вредные привычки.
- Прочные дружеские отношения.
- Снижение количества детей, стоящих на учете в ПДН.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Несомненно, существует ряд трудностей, связанных с неспособностью «самостоятельнее» применять полученные знания в различных жизненных ситуациях,
не сформированностью мотивов и интересов к хозяйственно - бытовой деятельности, неумением детей продуктивно общаться с окружающими. Работа по этим направлениям на данный момент кажется мне приоритетной, и именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.
Адресные рекомендации по использованию данного опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, классным руководителям, студентам педагогических колледжей.
Материал размещен:
- на сайте учреждения;
- на собственном мини- сайте : http://nsportal.ru/bezborodova-alla-vladimirovna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны
Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...