Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
статья на тему

Безбородова Алла Владимировна

     Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

   Понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей является наиболее актуальным при организации работы в специальных коррекционных образовательных учреждениях, каким и является наша школа.

   Основным профилем нашей школы – интернат является обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей с отклонениями в развитии.

 Практическая значимость проблемы социализации заключается в том, чтобы научить своих воспитанников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным в обществе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Безбородовой Аллы Владимировны

«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни».

     Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

   Понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей является наиболее актуальным при организации работы в специальных коррекционных образовательных учреждениях, каким и является наша школа.

   Основным профилем нашей школы – интернат является обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей с отклонениями в развитии.

 Практическая значимость проблемы социализации заключается в том, чтобы научить своих воспитанников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным в обществе. 

  Концептуальность.

 Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

  Выдвигаемые принципы:

  • Учить делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
  • Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям.
  • Воспитывать потребность в труде, как образе жизни.
  • Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.
  • Прививать навыки самоконтроля.

  Теоретическая база.

  Опыт основан на изучении работ Щербаковой А.М., где она подробно освещает реализацию программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников коррекционной школы- интерната VIII вида.

  Из данной программы выделила и взяла на вооружение следующие задачи:

  1. Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда.
  2. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность.
  3. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения.

 Особая роль отведена Программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.

 

 Ведущая педагогическая идея.

  Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих воспитанникам овладеть навыками социализации. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.

 

 Оптимальность и эффективность средств.

  Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях в повседневной жизни. Формируются навыки, позволяющие выйти в самостоятельную жизнь уверенным человеком, имеющим адекватную самооценку, с желанием и умением трудиться.

     Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.   
   Деятельность социального педагога школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в рамках социализации воспитанников, охватывает следующие направления: диагностико-прогностическое, коррекционно-образовательное и социокультурное, функционально-организационное, профилактическое, правовое .
   В разделе диагностико-прогностической работы я, как социальный педагог, совместно с практическим психологом изучаем возрастные и личностные особенности детей, выявляем факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатываем коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.
   Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.
Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневрологии) и данными, полученными при психологическом и логопедическом обследовании.
   Здесь чрезвычайно важно изучить и понять социальный профиль семьи (если она имеется), взаимоотношения детей и родственников, материальные, жилищные условия воспитанника, чтобы в дальнейшем спрогнозировать влияние родных на самостоятельную жизнь подростка, заблаговременно позаботиться о его жилищном и материальном обеспечении.
   Суть коррекционно-образовательного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения.
Социальный педагог  оказывает  помощь в индивидуальной педагогической коррекции, т.к. я являюсь членом ПМПК, то  выявляю факторы, препятствующие развитию ребенка, составляю карту «Сведения социального характера».
   Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса.
  В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов  оказываю помощь администрации школы-интерната  и семьям в профориентации воспитанников.

     В моей  деятельности, как социального педагога, следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.
   Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах полиции и суда, судебных приставов. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, защита алиментных интересов, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками и т.д.
  Эффективная деятельность социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты. От четкого взаимодействия социального педагога со  школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными органами, благотворительными учреждениями и т.д.) будет зависеть успешность решения многих жизненно важных проблем и, в первую очередь, успешная социализация  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

     

     Анализ результативности.

    Показателями эффективности работы являются следующие факты:

  •  Отмечается рост уровня социализированности выпускников.
  • Происходит преобладание личностной направленности на здоровый образ    жизни, снижается количество детей имеющих вредные привычки.
  •  Прочные дружеские отношения.
  • Снижение количества детей, стоящих на учете в ПДН.

     

     Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

     Несомненно, существует ряд трудностей, связанных с неспособностью «самостоятельнее» применять полученные знания в различных жизненных ситуациях,

 не сформированностью мотивов и интересов к хозяйственно - бытовой деятельности, неумением детей продуктивно общаться с окружающими. Работа по этим направлениям на данный момент кажется мне приоритетной, и именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.

      Адресные рекомендации по использованию данного опыта.

  Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, классным руководителям, студентам педагогических колледжей.

 Материал размещен:

  • на сайте учреждения;
  • на собственном мини- сайте : http://nsportal.ru/bezborodova-alla-vladimirovna

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...

Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...