Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
статья по теме
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_2.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Аналитическая справка
«Описание педагогического опыта
Шариповой Елены Петровны - учителя истории
МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»,
Кваркенского района Оренбургской области,
раскрывающего сущность методической системы»
Становление опыта происходило в МБОУ «Кировская СОШ». Третий год работаю над темой «Рациональное использование мультимедийных технологий для расширения знаний учащихся». Главным направлением в работе считаю осуществление демократизации учебно-воспитательного процесса и перевод ученика из объекта обучения в субъект, с которым необходимо налаживать партнёрские отношения; овладение историко-социологическими законами и суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Наличие кабинета истории, который функционирует 4 года, оснащенный компьютером, мультимедиа позволяет внедрять новые инновационные технологии, использование которых лежит в основе моей методики.
Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную из различных источников смесь слов, фраз, законов, а это значит раскрывать у учащихся способность понимать, чувствовать, думать. Должна быть последовательно выстроенная концепция обучения и воспитания. Нельзя слепо следовать чужой методике, ведь по справедливому утверждению К.Д. Ушинского: «Опыт скопировать нельзя, можно взять на вооружение мысль, выведенную из опыта». Для воспитания творческой личности ученика учитель сам должен быть творцом. Если же он останется в плену у самых гениальных и эффективных, но чужих методик, его ученики никогда не обретут качества творческой личности. Требования образовательных стандартов нацеливают на использование новых подходов к образовательному процессу. Это побудило меня пересмотреть взгляды и выстроить свою методическую систему.
Возникновение опыта было обусловлено следующими противоречиями:
- необходимость воспитания хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем;
- новые требования, предъявляемые обществом к современному образованию и старый сложившийся стереотип мышления;
- необходимость освоения большого объема учебного материала при недостаточно сформированных общеучебных умений и навыков школьников.
Как преподаватель общественных гуманитарных дисциплин чувствую за собой ответственность за успех становления открытого демократического общества, ведь формирование гражданина начинается именно со школьных уроков истории и обществознания.
Я считаю, что дифференциацию обучения целесообразно осуществлять не столько за счет расширения или сужения программного материала, внешнего различия программ, но и за счет различия в подходах и методах обучения. Наиболее эффективными особенностями работы с компьютерной поддержкой для формирования у учащихся положительной мотивации, создания комфортных условий обучения на уроках считаю: увеличение объема тренировочных заданий; достижение уровневой дифференциации обучения; сокращение времени для отработки технических навыков учащихся; достижение оптимального темпа работы учеников, развитие творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности.
Компьютер на уроках становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов - значит обучать методам приобретения знаний. Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
Всё сказанное выше позволяет признать опыт по активизации мыслительной и творческой деятельности не только актуальным и значимым на сегодняшний день, но и представляющим практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, добытые путём поиска и умственных усилий, становятся не только интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.
Новизна опыта заключается в адаптации мультимедийных технологий в условиях сельской школы.
Идея опыта заключается в активизации умственной деятельности учащихся, развитии творческой мысли и критического мышления посредством использования проектной исследовательской деятельности, через совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём творческую активность), а затем предоставить ему основания для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания, осознать их значимость и ценность для практической деятельности.
Цель опыта - способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий и явлений); формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других. Продуктивная познавательная деятельность учащихся, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Для активизации мыслительной деятельности я постоянно использую на своих уроках информационные мультимедийные технологии, что делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.
Большую помощь в работе мне оказывают материальная база кабинета истории и школьная медиатека. Проведение уроков в медиатеке даёт возможность:
1) развивать навыки работы с информацией в системе;
2) развивать коммуникативные умения: навыки групповой работы и работы с аудиторией;
3) закреплять и совершенствовать навыки работы с компьютером.
Для работы с компьютером использую «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия» на двух дисках, мультимедиа учебник группы авторов «История России 20 века» издательства «Клио Софт», который можно использовать как фрагментарно, выбирая нужную информацию, так и проводить тематические блоки уроков.
Как наиболее перспективную педагогическую мультимедийную технологию использую метод проектов, который позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи, недостатки.
Реализация проектного обучения требует большого количества времени и навыков работы с информационными ресурсами. Опыт использования презентаций показал, что они позволяют видоизменять содержание занятий, привлекать к проведению уроков и внеурочных мероприятий учащихся разных групп, разного уровня подготовки.
Темы для проектно-исследовательской деятельности обучающихся выбираем такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю Оренбуржья. Это, например, проекты «Учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященные 65-летию Победы, исследовательский проект «Ю.А.Гагарин. Поиск призвания», «История моей семьи в истории моей страны». Все это свидетельствует о большой популярности проектной деятельности среди учащихся, способствует изучению истории своей страны, своего родного края. Проводим большую работу по созданию электронного краеведческого музея.
На уроках истории и исторического краеведения для организации поисково-исследовательской деятельности и контроля я веду мониторинг заданий и контроля по блок-модулю. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей. Учитель-консультант перед каждым модулем проводит входящую диагностику, обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).
Здоровые дети – это благополучие общества. Учебный день школьника насыщен значительными нагрузками, использование компьютера на уроке также ведет к переутомлению. Поэтому считаю, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности школьника – это одна из главных моих задач. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, провести физминутки.
О результативности моего опыта работы свидетельствуют факты:
1 Перевод организации учебно-воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика.
2. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года создают ситуацию успеха. Растет число участников конкурсов.
3. Компьютер в кабинете истории и школьный интернет создают больше возможностей учащимся для получения информации и сокращения времени при обучении и выполнении творческих работ, повышения качества творческих работ учащихся по предмету.
4. Ежегодно выпускники Кировской школы выбирают и успешно сдают ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, используют результаты при поступлении в ВУЗы.
Данный опыт может быть использован учителями – предметниками гуманитарного цикла при условии знакомства с основами мультимедийной технологии и при условии принятия личностных целей, запросов и интересов учащихся, уважения их личности и достоинства.
Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии.
Трудоёмкость же заключается в больших временных затратах на подготовку к урокам.
Мною проводится большая работа по распространению собственного педагогического опыта. Провожу ежегодные мастер-классы для школьного методического объединения, для районного методического объединения учителей истории провела мастер-класс по краеведению «Тайные общества. Политические ссыльные», на курсах повышения квалификации были разработаны конспекты уроков по модулю «Основы светской этики» и модулю «Основы религиозных культур»). Мои методические разработки, размещенные на Интернет- сайтах, имеют положительные отзывы коллег.
Семь лет назад после появления в МОБУ «Кировской СОШ» компьютерного класса, молодые коллеги нашей школы учили меня работать мышкой на компьютере, а сейчас я с чувством благодарности и удовлетворения могу заметить, что мой методический опыт по рациональному использованию мультимедийных технологий, для расширения знаний учащихся используется моими коллегами как в нашей Кировской средней школе, так и в школах района, а также коллегами из Интернет сообществ.
Среди молодых учителей историков есть три моих выпускника, которые после окончания исторического факультета ОГУ работают в школах области и в Орском краеведческом музее. Мы поддерживаем тесные профессиональные отношения, именно в них я вижу результат и продолжение своей педагогической деятельности.
Шарипова Елена Петровна - учитель истории МБОУ « Кировская средняя общеобразовательная школа» Кваркенский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка результатов деятельности Шариповой Елены Петровны- учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области, по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного соц
Материалы к аттестации предоставленные на конкурс "Учитель года"...
Характеристика (Образец) на студентку _____, ФФ (ИЯ), ___ группы, Ф.И.О., проходившую педагогическую практику на базе МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2, с. Венгерово, Венгеровского района, Новосибирской области
Характеристика, составленная мною на студентку,проходившую педагогическую практику на базе МКОУ ВСОШ № 2....
ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны
Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"
В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....