Обобщение педагогического опыта Кривошапко Юлии Владимировны на тему: «Народная культуры, как инструмент формирования профессиональных навыков студентов ОГАОУ СПО
материал на тему

кривошапко юлия владимировна

Материал дает возможность оценить приемы,методы работы и дать оценку педагогическому опыту преподавателя спецдисциплин в СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_obobshchenie_opyta_moy.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

преподавателя спецдисциплин

ОГАОУ СПО « Белгородский механико-технологический колледж»                Кривошапко Юлии Владимировны  на тему:

«Народная культуры,  как инструмент   формирования

профессиональных навыков   студентов  ОГАОУ СПО « БМТК».

                   1.Актуальность и условия возникновения опыта

               За последние время в нашей стране произошли серьезнейшие изменения. Россия стала страной, открытой миру, строящей рыночную экономику и демократическое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, имеющий  большую, чем ранее свободу, а значит  и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца XIX – первой половины XX индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. В таком обществе ценится умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, возможность видеть проблемы, уметь их анализировать, оценивать и находить практические пути их решения.  

         На сегодняшний день  решение проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, опирающейся на опыт исторического развития народного искусства и народных промыслов, подготовка специалистов в области дизайна не является полной и эффективной. Основной целью   данного элемента профессиональной подготовки студентов является формирование у них этнохудожественной культуры.

           Актуальность формирования этнохудожественной культуры    будущих специалистов обусловлена тем, что современный дизайнер призван являть собой истинного носителя национального самосознания, способствующего посредством своей художественно-творческой деятельностью духовному развитию подрастающих поколений, воспитанию у   эстетического вкуса, внимательного отношения к истории и культуре собственной страны.

         В  настоящее время идет активный поиск способов более органичного вхождения традиций народной культуры в дизайн современной среды. Дизайн как формообразующее направление в социокультурном пространстве в условиях средне профессионального учебного заведения решает   задачи: проектировать современный дизайнерский объект с оглядкой на историю его развития и в сочетании с национально-культурологическими аспектами региона. Это  связано с возникшей высокой востребованностью в квалифицированных кадрах   дизайнеров   широкого профиля. А также обусловлено современным состоянием и существующими подходами к визуализации культуры,  комплексным проектированием среды, потребностью в качественных, высокохудожественных объектах материальной и духовной культуры, в которых бы отражалось и проявлялось национальное своеобразие.  

           

                                                   2.Новизна опыта

            Общий стаж  моей педагогической деятельности составляет шестнадцать  лет. В данном учебном заведении – пять лет. Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования народной культуры в процессе преподавания спецдисциплин в нашем колледже. Я  стараюсь  стимулировать интересы учащихся,  развивать  у них творческие способности, желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении профессией. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждой группе есть свои приёмы работы и  формы её организации.  Изначально  студенты,  поступающие в колледж  имеют разный уровень художественно-изобразительной подготовки и   природных задатков. Спецдисциплины: рисунок и живопись, спецрисунок и художественная графика, проектная графика, художественное проектирование одежды – требуют от студентов творческих способностей. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от профессии и психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя полученные результаты, я  намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным студентам.  Подобный опыт дает возможность решить проблему изначально разно-уровневой подготовки учащихся. И в рамках учебной программы, не меняя сути задания,  я могу каждый раз предлагать новые творческие вариации практических работ, тем самым, решаю основные педагогические задачи, задачи дифференцирования при выполнении задания,   и повышения интереса к ним.

                          3. Теоретическая база и технология опыта

                  На современном этапе развития российского общества происходит постепенное возрождение интереса к национальной культуре. Возрождение традиций народной художественной культуры, в свою очередь, предполагает актуализацию в образовательном процессе национальных ценностей и установок.

                Ключевым направлением трансформирующейся сферы отечественного образования для данного конкретно-исторического этапа становится педагогическая парадигма, выполняющая нормативную функцию формирования «менталитета личности и социума» ( И.C. Гершунский, 1998),  который базируется на сложившейся системе национальных традиций.  

                Исследование вопросов традиций и традиционности в культурных образовательных аспектах проводилось такими учеными, как А.П. Андреев  (С.К. Бондырева, Р.Б. Вендровская, Д.В. Колесов, А.И. Селиванов и другими исследователями.

                 Проблемам народного декоративно-прикладного творчества посвящены работы крупнейших исследователей народного искусства П.А. Богатырева, В.М. Василенко, Е Воронова, М.А. Некрасовой.

Вопросы художественного профессионального образования в контексте народного  декоративно-прикладного искусства рассматривались такими исследователями, как И. Богуславская, Н.М. Ведерникова, В.М. Вишневская, Ю.Б. Иванова, H.H. Мамонтова, В.И. Максимович, A.A. Мелик-Пашаев, Е.С. Потапова, Л.Я. Супрун, Н.В. Черкасова и  

               Особенности применения основ декоративно-прикладного искусства в образовании воспитании студентов   рассматривали Е.В. Алексеенко, Т Комарова, В.Ф. Канев, Н.П. Саккулина, К.А. Скворцов, Т.Я. Шпикалова.

              Анализ современных теоретических и прикладных подходов к проблеме формирования профессиональной культуры у будущих специалистов в СПО,  а также качеству профессиональной подготовки  позволил   обозначит следующее :

            - необходимость повышения этнохудожественной культуры будущих специалистов и социальной значимостью их профессиональной деятельности по созданию определенных аспектов социокультурного пространства современного общества;

            -вопрос содержания традиционной системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров и  не разработанность теоретико-педагогических и практических основ процесса формирования этнохудожественной культуры специалистов подобного профиля [4].

         Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. Наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, при котором преподаватель применяет различные технологии обучения,  разнообразные формы занятий. В своей работе я использую как индивидуальные, так и групповые способы обучения; традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге, лекционному материалу); дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»). Исходя  из дидактических целей, целей организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся это могут быть - уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков,  комбинированные уроки, уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.  Я сочетаю учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. В своей работе я использую нестандартные уроки: (урок-экскурсия,  урок - ролевая игра, урок – презентация). Они  являются одним из важных средств обучения, т.к. формируют у студентов устойчивый интерес, снимают напряжение,  помогают формировать навыки учебной и профессиональной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему,  у студентов формируются более прочные, глубокие знания, развивается интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и другие сферы.  

            Особо хотелось бы остановиться на опыте, отработанном в ходе преподавания спецдисциплин для специальности  260903 « Моделирование и конструирование швейных изделий».

           Комплесный подход в подготовке специалистов в области дизайна костюма дает большие возможности для развития творческих умений, эстетического воспитания студентов через средства искусства, формирования у них художественного вкуса, чувства прекрасного, умения правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира.  

            Дисциплины « Спецрисунок и художественная графика» и « Живопись» дают возможность студенту освоить основные приемы выполнения  графических и живописных работ, изучить изобразительную грамоту, познакомиться с различного рода жанрами искусства. Я предлагаю для студентов старших курсов (4,5 курсы) учебные постановки по рисунку и живописи в народном стиле, тем самым ставлю задачу познакомиться с народным колоритом, передать дух и традиции наших предков. Поиск решения позволяет студенту развить образное мышление, возможность создать художественный образ в соответствии с заданием.  Студент применяет фактурные, композиционные, колористические приемы в решении поставленных задач. Графические работы  несут дух народных традиций, и в тоже время  передают современный, индивидуальный взгляд каждого студента, его неповторимый авторский почерк. Студент самостоятельно выбирает технику исполнения, материалы. Живописные натюрморты передают стилистику народности посредством характерного колорита, предметов старины и народных промыслов. Декоративное решение натюрмортов создает характерный образ, передает дух народности  .  

           Особое место в изучении дисциплины « Спецрисунок и художественная графика»  я уделяю заданиям, которые предполагают рисование с натуры. Я предлагаю студентам тематические постановки. Это повышает интерес к выполнению задания. Для развития творческого мышления, художественного видения, интереса к родной культуре студенты выполняют рисунок фигуры человека с натуры в одежде по народным мотивам с  дополнительными атрибутами, которые  помогают   им создать творческую тематическую композицию, выполнить графическую работу, применяя различные приемы и средства художественной выразительности. Характерная поза натурщика – пластика рук и жестов, выражение лица, выбор фона и композиции,  цвета  придают рисунку особое  настроение.  Несмотря на одинаковые цели и задачи задания, каждый студент решает их по-своему. Одни прибегают к  более графическим средствам художественной выразительности, другие - к более живописным и декоративным. Как будущие специалисты в области проектирования одежды, учащиеся  знакомятся с особенностями изображения т пластики ткани, её фактуры, показывают объемно-пространственную форму костюма, в частности народного  .  

              В предметах народного искусства нашли отражение нравственно-эстетические идеалы народа, его религиозные представления, особенности национальной психологии и быта.   Поэтому наряду с изучением отдельных произведений или отдельных видов искусства необходимо комплексное исследование народных  ансамблей костюма, естественно сложившихся в том или ином регионе.  

          Изучение народной культуры и применение её в процессе обучения возможно в рамках изучения дисциплины  «Проектная графика». У студента есть возможность    близко познакомиться с элементами народной культуры, коим является народный костюм. Наряду с традиционными уроками в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные галереи и краеведческий музей,  культурные центры, на выставки.  

              Учебная  программа дисциплины « Проектная графика» включает экскурсию в Музей народной культуры г.Белгорода, где студенты могут воочию познакомиться с образцами народного творчества . Коллекции русского народного   костюма белгородской области, хранящиеся в фондах музея открывают перед студентами, как будущими специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства. Пожалуй, ни один регион в России не располагает таким богатством традиций в области национального народного костюма, как Белгородская область: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

            Такие экскурсии стали традиционными, они очень интересны, незабываемы, познавательны. Дают возможность прикоснуться к великим произведениям искусства, увидеть во всей красе уникальность культуры нашего региона. Знания учащихся о культурном становлении человечества,    помогут ориентироваться в основных явлениях современного искусства и дизайна, эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства   в своей работе.   Результатом   такого знакомства и изучения ансамбля народного костюма Белгородчины является творческая работа. Её выполнение подразумевает несколько этапов. На первом этапе студент осуществляет сбор информации, затем выполняет копию  народного костюма, где в точности показывает пропорции, составные ансамбля народный костюм. Анализ колористической гаммы и пропорционального соотношения цветов в костюме представляется в виде цветовой выкраски. Заключительный этап - это  трансформация источника в современные костюмные формы и образы  . Это задание дает возможность студенту более подробно изучить художественную систему организации народного костюма - ансамбль, ее закономерности построения. А также на практике применить особенности  приемов работы с творческим источником – народный костюм.  

              В современных условиях всеобщей глобализации, потери ценностных ориентиров у современной молодежи для меня особо важно привлекать внимание подрастающего поколения и будущего квалифицированного специалиста к народному творчеству. Мода является одним из факторов социализации молодежи, посредством одежды происходит процесс коммуникации, адаптации и социализации личности в обществе. Поэтому важно показать учащимся на конкретных примерах, как можно использовать народные мотивы в современном костюме. И я могу сказать, что эта задача решается в нашем колледже  весьма успешно.

                        В рамках дисциплины  «Художественное проектирование одежды» студенты выпускных групп, в соответствии с учебным планом выполняют задание, являющееся преддверием дипломной работы. На протяжении почти семестра у студента есть возможность глубоко, вдумчиво поработать над будущей темой итоговой дипломной работы. Задание включает основные этапы художественного проектирования: получение задания, сбор и анализ информации, поиск творческого источника, выполнение творческих зарисовок эскизов будущей коллекции одежды. Многие студенты обращаются в своих выпускных работах в качестве творческого источника именно к народному творчеству . В рамках дипломного проектирования они расширяют и углубляют тему, начатую на уроках «Художественного проектирования». Подробно изучают источник творчества, находят связь его с проектируемой коллекцией, выполняют зарисовки, делают графический планшетный ряд. Итогом становиться выполненная в материале модель костюма  . Таким образом,  на практике у них есть возможность убедиться в необходимости изучения и в возможности применения народного наследия в своей будущей работе.

                                                      4.Результативность

                В результате деятельности можно отметить:

 - вырос интерес у студентов к изучению народного творчества;

- строится   база теоретических знаний и практических умений и навыков;

- увеличивается число студентов, которые выполняют учебные, творческие, дипломные работы на основе народного источника творчества;

-формируется умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.

        Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по спецдисциплинам.           В подтверждении выше сказанного,  привожу результаты анализа использования элементов народной  культуры в качестве творческого источника в темах дипломных работ студентов специальности 260903 « Моделирование и конструирование одежды» в период с 2009 по 2013 года (таблица 1).

                                                                                                            Таблица 1

Использование темы  народного творчества в   дипломных работ в период с 2009 по 2013 года.

Учебный год

Кол-во студентов   выпускной группы

         Кол-во студентов,использовавших

тему народной культуры

 в дипломной работе

Кол-во

 в %

2008-2009

40

3

7,5

2009-2010

24

4

16,6

2010-2011

28

6

21,4

2011-2012

31

10

32,2

2012-2013

22

11

50

   

                   Исходя, из выше приведенных данных можно сделать вывод, что наблюдается очевидная динамика и стабильность  интереса студентов к теме народного творчества и изучение её  в дипломных работах. Это своего рода подтверждение моей положительной работы в частности и работы всей комиссии «дизайна одежды» в целом. И свидетельствует о том, что учащиеся интересуются истоками нашей культуры, хотят лучше ее изучить, понять, и что  самое главное,  научиться применять в своей будущей специальности. Результатами успешного опыта моей работы могут служить участия студенческих работ в выставках прикладного декоративного искусства на уровне колледжа  и международном уровне:

        - 2011- выставка-конкурс в рамках международного форума «Дебют плюс», участники Гонтарева О., Прибылова Т.- диплом участника  ;

         -2011-   международный конкурсе любителей портных и профессионалов (диплом участника Сотницкая Н.)  ;

        -2011 – международный  фестивале моды «Губернский стиль»  в   Воронеже коллекция « Забавы ради» авторы Сотницкая Н., Прибылова Т., Мхитарян Л. (особый дипломом за сохранение и развитие народной культуры в современном костюме от руководителя управления культуры администрации городского округа г. Воронеж, председателя правления музыкального общества Воронежской области, заслуженного работника культуры РФ И.П. Чухнова  ;

       - 2011- международный конкурс молодых дизайнеров костюма « Дебют плюс» ( диплом первой степени в номинации прет-а-порте коллекция мужской одежды « Воображариум», авторы Шеркевич А., Зайцева А.)  ;

      -   2013г  выставка-конкурс  в рамках творческой студенческой конференция « Народные традиции – как основа работы дизайнера» (Семенихина А.- диплом за 2-е место)  ;

        Таким образом, посредством  своих работ  наши студенты вносят свой вклад в процесс популяризации народной культуры, привлечения интереса к процессу исследования народных истоков, поднятие патриотизма и чувства гордости за Родину, что в преддверии зимней олимпиада 2014 г. в г. Сочи весьма актуально.

                                                  Заключение

       Обучение студентов спецдисциплинам является важной составной частью процесса целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов. Оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, подчеркивая, что личность необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития.  

          Результаты моего опыта    по использованию народной культуры как инструмента формирования профессиональных навыков носят положительный характер.  Работа в выбранном направлении оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, обогащая их интеллектуальный и духовный мир. Позволяет утверждать, что студенты в процессе обучения:

               -приобретают   умения и навыки, необходимые для грамотного выполнения творческих заданий   на высоком художественном и техническом уровне;  

                -развивают образное видение и  творческую  деятельности;

                -моделируют  умение саморазвития своего интеллектуального и духовного потенциала с учетом   направленности на будущую профессиональную деятельность. Это  в дальнейшем обеспечит возможность переноса опыта творческой деятельности в опыт предстоящей практической работы.

            На основе современных требований к профессиональному образованию и эстетическому воспитанию   средствами русского народного искусства   обеспечивается реализация комплексной системы освоения духовного и материального наследия нашего прошлого, осознание своих корней. Возрождение культурной и исторической памяти.  

          В дальнейшем я предполагаю продолжать  разработку методической системы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами   народных традиций и культуры.

                                                 Литература

 

 1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в 

    системе образования. – М.: Академия, 2000.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М.:

    Народное образование, 1998.

 3.Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества,-М,: Легпромбытиздат,1994

 4. Выдержки из автореферата диссертации.  «Русский народный костюм как средство развития творческой активности учащихся детской художественной школы» тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Чернова Лариса Сергеевна

5.Интернет ресурсы: http://www.dissercat.com/content/nauchno-metodicheskoe-obosnovanie-obucheniya-i-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchi#ixzz29rNdtkwp

               

 

                             

 

                       

 

                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры

Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....

Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.

Обращение к народным традициям ,является одним из составляющих элементов успешной работы преподавателя спецдисциплин.Использование этого опыта показывается на примере работы преподавателя "Белгородско...

Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.

Народная культура является одной из составляющих успешного результата в преподавании спецдисциплин....

Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов.

Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов....


 

Комментарии

кривошапко юлия владимировна

предложенный материал является результатом работы по данной теме преподавателя спецдисциплин в СПО.