Обобщение педагогического опыта Кривошапко Юлии Владимировны на тему: «Народная культуры, как инструмент формирования профессиональных навыков студентов ОГАОУ СПО
материал на тему
Материал дает возможность оценить приемы,методы работы и дать оценку педагогическому опыту преподавателя спецдисциплин в СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_obobshchenie_opyta_moy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
преподавателя спецдисциплин
ОГАОУ СПО « Белгородский механико-технологический колледж» Кривошапко Юлии Владимировны на тему:
«Народная культуры, как инструмент формирования
профессиональных навыков студентов ОГАОУ СПО « БМТК».
1.Актуальность и условия возникновения опыта
За последние время в нашей стране произошли серьезнейшие изменения. Россия стала страной, открытой миру, строящей рыночную экономику и демократическое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, имеющий большую, чем ранее свободу, а значит и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца XIX – первой половины XX индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. В таком обществе ценится умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, возможность видеть проблемы, уметь их анализировать, оценивать и находить практические пути их решения.
На сегодняшний день решение проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, опирающейся на опыт исторического развития народного искусства и народных промыслов, подготовка специалистов в области дизайна не является полной и эффективной. Основной целью данного элемента профессиональной подготовки студентов является формирование у них этнохудожественной культуры.
Актуальность формирования этнохудожественной культуры будущих специалистов обусловлена тем, что современный дизайнер призван являть собой истинного носителя национального самосознания, способствующего посредством своей художественно-творческой деятельностью духовному развитию подрастающих поколений, воспитанию у эстетического вкуса, внимательного отношения к истории и культуре собственной страны.
В настоящее время идет активный поиск способов более органичного вхождения традиций народной культуры в дизайн современной среды. Дизайн как формообразующее направление в социокультурном пространстве в условиях средне профессионального учебного заведения решает задачи: проектировать современный дизайнерский объект с оглядкой на историю его развития и в сочетании с национально-культурологическими аспектами региона. Это связано с возникшей высокой востребованностью в квалифицированных кадрах дизайнеров широкого профиля. А также обусловлено современным состоянием и существующими подходами к визуализации культуры, комплексным проектированием среды, потребностью в качественных, высокохудожественных объектах материальной и духовной культуры, в которых бы отражалось и проявлялось национальное своеобразие.
2.Новизна опыта
Общий стаж моей педагогической деятельности составляет шестнадцать лет. В данном учебном заведении – пять лет. Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования народной культуры в процессе преподавания спецдисциплин в нашем колледже. Я стараюсь стимулировать интересы учащихся, развивать у них творческие способности, желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении профессией. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждой группе есть свои приёмы работы и формы её организации. Изначально студенты, поступающие в колледж имеют разный уровень художественно-изобразительной подготовки и природных задатков. Спецдисциплины: рисунок и живопись, спецрисунок и художественная графика, проектная графика, художественное проектирование одежды – требуют от студентов творческих способностей. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от профессии и психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя полученные результаты, я намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным студентам. Подобный опыт дает возможность решить проблему изначально разно-уровневой подготовки учащихся. И в рамках учебной программы, не меняя сути задания, я могу каждый раз предлагать новые творческие вариации практических работ, тем самым, решаю основные педагогические задачи, задачи дифференцирования при выполнении задания, и повышения интереса к ним.
3. Теоретическая база и технология опыта
На современном этапе развития российского общества происходит постепенное возрождение интереса к национальной культуре. Возрождение традиций народной художественной культуры, в свою очередь, предполагает актуализацию в образовательном процессе национальных ценностей и установок.
Ключевым направлением трансформирующейся сферы отечественного образования для данного конкретно-исторического этапа становится педагогическая парадигма, выполняющая нормативную функцию формирования «менталитета личности и социума» ( И.C. Гершунский, 1998), который базируется на сложившейся системе национальных традиций.
Исследование вопросов традиций и традиционности в культурных образовательных аспектах проводилось такими учеными, как А.П. Андреев (С.К. Бондырева, Р.Б. Вендровская, Д.В. Колесов, А.И. Селиванов и другими исследователями.
Проблемам народного декоративно-прикладного творчества посвящены работы крупнейших исследователей народного искусства П.А. Богатырева, В.М. Василенко, Е Воронова, М.А. Некрасовой.
Вопросы художественного профессионального образования в контексте народного декоративно-прикладного искусства рассматривались такими исследователями, как И. Богуславская, Н.М. Ведерникова, В.М. Вишневская, Ю.Б. Иванова, H.H. Мамонтова, В.И. Максимович, A.A. Мелик-Пашаев, Е.С. Потапова, Л.Я. Супрун, Н.В. Черкасова и
Особенности применения основ декоративно-прикладного искусства в образовании воспитании студентов рассматривали Е.В. Алексеенко, Т Комарова, В.Ф. Канев, Н.П. Саккулина, К.А. Скворцов, Т.Я. Шпикалова.
Анализ современных теоретических и прикладных подходов к проблеме формирования профессиональной культуры у будущих специалистов в СПО, а также качеству профессиональной подготовки позволил обозначит следующее :
- необходимость повышения этнохудожественной культуры будущих специалистов и социальной значимостью их профессиональной деятельности по созданию определенных аспектов социокультурного пространства современного общества;
-вопрос содержания традиционной системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров и не разработанность теоретико-педагогических и практических основ процесса формирования этнохудожественной культуры специалистов подобного профиля [4].
Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. Наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, при котором преподаватель применяет различные технологии обучения, разнообразные формы занятий. В своей работе я использую как индивидуальные, так и групповые способы обучения; традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге, лекционному материалу); дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»). Исходя из дидактических целей, целей организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся это могут быть - уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, комбинированные уроки, уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Я сочетаю учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. В своей работе я использую нестандартные уроки: (урок-экскурсия, урок - ролевая игра, урок – презентация). Они являются одним из важных средств обучения, т.к. формируют у студентов устойчивый интерес, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной и профессиональной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему, у студентов формируются более прочные, глубокие знания, развивается интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и другие сферы.
Особо хотелось бы остановиться на опыте, отработанном в ходе преподавания спецдисциплин для специальности 260903 « Моделирование и конструирование швейных изделий».
Комплесный подход в подготовке специалистов в области дизайна костюма дает большие возможности для развития творческих умений, эстетического воспитания студентов через средства искусства, формирования у них художественного вкуса, чувства прекрасного, умения правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира.
Дисциплины « Спецрисунок и художественная графика» и « Живопись» дают возможность студенту освоить основные приемы выполнения графических и живописных работ, изучить изобразительную грамоту, познакомиться с различного рода жанрами искусства. Я предлагаю для студентов старших курсов (4,5 курсы) учебные постановки по рисунку и живописи в народном стиле, тем самым ставлю задачу познакомиться с народным колоритом, передать дух и традиции наших предков. Поиск решения позволяет студенту развить образное мышление, возможность создать художественный образ в соответствии с заданием. Студент применяет фактурные, композиционные, колористические приемы в решении поставленных задач. Графические работы несут дух народных традиций, и в тоже время передают современный, индивидуальный взгляд каждого студента, его неповторимый авторский почерк. Студент самостоятельно выбирает технику исполнения, материалы. Живописные натюрморты передают стилистику народности посредством характерного колорита, предметов старины и народных промыслов. Декоративное решение натюрмортов создает характерный образ, передает дух народности .
Особое место в изучении дисциплины « Спецрисунок и художественная графика» я уделяю заданиям, которые предполагают рисование с натуры. Я предлагаю студентам тематические постановки. Это повышает интерес к выполнению задания. Для развития творческого мышления, художественного видения, интереса к родной культуре студенты выполняют рисунок фигуры человека с натуры в одежде по народным мотивам с дополнительными атрибутами, которые помогают им создать творческую тематическую композицию, выполнить графическую работу, применяя различные приемы и средства художественной выразительности. Характерная поза натурщика – пластика рук и жестов, выражение лица, выбор фона и композиции, цвета придают рисунку особое настроение. Несмотря на одинаковые цели и задачи задания, каждый студент решает их по-своему. Одни прибегают к более графическим средствам художественной выразительности, другие - к более живописным и декоративным. Как будущие специалисты в области проектирования одежды, учащиеся знакомятся с особенностями изображения т пластики ткани, её фактуры, показывают объемно-пространственную форму костюма, в частности народного .
В предметах народного искусства нашли отражение нравственно-эстетические идеалы народа, его религиозные представления, особенности национальной психологии и быта. Поэтому наряду с изучением отдельных произведений или отдельных видов искусства необходимо комплексное исследование народных ансамблей костюма, естественно сложившихся в том или ином регионе.
Изучение народной культуры и применение её в процессе обучения возможно в рамках изучения дисциплины «Проектная графика». У студента есть возможность близко познакомиться с элементами народной культуры, коим является народный костюм. Наряду с традиционными уроками в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные галереи и краеведческий музей, культурные центры, на выставки.
Учебная программа дисциплины « Проектная графика» включает экскурсию в Музей народной культуры г.Белгорода, где студенты могут воочию познакомиться с образцами народного творчества . Коллекции русского народного костюма белгородской области, хранящиеся в фондах музея открывают перед студентами, как будущими специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства. Пожалуй, ни один регион в России не располагает таким богатством традиций в области национального народного костюма, как Белгородская область: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Такие экскурсии стали традиционными, они очень интересны, незабываемы, познавательны. Дают возможность прикоснуться к великим произведениям искусства, увидеть во всей красе уникальность культуры нашего региона. Знания учащихся о культурном становлении человечества, помогут ориентироваться в основных явлениях современного искусства и дизайна, эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства в своей работе. Результатом такого знакомства и изучения ансамбля народного костюма Белгородчины является творческая работа. Её выполнение подразумевает несколько этапов. На первом этапе студент осуществляет сбор информации, затем выполняет копию народного костюма, где в точности показывает пропорции, составные ансамбля народный костюм. Анализ колористической гаммы и пропорционального соотношения цветов в костюме представляется в виде цветовой выкраски. Заключительный этап - это трансформация источника в современные костюмные формы и образы . Это задание дает возможность студенту более подробно изучить художественную систему организации народного костюма - ансамбль, ее закономерности построения. А также на практике применить особенности приемов работы с творческим источником – народный костюм.
В современных условиях всеобщей глобализации, потери ценностных ориентиров у современной молодежи для меня особо важно привлекать внимание подрастающего поколения и будущего квалифицированного специалиста к народному творчеству. Мода является одним из факторов социализации молодежи, посредством одежды происходит процесс коммуникации, адаптации и социализации личности в обществе. Поэтому важно показать учащимся на конкретных примерах, как можно использовать народные мотивы в современном костюме. И я могу сказать, что эта задача решается в нашем колледже весьма успешно.
В рамках дисциплины «Художественное проектирование одежды» студенты выпускных групп, в соответствии с учебным планом выполняют задание, являющееся преддверием дипломной работы. На протяжении почти семестра у студента есть возможность глубоко, вдумчиво поработать над будущей темой итоговой дипломной работы. Задание включает основные этапы художественного проектирования: получение задания, сбор и анализ информации, поиск творческого источника, выполнение творческих зарисовок эскизов будущей коллекции одежды. Многие студенты обращаются в своих выпускных работах в качестве творческого источника именно к народному творчеству . В рамках дипломного проектирования они расширяют и углубляют тему, начатую на уроках «Художественного проектирования». Подробно изучают источник творчества, находят связь его с проектируемой коллекцией, выполняют зарисовки, делают графический планшетный ряд. Итогом становиться выполненная в материале модель костюма . Таким образом, на практике у них есть возможность убедиться в необходимости изучения и в возможности применения народного наследия в своей будущей работе.
4.Результативность
В результате деятельности можно отметить:
- вырос интерес у студентов к изучению народного творчества;
- строится база теоретических знаний и практических умений и навыков;
- увеличивается число студентов, которые выполняют учебные, творческие, дипломные работы на основе народного источника творчества;
-формируется умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.
Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по спецдисциплинам. В подтверждении выше сказанного, привожу результаты анализа использования элементов народной культуры в качестве творческого источника в темах дипломных работ студентов специальности 260903 « Моделирование и конструирование одежды» в период с 2009 по 2013 года (таблица 1).
Таблица 1
Использование темы народного творчества в дипломных работ в период с 2009 по 2013 года.
Учебный год | Кол-во студентов выпускной группы | Кол-во студентов,использовавших тему народной культуры в дипломной работе | Кол-во в % |
2008-2009 | 40 | 3 | 7,5 |
2009-2010 | 24 | 4 | 16,6 |
2010-2011 | 28 | 6 | 21,4 |
2011-2012 | 31 | 10 | 32,2 |
2012-2013 | 22 | 11 | 50 |
Исходя, из выше приведенных данных можно сделать вывод, что наблюдается очевидная динамика и стабильность интереса студентов к теме народного творчества и изучение её в дипломных работах. Это своего рода подтверждение моей положительной работы в частности и работы всей комиссии «дизайна одежды» в целом. И свидетельствует о том, что учащиеся интересуются истоками нашей культуры, хотят лучше ее изучить, понять, и что самое главное, научиться применять в своей будущей специальности. Результатами успешного опыта моей работы могут служить участия студенческих работ в выставках прикладного декоративного искусства на уровне колледжа и международном уровне:
- 2011- выставка-конкурс в рамках международного форума «Дебют плюс», участники Гонтарева О., Прибылова Т.- диплом участника ;
-2011- международный конкурсе любителей портных и профессионалов (диплом участника Сотницкая Н.) ;
-2011 – международный фестивале моды «Губернский стиль» в Воронеже коллекция « Забавы ради» авторы Сотницкая Н., Прибылова Т., Мхитарян Л. (особый дипломом за сохранение и развитие народной культуры в современном костюме от руководителя управления культуры администрации городского округа г. Воронеж, председателя правления музыкального общества Воронежской области, заслуженного работника культуры РФ И.П. Чухнова ;
- 2011- международный конкурс молодых дизайнеров костюма « Дебют плюс» ( диплом первой степени в номинации прет-а-порте коллекция мужской одежды « Воображариум», авторы Шеркевич А., Зайцева А.) ;
- 2013г выставка-конкурс в рамках творческой студенческой конференция « Народные традиции – как основа работы дизайнера» (Семенихина А.- диплом за 2-е место) ;
Таким образом, посредством своих работ наши студенты вносят свой вклад в процесс популяризации народной культуры, привлечения интереса к процессу исследования народных истоков, поднятие патриотизма и чувства гордости за Родину, что в преддверии зимней олимпиада 2014 г. в г. Сочи весьма актуально.
Заключение
Обучение студентов спецдисциплинам является важной составной частью процесса целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов. Оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, подчеркивая, что личность необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития.
Результаты моего опыта по использованию народной культуры как инструмента формирования профессиональных навыков носят положительный характер. Работа в выбранном направлении оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, обогащая их интеллектуальный и духовный мир. Позволяет утверждать, что студенты в процессе обучения:
-приобретают умения и навыки, необходимые для грамотного выполнения творческих заданий на высоком художественном и техническом уровне;
-развивают образное видение и творческую деятельности;
-моделируют умение саморазвития своего интеллектуального и духовного потенциала с учетом направленности на будущую профессиональную деятельность. Это в дальнейшем обеспечит возможность переноса опыта творческой деятельности в опыт предстоящей практической работы.
На основе современных требований к профессиональному образованию и эстетическому воспитанию средствами русского народного искусства обеспечивается реализация комплексной системы освоения духовного и материального наследия нашего прошлого, осознание своих корней. Возрождение культурной и исторической памяти.
В дальнейшем я предполагаю продолжать разработку методической системы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций и культуры.
Литература
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М.: Академия, 2000.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М.:
Народное образование, 1998.
3.Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества,-М,: Легпромбытиздат,1994
4. Выдержки из автореферата диссертации. «Русский народный костюм как средство развития творческой активности учащихся детской художественной школы» тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Чернова Лариса Сергеевна
5.Интернет ресурсы: http://www.dissercat.com/content/nauchno-metodicheskoe-obosnovanie-obucheniya-i-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchi#ixzz29rNdtkwp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры
Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....
Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.
Обращение к народным традициям ,является одним из составляющих элементов успешной работы преподавателя спецдисциплин.Использование этого опыта показывается на примере работы преподавателя "Белгородско...
Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.
Народная культура является одной из составляющих успешного результата в преподавании спецдисциплин....
Методическая разработка «Обобщение педагогического опыта по обучению игре на народных инструментах с целью повышения качества исполнительского уровня (контингент, методики, репертуар)»
Педагог Миронова Е.А. делится педагогическим опытом работы с детьми по обучению игре на народных инструментах....
Доклад на тему:"Выполнение системы требований по формированию профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»"
Современные педагогические технологии при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья...
"Внедрение ФГОС ООО, как инструмент формирования профессиональных компетенций учителя".
Доклад на августовскую конференцию...
Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов.
Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов....
Комментарии
предложенный материал
предложенный материал является результатом работы по данной теме преподавателя спецдисциплин в СПО.