Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
план-конспект

Коновалова Екатерина Владимировна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».

Предварительная работа:

  • Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
  • Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это? 

Радость делит он со мной,


За меня всегда горой.


Коль беда случится вдруг,


Мне поможет верный...(друг).

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста

Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Педагог: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Педагог: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Педагог: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Педагог: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Педагог: А его друзья какие?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.

Педагог: Молодцы, ребята.

4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Игра «Скажи похоже»

Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Педагог: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Педагог:

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Педагог:

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.

6. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения

7. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).

Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?

Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.

Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Педагог: Найдите эту схему.

Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать.

Педагог: Отберите схему.

Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Педагог: Отберите схему.

Педагог: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

III. Подведение итогов занятия

Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация  урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...

Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии

Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. Они могут использоваться при изучении нового материала, на  обобщающих уроках,при самостоятель...

Конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра

Примерный конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра...

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. Тема: Государство на берегах Нила.

Урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. В.Ф. Шаталов разработал  и воплотил на практике методику использования структурно - логических схем (СЛС), особенностью которого явля...

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...