Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему
Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы.
Они могут использоваться при изучении нового материала, на обобщающих уроках,при самостоятельном изучении темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_opornykh_skhem.docx | 354.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
муниципального образования города Братска
Использование опорных схем
и схем-конспектов на уроках химии
Образовательная область: естествознание
Ляхова С.Т.
Учитель I квалификационной
категории
2015 год
Одной из основных целей химического образования является система формирования химических знаний, как компонента естественно научных знаний об окружающем мире и его законах.
Проблема нехватки времени на освоение учебного материала является наиболее острой, особенно на первых этапах изучения неорганической и органической химии, т.е. в 8 и 10 классах учащиеся с большим трудом усваивают большой объем теоретического материала. Не хватает времени на закрепление и отработку знаний и умений. Что бы там не говорили, химия – наука «зубрительная», поэтому умение раскладывать свои знания (выстраивать понятия) очень важно. Информация легче запоминается в случае ее группировки в блоки, обобщающие схемы, схемы-конспекты и т.п.
Химия наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Поэтому особое внимание следует обратить на взаимосвязь между структурными понятиями «вещество», «состав», «строение», начиная с первых уроков и усложняя на протяжении последующих лет.
Вещество
состав | строение |
- размеры и массы атомов | - расположение атомов и молекул |
- химический элемент и формула | - связь между частицами |
- простые и сложные вещества | - расстояние между частицами |
Свойства
физические | химические |
Значение и применение
А в 10 классе изучая положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова эта схема отражается в положении «Свойства веществ зависят не только от того, какие атомы и сколько их входит в состав молекул, но и от порядка их соединения (строения)».
На самом первом этапе овладения химическим языком учащиеся часто путают понятия: коэффициент и индекс. Простая опорная схема снимает эту путаницу.
Символы
5H2SO4
коэффициент | символы |
При изучении тем «Кислород», «Водород», «Вода» составляется обобщающая схема.
Исходя из содержания можно выделить блоки:
- Кислород – химический элемент.
- Получение кислорода.
- Физические свойства кислорода.
- Химические свойства кислорода. Оксиды.
Обобщение знаний о применении кислорода целесообразно проводить на основе схемы, помещенной в учебнике.
Основные классы неорганических веществ одна из ключевых тем курса химии 8 класса. Здесь необходимо изучить, систематизировать знания учащихся, показать генетическую связь между веществами, принадлежащими к разным классам, познакомить учащихся с классификацией неорганических веществ; продолжить формирование логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования, делать на их основе правильные теоретические выводы.
В данной теме ученики работают по материалам опорных конспектов. Для учащихся усвоивших тему предлагается в качестве закрепления составить свои фрагменты обобщающих таблиц.
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2
Несолеобразующие оксиды: СО, NO, N2O, SiO,
Гидроксиды – сложные вещества, содержащие в своем составе гидроксид – ион (ОН-)
Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и группы ОН
Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
Трудный материал, который связан с видами связи и кристаллическими решетками, связан со следующей схемой
В некоторых случаях использую геометрическую схему – круги Эйлера. Эта схема помогает мне находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, помогает изобразить отношение между каким-либо множеством и его частью. Автор метода – ученый Леонард Эйлер. Он так говорил о названных его именем схемах «Круги подходят для того, что бы облегчить наши размышления».
В курсе органической химии используются схемы-конспекты, которые активизируют мысль ученика, помогают ему самому проанализировать изученное, сделать обобщения, выводы. Активизируя зрительный канал восприятия информации, в памяти учащихся закрепляется изученная тема. Данный прием в свое время использовали В.Ф. Шаталов, Н. Гузик. Насколько видоизменив применяю в соей практике. Методика работы включает несколько этапов:
- Знакомство с темой. Вывешивается или раздается каждому ученику опорный конспект, учитель в виде рассказа знакомит с содержанием.
- Работа в тетради с объяснением учителя; создание своей схемы-конспекта.
- Учащиеся проговаривают свою схему, получают информацию в целом.
- Отработка темы, закрепление, углубление данного материала.
В школьном курсе органической химии последовательно рассматриваются классы органических соединений:
- Предельные углеводороды
- Непредельные (ряда этилена)
- Непредельные (ряда ацетилена)
- Ароматические углеводороды
- Спирты
- Альдегиды
- И т.д.
В данном материале встречаются близкие по структуре и форме темы, но наполненные в каждом блоке особенным содержанием. Можно выделить общее:
- Представители класса
- Тип гибридизации и строение
- Гомологический рад
- Номенклатура и изомерия
- Физические и химические свойства
- Получение и применение
Усвоив общую схему одного из классов гораздо легче систематизировать следующий материал. Использование схем-конспектов имеет достоинства - ребята заняты, слушают, записывают, запоминают.
Форма каркаса, данная учителем, может быть изменена. Это могут быть рисунки, цифры, текст. Данные схемы-конспекты можно использовать при изучении нового материала, закреплении, самостоятельного изучения и при подготовке к ЕГЭ.
В основе нового ФГОС лежит системно-деятельностный поход, который предъявляет к учителю новые требования. Учитель должен быть профессионалом, демонстрировать универсальные и предметные способы действия, инициировать пробные действия учащихся, искать способы включения в работу каждого ученика, создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта. Значит, урок химии 21 века должен отражать не только содержание предметной области «химия», но и быть ориентированным на исследование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Информационно-коммуникативные технологии становятся важнейшими инструментами в работе учителя и учеников. Современный урок немыслим без работы в операционной системе WINDOWS, без работы в компьютерных сетях, без презентаций. Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, видеоматериалы. Данная информация легче воспринимается и запоминается.
Например, при решении задач удачным способом является использование презентаций с предоставлением алгоритмов решения.
Задача 1. Какая масса СаО потребуется для получения Са(ОН)2 массой 37 г
Последовательность действий
2. Данные из условия задачи записать над уравнением реакции 3. Под формулами написать а) количество вещества (n) б) молярную массу (M) в) массу вещества, исходя из формулы m= M · n 4. Составить пропорцию
6. Записать ответ | Решение задачи 1. CaO + H2O =Ca (OH)2 X г 37 г 2. CaO + H2O =Ca (OH)2
Хг 37г 3. СaO + H2O =Ca (OH)2 1 моль 1 моль 56г/моль 74г/моль 56г 74г 4. Х = 37 56 74
|
В кабинете создана картотека презентаций, используемых на уроках. Стали традиционными уроки-конференции: «Химия в быту» - 11 класс, «Нефть и способы ее переработки» - 10 класс, «Вред курения» - 9 класс. Учащиеся самостоятельно составляют презентацию и представляют ее на уроке.
Совмещение видео, аудио и текстового материала, комплексное освещение темы, использование схем, схем-конспектов, обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его осмыслению, повышает мотивацию учения.
Литература:
- А.Ю.Стахеев. Вся химия в 50 таблицах.
- Г.С.Качалова Химия в школе.1999№6 с14
Обобщающие схемы как средство реализации системного подхода в обучении
- Н. Е. Варавва Химия в схемах и таблицах. М.:ЭКСМО, 2012г.
- Интернет ресурсы http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/obobshchayushchie-ttablitsi-i-opornye-skhemy-po-khimii
- И.И. Супоницкая Н.И. Гоголевская Обобщающие и опорные схемы по химии:
методика конструирования и использования, примеры схем с описанием.Москва изд.МГПУ 2003
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.
Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...
Использование опорных схем и рисунков на уроках географии и биологии
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И РИСУНКОВНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ...
«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)
В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а научить детей учиться, формировать потребность в ...
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. Тема: Государство на берегах Нила.
Урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. В.Ф. Шаталов разработал и воплотил на практике методику использования структурно - логических схем (СЛС), особенностью которого явля...
Использование опорных схем на уроках английского языка
Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог повышения эффективности урока....
Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"
Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"...
Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый ...