Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"
статья по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_shem_tablits.docx | 162.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
на тему:
«Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики»
Подготовила: Мамедеминова Н.А. учитель математики первой категории
I. На уроках часто используются всевозможные плакаты, схемы и справочные таблицы. Они предъявляются учащимся по-разному. Одни выдаются в готовом виде (плакаты), другие оформляются постепенно, на нескольких уроках, по мере изучения определенного раздела теории. Иногда учащиеся самостоятельно составляют таблицы при выполнении домашнего задания. И наконец, таблица может быть создана на одном уроке как конспект изложенного учителем нового материала.
В. Ф. Шаталов и его последователи используют в качестве конспектов листы опорных сигналов, составленные из нескольких блоков. Некоторые математические предложения в этих конспектах заменяются ключевыми словами или рисунками, вызывающими необходимые ассоциации только у тех, кто слушал объяснение.
II. Приветствуя в целом идею опорных сигналов, отметим все же, что они, как и любые конспекты, предлагаемые методическими подобиями, сковывают инициативу учителя, ибо прежде всего отражают индивидуальность автора. Преподавание будет более эффективным и интересным, если учителя станут сами составлять краткие записи, отражающие основные этапы изложения нового. Попробуем высказать ряд рекомендаций по составлению таких записей к уроку, когда, учитель планирует, как именно будут ученики фиксировать в своих тетрадях излагаемый им материал. Сразу оговоримся, что речь пойдет лишь о тех уроках, где материал изучается крупным блоком, охватывающим несколько параграфов учебника. По форме это может быть лекция в общепринятом смысле, беседа или рассказ учителя.
Исходя из того что в конечном счете конспект должен стать информационно-справочной таблицей и сыграть свою роль на уроках тематического или итогового повторения, сформулируем некоторые требования к его оформлению:
- Материал в конспекте должен быть разделен на несколько самостоятельных, логически связанных между собой блоков. В него желательно внести вспомогательные вопросы, с помощью которых готовится введение нового, узловые вопросы темы и ее практическое применение.
- В конспекте неизбежны сокращения и некоторые произвольные обозначения - шифры. Те и другие должны быть точно оговорены. В принципе, способ шифровки материала у каждого учителя может быть свой. Но учащиеся должны отличать, где используется общепринятая символика, а где введён произвольный шифр. Путаница в этих вещах недопустима.
Созданный по методу укрупнения дидактических единиц конспект может стать формой записи учащимися нового и позднее использоваться на уроках итогового повторения.
III.Теперь нужно подчеркнуть, что если учитель будет рисовать на доске таблицу-конспект во время лекции, а ученики переписывать ее в тетрадь, то эффективной эта работа не будет. Одни ребята быстро скопируют конспект, не вникая в суть дела, другие будут медленно заниматься конспектом и совсем неуслышат разъяснений. В целом же класс останется пассивным. Таким образом, с одной стороны, в конце урока желательно иметь конспект, в котором выделено главное. А с другой— запись этого конспекта не должна занимать много времени урока. Эти два требования помогает примирить своего рода заготовка для конспекта. Мы имеем в виду таблицу с пропусками. В нее нужно внести лишь фрагменты необходимых записей. Например, рисунки без подписей, частично выписанные условия теорем, некоторые пункты алгоритмических предписаний и т. п.
Учитель сначала разрабатывает конспект полностью на листе бумаги стандартного размера. На другом таком же листе он выписывает фрагменты-заготовки в строгом соответствии с расположением текста на основном конспекте. Этот фрагментарный конспект кто-либо из учащихся должен размножить, чтобы к лекции такой конспект-заготовку имел каждый ученик. Точно такой конспект с пропусками учитель должен заранее написать на доске перед началом лекции. Подготовительной работы много. Но она проводится не для каждого урока, а только для того, на котором будет сразу рассмотрена большая группа вопросов, составляющих теоретический материал примерно 6— 8 уроков. Кроме, того, конспекты, с которыми учащиеся уходят после такой лекции, служат им потом очень долго, вплоть до экзаменов в 11 классе.
Проиллюстрируем заполнение фрагментарной таблицы-конспекта во время лекции, которая охватывает сразу несколько тем: «Возрастание и убывание функции», «Экстремумы функции», «Применение производной к построению графиков», «Наибольшее и наименьшее; значение функции».
В приведённой ниже таблице мы почти не употребляем шифра(кроме волнистых стрелок-указателей). В то же время в таблице много сокращений: «О.» означает слово «определение», «Т.» — «теорема», «т.» — точка. Записьозначает: «х принадлежит области определения функцииf». Условие теоремызаписывается в таблице до →, а заключение – после →. Рядом с краткой символической записью какого-либо положения дана его графическая интерпретация.
В целях краткости нам приходится изображать на одной таблице и то, что в ней было первоначально до урока, и то, что появилось в ходе лекции. Текстовой материал, предъявляемый с самого начала, выделен жирным шрифтом, а записанный в ходе лекции — светлым.
I. О. Точка экстремума а) б) O. Точка максимумаО. Точка минимума | II. д) е) | ||
Для всех х . Т. (необходимое условие экстремума): определена в окрестности т. существует - точка экстремума → или не существует. | Для всех х . О. Стационарная т.
| T. → f(x)возрастает на(a; b) | T. → f(x)убывает на(a; b) |
III. ж) з) | |||
в) г) | |||
Т. (достаточное условие экстремума) 1) | |||
2) Слева от , справа от. →- т.минимума | 2) Слева от , справа от. →- т.максимума |
В начале урока учитель объясняет, что понятие точки экстремума объединяет два понятия, и подчеркивает это, проведя две сплошные линии к определениям точки максимума и минимума. Эти определения иллюстрируются графиками а) и б) из I блока таблицы. На рисунках учитель выделяет некоторые окрестности точки х0и проводит к ним пунктирные линии от х в записях определений. Так шифруются слова: «для всех х из некоторой окрестности точки». По рисункам учитель обсуждает с классом, какой знак «<» или «>» следует поставить между выделенными в определениях значениями и.
По графикам в)иг) учащиеся находят значения производной в точках максимума и минимума. Появляются записи:. После таких наблюдений учащиеся формулируют теорему Ферма. Заканчивается I часть лекции определением стационарной точки.
Теперь учитель обращает внимание учащихся на IIблок таблицы, на графики д) и е) и ставит задачу выявить связь между возрастанием (убыванием) функции на (а; b) и знаком производной на(а; b).В записях соответствующих теорем под чертой появляется слово «возрастает» (или «убывает»).
В IIIблоке таблицы-конспекта зашифровано достаточное условие того, что стационарная точка является точкой экстремума. Рассматривая рисунки ж) из), учащиеся устанавливают знаки производной слева и справа от точки х0 и записывают эти слова в нужных местах пункта 2).
Следующие блоки конспекта опишем отдельно.
По рис. в) и г) учитель показывает последовательность действий при построении графика. Эта последовательность действий в зашифрованном виде и фиксируется в блоке IV.
Построение графиков.
5. | |
6 | |
7. Дополнительные точки | |
8. График |
В п.1 и 2 блока IV имеется в виду, что необходимо найти область определенияи производную; уравнение или неравенство в п. 3,4 означает, что требуется решить данное уравнение или неравенство.
Последняя часть лекции отражена в блоке V, который мы приводим ниже. Предварительно подчеркнем, что излагаемый вопрос мы подразделяем на 3 пункта: А.1—А.3. В п. А.1 после условий, налагаемых на рассматриваемую функцию, следует (в зашифрованном виде) указание последовательности действий, необходимых для определения наибольшего (наименьшего) значения функции. В п. А.2, А.3 в таких указаниях нет необходимости.
Наибольшее и наименьшее значения функции.
А.1. | а) непрерывна на, б) дифференцируема на . |
| |
А.2. | а) дифференцируема на, б) - единственная точка экстремума (максимума или минимума) на. |
- наибольшее (наименьшее). | |
А.3. | а) на, б) в) дифференцируема на. |
- наибольшее (наименьшее) тогда и только тогда, когда - наибольшее (наименьшее.) |
В этом блоке много текстового материала, но учащимся не придется много переписывать, так как большая часть блока заготовлена в конспекте заранее. Она, повторяем, выделена жирным шрифтом.
IV.После оформления отдельного блока, в котором в явном или неявном видесодержится способ решения определенного круга задач, полезно показать образец их выполнения. Записать решение можно на обороте таблицы.
Заполненная учениками таблица постепенно превращается в конспект. В конце урока учитель еще раз проговаривает новый материал, делая акцент на главном и показывая, как это главное выделено в конспекте.
Использование конспектов изменяет характер домашнего задания. Например, учащимся можно предложить сделать дома следующее: сопоставить таблицу с содержанием соответствующего раздела учебника; пересказать конспект; научиться воспроизводить его вместе с графиками; придумать упражнения, соответствующие каждому блоку таблицы.
V.Лекции часто предполагают нетрадиционное построение и последующих уроков. Так, урок, закрепления материала лекции целесообразно построить с учетом групповой формы деятельности. План урока может быть таким:
- Пересказ нового материала по таблице. Лидер каждой группы распределяет блокиконспекта между ее членами и определяет очередность сообщений. Учитель следит за работой групп. Подходит то к одной, то к другой, слушает, помогает, направляет. Если в какой-то группе допущена ошибка, искажающая смысл математического утверждения, то она обсуждается всем классом.
- Фронтальная устная работа с теоретическим материалом. Приведёмпримеры устных заданий по указанному выше конспекту.
а) Можно ли, используя график, производной некоторой функции, найти стационарные точки и точки экстремума? Ответ обоснуйте.
б) Укажите последовательность действий при отыскании промежутков монотонности функции.
в) . Являются ли корни этого уравнения точками экстремума? Ответ обоснуйте. - Классификация упражнений. Учитель выписывает на доске несколько заданий (от 5 до 10) и предлагает учащимся, не решая их, указать, каким блокам таблицы они соответствуют, а затем некоторые из них подробно разобрать со всем классом.
- Обмен заданиями. Группы составляют упражнения по теме и обмениваются ими. Задачи ребята тут же решают.
Только лишь на третьем уроке после лекции — назовем его практикумом — можно приступить к решению содержательных задач. Здесь опять ребята работают в группах. Группа рассматривает большой список задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, анализирует их и, руководствуясь блоком V, определяет, к какому из п. А.1.—А.3. ее следует отнести. Затем из проанализированного списка каждая группа выбирает 2—3 задачи и решает их.
Следующие уроки можно проводить в форме консультаций.
VI.Карточка-консультант.
В своей работе с учащимися я часто использую карточки-консультанты, которые при самостоятельной работе, при выполнении домашнего задания, при ответе у доски, помогают ученику решить задачу. В этой карточке содержатся все узловые моменты изучаемой темы, а также алгоритм решения задания. Сначала карточки составляет учитель, а затем привлекает к этому и учащихся. В процессе работы они приобретают ряд полезных навыков, например учатся выделять узловые вопросы в прочитанном тексте, составлять алгоритмы (пусть пока в самом простом виде)длярешения задач. Работа по составлению карточек прививает интерес к предмету, учит творчески воспринимать учебный материал. Наиболее удачную карточку-консультанта оценивает не столько учитель, сколько сами ученики.
Для иллюстрации приведем пример карточки-консультанта по алгебре при изучении темы «Решение систем линейных уравнений» в VI классе.
Карточку-консультанта можно использовать и во время ответов на вопросы учителя. Приведем вопросы, которые были заданы учащимися.
- Что значит решить систему линейных уравнений с двумя неизвестными?
- Что называется решением системы линейных уравнений с двумя неизвестными?
- Сколько способов решения системы линейных уравнений мы знаем? Какие?
- В чем заключается графический способ?
- Что можно сказать о решении системы линейных уравнений, если графики уравнений не пересекаются?
- Что можно сказать о решении системы! линейных уравнений, если графики уравнений совпадают?
- В чем заключается способ подстановки?
- В чем заключается способ сложения?
- В каком случае оба уравнения системы почленно складывают?
- В каком случае оба уравнения системы почленно вычитают?
- Чем неудобен графический способ решения системы линейных уравнений с двумя неизвестными?
- В каком случае удобно применять способ сложения?
- В чем заключается геометрический смысл решения системы линейных уравнений с двумя неизвестными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....
Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку
Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распе...
Опорные схемы и таблицы
опорные схемы...
Опорные схемы и таблицы-9
Схемы и таблицы...
Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"
Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...
Статья по теме "Использование интерактивных методов обучения при проведении интегрированных уроков английского языка".
Использование интерактивных методов обучения при проведении интегрированных уроков английского языка....
Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе"
Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе" Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение ...