Конспект занятия на тему "Размещение предметов в заданном пространстве по отношению к собственному телу"
план-конспект

Вяльдина Людмила Михайловна

Данный конспект занятия составлен в рамках коррекционного курса "Развитие высших психических функций" на основе АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vyaldinoy_l.m.docx120.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 3  г.о. Тольятти

Вяльдина Людмила Михайловна, учитель-дефектолог

Коррекционно-развивающее занятие в 1А  классе на тему:

Размещение предметов в заданном пространстве по отношению

к собственному телу.

В рамках программы коррекционного курса «Развитие высших психических функций» (раздел, формируемый учителем-дефектологом) составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Разработала:

Вяльдина Людмила Михайловна

учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти

Пояснительная записка к Конспекту

Краткая характеристика группы

1А класс (8-9 лет), 3 обучающихся, из них 2 девочки, 1 мальчик. 1 ребенок – аффектино-возбудимый вариант тотального недоразвития психических функций, 1 ребёнок имеет генетическое заболевание.

Информация о реализуемой АООП

Программа коррекционного курса «Развитие высших психических функций» (раздел, формируемый учителем-дефектологом) составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Описание места занятия в системе коррекционно-развивающей работе

2 четверть

3 занятие из 3

Цель

Формирование пространственных представлений  

Задачи

Образовательные:

- формировать  умения размещать предметы в заданном пространстве относительно собственного тела;

- продолжать формировать дифференцированные представления о форме, цвете, величине;

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память путем использования приема создания внешней опоры (резинка-браслет);

- расширять активный  словарь;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты занятия

Личностные:

- знать правила поведения в лесу;

- уметь выполнять инструкцию воспринятой на слух;

Предметные

- определять лево – право относительно собственного тела;

- соотнесение контура изображения с геометрической фигурой

Описание используемых здоровьесберегающих технологий

Светлый освещенный кабинет, эмоциональный настрой, похвала, частая смена видов деятельности, правильная посадка, гимнастика, использование резинки-браслета как условие для запоминания, рефлексия занятия.

Описание способов оценки эффективности

Наблюдение, уровень достижения поставленных целей и задач каждым обучающимся (приложение 2)

Описание материально-технического обеспечения

Компьютер для музыкального сопровождения, декоративно-развивающая панель «Времена года», развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», коврики – дорожки, резинка – браслет, набор животных на липучках (медведь, заяц, ёжик), фигуры разного цвета и формы, бланки с заданием (приложение 1).

№ этапа

Информация, задания для учащихся, получение и выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность детей

I.

Вводная часть

1.

Ритуал приветствия. Подготовка учащихся к работе, создание положительного эмоционального настроя.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

«В круг все вместе становитесь,

 и улыбкой поделитесь, на соседа посмотрите и ему вы улыбнитесь.

На другого соседа посмотрите

Руку дружбы протяните»

Собирает учащихся в круг.

Берутся за руки, улыбаются друг другу.

II.

Основная часть

1.

Подготовительный этап. Актуализация знаний о времени года и жизни птиц.

- Ребята, какое сейчас время года?

Работа с календарем природы.

Отвечают на вопросы.

- С нашего дерева облетели все листочки. Так как на улице выпал снег давайте украсим наше волшебное дерево снежинками.

- Вам надо выбрать из коробочек снежинки и повесить их на дерево.

- Каким цветом снежинки?

- Cнег покрыл все землю, семена растений, которыми питаются птицы тоже под снегом, поэтому, чтобы птицы не голодали надо развесить кормушки.

Работа с панно «Времена года».

Вешают снежинки и кормушки на дерево.

2.

Формирующий этап. Формирование пространственных представлений, посредством работы с развивающей предметно-пространственной средой «Фиолетовый лес».

- Ребята, посмотрите, птицы прилетели и принесли конверт. Давайте прочитаем, кому он адресован и от кого.

- Это письмо от животных: медведя, зайца, ёжа.

«Здравствуйте, ребята, помогите, пожалуйста! В нашем волшебном «фиолетовом лесу» приключилась беда, подул сильный ветер, сломал деревья и разрушил наши жилища».

- Жители волшебного Фиолетового леса просят помощи, поможем им.

Прикрепляет незаметно птиц и конверт на дерево.

Открывает конверт, читает пиcьмо.

Внимательно cлушают, идут на помощь.

- Тогда пора нам собираться в дорогу.

«Мы cобрались с вами в лес,

В нем всегда полно чудес.

Посмотрите: «Вот шаги, помогут нам дойти, А еще, ребята, мы вспомнить правила должны.

В лесу нельзя шуметь, топать, хлопать, громко петь. Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки. Снова движемся вперед, а вот и лес, он помощи ждёт».

Включает  музыку «Звуки леса», показывает дорогу.

Под музыкальное сопровождение идут по коврикам.

 - Ребята, посмотрите, не обманули нас животные, деревья сломаны, домики разрушены.

- А вот и животные нас встречают. Смотрите, какие они грустные.

- Что бы помочь им построить жилища, нужно вспомнить, где находятся правая и левая стороны.

Помогает определить правую и левую руку

Надевают браслеты на правую руку.

- Сначала посадим деревья:

 большое оранжевое дерево растёт – в центре;

дерево красного цвета – слева от оранжевого;

- Животные нам приготовили схемы своих домов, с помощью которых восстановим их жилища.

- Какое животное самое большое?

- Чей самый большой дом? Из каких фигур он состоит?

- Дом медведя расположен от оранжевого дерева слева.

- Какое животное меньше медведя?

- Дом зайца, из каких фигур состоит?

- Он расположен от ели с левой стороны.

- У какого животного еще нет домика?

- Еж самое маленькое животное. Его дом тоже маленький.

- Дом ежа расположен от дуба с правой стороны.

- Молодцы, ребята, животные говорят вам большое спасибо. Они никогда не забудут вашу помощь.

- Нам пора возвращаться обратно.

Работа с развивающей предметно-пространственной средой «Фиолетовый лес».

Задает вопросы,  помогает располагать животных и их жилища на полотне.

Отвечают

По очереди выходят, выбирают детали домов и животных, располагают  их на полотне в соответствии с инструкцией педагога.

Возвращаются из «леса» по дорожкам под музыкальное сопровождение.

3.

Самостоятельная работа учащихся. Выявление уровня сформированности  понятий слева, справа.

- Давайте вспомним, где мы были?

- Кому помогали?

- Что построили?

- Ребята, если бы мы не знали левую и правую стороны, то не смогли бы правильно расположить дома животных.

Сопровождает к столу.

Садятся за стол.

- Сейчас выполним задание, а я проверю, хорошо ли вы запомнили, где у вас левая и правая стороны.

- Но для начала выполним гимнастику:

правой рукой дотроньтесь до правого уха, помассируйте свое ушко, левой рукой до левого уха, помассируйте. Ладошки положите на стол и выполните упражнение «Игра на пианино». Топните левой ногой, правой ногой.

- Садитесь правильно, спина прямая.

- Хорошо, а теперь посмотрите на листочки, которые я вам раздала.

- Вам необходимо закрасить изображения по инструкции в любой цвет.

Раздает бланки с заданием (приложение 1).

Читает инструкции.

Выполняют упражнения по инструкции учителя.

Выполняют задание на бланках.

III .

Заключительная часть. Рефлексия занятия. Выявление эмоционального состояния.

- Все хорошо работали. Выберите себе тот смайлик, какое у вас сейчас настроение. Если вам радостно - с улыбкой, если грустно –  ротик опущенный вниз.

- Наше занятие подошло к концу, отдыхайте.

Выкладывает на стол смайлики.

Выбирают смайлики.

Приложение 1

https://4.bp.blogspot.com/-Apf9r7hhJrc/T83ckLdltrI/AAAAAAAANeg/pMEdufKRI74/s1600/%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-9.jpg

Приложение 2

Достижение планируемых предметных результатов

деятельности на занятии

Ф.И. обучающегося

Планируемые результаты

Соотнесение контура изображения с геометрической фигурой

Определение право – лево

Б.А.

с

с

С.А.

с

р/чв

С.Ш.

с

р/чв

С – выполняет задание самостоятельно

р/чв  – выполняет с частичной помощью взрослого

п/п  - выполняет по прямой подсказке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток

Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск  Статья написана на основе исследовательской...

Конспект занятия «Конструирование изображений предметов из геометрических фигур».

Занятие направлено на закрепление знаний об основных геометрических фигурах и цветах....

План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия

laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...

4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»

Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...

Конспект занятия "Посуда. Сравнение предметов"

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет на тему:«Составление сравнительно-описательных рассказов о посуде»...