Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием
рабочая программа

Шипелёва Оксана Николаевна

Рабочая программа по коррекции  дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по коррекции  дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием

  Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

           Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержания программы общеобразовательной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи.  

Данная программа разработана на основании анализа результатов диагностики речевого развития учащихся по тестовой методике Т.А. Фотековой, дополненной обследованием письменной речи (по окончании учащимися первого класса). 

    Рабочая программа  рассчитана на 68 (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)

Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

Содержание программы

Название программыпо коррекции «Нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием»

  (2 часа в неделю)

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательныйзрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Формировании связной речи:

— уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зр-е, слуховое, тактильное воспр-е, кинестетические ощущения;

— выделение его на фоне слога;

— определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

— определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

— выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

— развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

К концу обучения дети должны звать;

— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков;

— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

— графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

- различать буквы, имеющие кинетическое сходство.

- анализировать слова по звуко-слоговому составу.

- выполнять морфемный анализ и синтез слов.

- понимать значение слов-антонимов, слов-синонимов, омонимов, метафорический смысл пословиц и поговорок.

- согласовывать слова в словосочетании и предложении.

- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи.

- различать предлоги и приставки.

- связно и последовательно излагать свои мысли.

- применять изученные правила правописания.

- самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения.

Материально – техническое оснащение

учебно-методическое и информационное обеспечение

1. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятия. Альбом. Е.В.Мазанова. М., «Гном и Д» 2007

2. Эти трудные согласные. Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.П. Обухова. М. ,«5 за знания» 2005

3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Л. Н.Ефименкова. М., «Просвещение» 1991

Календарно- тематическое планирование коррекционной работы 2 класс

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Основные требования к формированию умений и навыков

Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Кол-во

часов

Дата

корректировка

с 03 по 15 сентября обследование устной и письменной речи

Речь. Предложение. Слово

1-2

Звуки речи. Речевые и неречевые звуки.

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки

Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые и неречевые звуки

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

3

Временные представления.

Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий

Знать возраст и роли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года

Формировать умение отвечать а вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием

4-5

Пространственные представления.

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда

Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда;  ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека, стоящего напротив

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению

6

Предложение.

Научить писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи, предложенных и самостоятельно составленных текстов

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению

7

Упражнения в разборе предложения по членам предложения

Способствовать развитию умения разбирать предложение по членам предложения

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Формировать умение отвечать а вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием

8

Коллективное составление рассказа «Золотая осень»

Создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

9-10

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам

Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения

Развивать  мыслительные операции

11-12

Слова-признаки.

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Формировать умения отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности

13

Распространение простого двусоставного предложения определением.

сочетание прилагательных с существительными. Правильное употребление окончаний прилагательных. Распространение двусоставного предложения прилагательными

Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос к слову.

Развивать слуховое внимание

14

Анализ предложения.

Определение последовательности слов в предложении. Составление схем предложений. Составление предложений по схемам

Уметь интонационно правильно произносить и правильно оформлять на письме

Формировать монологическую речь, внимание, зрительное восприятие

Звуки и буквы

Звуковой анализ и синтез. Ударение

15

Гласные звуки.

Гласные 1-го ряда Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных

Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные)

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения

16

Согласные звуки.

Дать понятие «согласный звук»

Учить умению слушать друг друга и учителя.

Развивать фонематический слух, речь.

1

17

 Дифференциация гласных и согласных звуков. Правописание слов с сочетаниями ча-ща.

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных

Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные)

Активизировать мыслительную деят-ь, наблюдательность. Разв-ь тактильные ощущения

18-21

Звукобуквенный анализ и синтез слова.  Правописание слов с сочетаниями чу-щу

Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами.

Уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и  синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

4

22-24

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Правописание слов с сочетаниями

чк,чн, щн

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных

Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог в словах, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слова к заданной схеме слова

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

3

25-26

Звуковой анализ и синтез

Звуковой  анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов) Виды слогов

Уметь выполнять звуковой анализ и синтез

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

27-28

Слоговой анализ и синтез

Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов) Виды слогов

Уметь выполнять слоговой анализ и синтез

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

29-30

Ударение. Смыслоразличи-

тельная роль ударения

Деление слов на слоги. Смыслоразличительная  и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения

Развивать зрительное восприятие и оптические представления

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные

31-32

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Гласные 2-го ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове

Уметь обозначать на письме мягкость согласных при помощи гласных 2-о ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове

Развивать слуховое внимание и память

33-34

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце,  середине слова

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

35-36

Разделительный мягкий знак.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнение правил написания разделительного ь.

Уметь соотносить произношение слова и его написание. Уметь анализировать слова с разделительным ь.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

37

 Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака

38-39

Дифференциация и-у

Уточнение и сравнение  артикуляции гласных у-ю. Дифференциация гласных звуков у-ю. Соотнесение звуков с буквами

Уметь дифференцировать гласные у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие

-40

41

Дифференциация о-е

Уточнение и сравнение  артикуляции гласных о-е. Дифференциация гласных звуков о-е. Соотнесение звуков с буквами

Уметь дифференцировать гласные о-е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие

42-43

Дифференциация гласных [ы]- [и]

Уточнение и сравнение  артикуляции гласных [ы]- [и]. Дифференциация гласных звуков [ы]- [и]. Соотнесение звуков с буквами

Уметь дифференцировать гласные [ы]- [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и

Развивать слухо-произносительные дифференцировки

44-45

Дифференциация гласных [а]- [я]

Уточнение и сравнение  артикуляции гласных [а]- [я]. Дифференциация гласных звуков [а]- [я]. Соотнесение звуков с буквами

Уметь дифференцировать гласные [а]- [я] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я

46--47

Дифференциация о-ё

Уточнение и сравнение  артикуляции гласных о-ё. Дифференциация гласных звуков о-ё. Соотнесение звуков с буквами

Уметь дифференцировать гласные о-е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё

 2ч

48

Проверочная работа

Проверка навыков письма под диктовку и списывания с печатного текста

Уметь обозначать мягкость согласных при помощи гласных 2-го ряда и ь. Уметь грамотно записывать и списывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме

Звонкие и глухие согласные

49-51

Дифференциация [с]-[з] и букв на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать мыслительные операции

52-54

Дифференциация [ж]-[ш] и букв на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать логическое мышление

55-57

Дифференциация [в]-[ф] и букв на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [в]-[ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в]-[ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать способности к переключению

58-60

Дифференциация [п]-[б] и букв на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [б]-[п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [б]-[п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Формировать контроль за ходом своей деятельности

 61

Диктант

62-64

Дифференциация [т]-[д] и букв на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [т]-[д]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т]-[д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях

65

Проверочная работа

Проверка навыков письма под

диктовку

Уметь дифференцировать звонки е и глухие согласные при письме под диктовку. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры.уметь правильно оформлять предложения при письме

Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности

66-67

Безударные гласные.

- выделение безударной гласной в корне;

- подбор проверочных слов.

Безударные гласные

а –о.

Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческим чередованием звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный в корне.

Овладевают изучаемыми норами русского языка, основами грамотного письма; находят в предложении незнакомое слово, определяют его значение;  находят корень в однокоренных словах с чередованием.

Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях

68-70

Безударные гласные  е-и.

Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях

 

Проверочная работа

Проверка усвоения орфографических навыков. Выделять сформированность действий самоконтроля

Уметь написать под диктовку в соответствии с программными требованиями

с 15 по 25 мая обследование устной и письменной речи учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у уч...

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...

Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи»

Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи» для учащихся 2-4 классов...

"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...