Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
рабочая программа

Шипелёва Оксана Николаевна

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.docx48.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

Шипелёвой Оксана Николаевны

на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной

речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Возраст: 1 класс.

Заключение:   ФФНР

Условия реализации:   логопедический пункт

1.Целевой раздел

1. 1 Пояснительная записка

  Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи» относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 (с изменениями от 20 апреля 2021 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1198 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 ВК-42/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 марта 2022 г. № 9 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
  • Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75).
  • Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей от 24.11.2020 ДГ-2210/07.
  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Документ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 марта 2020

В основу формирования программы   «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

положены следующие принципы:

  • Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования.
  • Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
  • Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития обучающихся предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся.
  • Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
  • Онтогенетический принцип.
  • Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.
  • Принцип преемственности, предполагающий при проектировании программы ФФНР ориентирован на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с речевыми нарушениями.
  • Принцип направленности на формирование деятельности обеспечивает возможность овладения обучающимися с речевыми нарушениями всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
  • Принцип сотрудничества с семьей.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.

     Принцип единства диагностики и коррекции принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психолого-педагогического воздействия.

  В основу разработки      программы «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной  речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»  заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

  • Дифференцированный подход к построению программы предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
  • Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
  • Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся с речевыми нарушениями является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

Цель программы: предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-х классов, имеющих ФФНР

Задачи:

  • определение трудностей обучения и оказание специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с речевыми нарушениями для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
  • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с речевыми нарушениями;
  • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями;
  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

Обязательными условиями реализации программы   «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

 являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

1.2 Значимые для реализации программы характеристики

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

 В последние годы анализ результатов исследований готовности первоклассников к обучению показывает увеличение числа детей, испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. Изменился  психосоматический, речевой статус детей, поступающих в

школу.

Значительно увеличился процент учащихся с недостатками слуха, зрения, сниженным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций, что, в свою очередь, является основой для проявления речевых расстройств, начиная от устной и заканчивая письменной речью.

У школьников  с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками, простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.  

    Своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.

Планируемые результаты и система оценки результатов.

Показатели динамики правильного развития устной речи

В фонетико-фонематической стороне речи:

•        сформированность внимания к звуковой стороне речи;

•        умение правильно произносить звуки (поставлены и отдифференцированы звуки);

•        умение различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы;

•        умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;

•        умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;

•        владение терминологией («звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение»).

В лексико-грамматической стороне речи:

•        умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

•        умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

•        умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.

В связной речи:

•        правильный выбор языковых средств устного общения;

•         соблюдение речевого этикета;

•        овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;

•        развитие устной речи как основы формирования чтения.

Показатели динамики правильного формирования письма и чтения:

•        развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;

•        умение различать букву и звук;

•        безошибочное осмысленное чтение слов, предложений, текстов;

•        правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;

•        понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

•        различение слова и предложения, предложения и текста;

•        умение анализировать, корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

Оценка планируемых результатов

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Условия реализации программы

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в группе из 3–6 учащихся одного возраста и с одной структурой речевого нарушения.

Группы комплектуются   по результатам диагностических работ в зависимости от ведущего и сопутствующих нарушений речевых функций, имеющих однотипные проявления. На основе классификатора ошибок учитель-логопед корректирует учебно-тематическое планирование, предполагаемое программой, которое рассчитано на 85часов на каждую группу.

Содержание

 Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

  состоит из двух блоков:

I блок—  Предупреждение нарушений письменной речи, обусловленных трудностями в усвоении фонетической системы языка.

II блок— Коррекция нарушений устной речи. (Данный блок программы  может  использоваться  и  как  отдельная  программа «Коррекция нарушений устной речи» в работе с учащимися 1–4 классов, имеющих нарушение звукопроизношения).

Задачи I блока программы:

— Создать  предпосылки,  необходимые  для  предупреждения трудностей  первоначального  обучения  грамоте (устно-речевые, операциональные, функциональные):

— развивать пространственно-временные представления;

— развивать фонематический анализ и синтез;

— развивать  и  закреплять  правильные  слухопроизносительные дифференцировки фонем;

— развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;

— развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова,

предложения, текста;

— формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас;

— развивать анализаторы(слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;

— развивать высшие психические функции.

ЗадачиII блока программы:

— Создать  предпосылки,  необходимые  для  предупреждения трудностей  первоначального  обучения  грамоте(устно-речевые,  операциональные, функциональные):

— развивать подвижность речевого аппарата;

— совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;

— корректировать дефекты звукопроизношения;

— автоматизировать ранее поставленные звуки;

— учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

— обогащать импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным лексическим темам;

— развивать высшие психические функции;

— совершенствовать языковой анализ и синтез;

— учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции.

— ученики1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих ООП НОО;

— учащиеся начальных классов с ОВЗ, имеющие особенности развития, препятствующие овладению навыками чтения и письма при освоении АООП НОО.

У детей, имеющих данное нарушение, работа выстраивается согласно перспективному планированию по следующим направлениям:

1. Развитие и коррекция звуковой стороны речи:

 коррекция дефектов произношения;

 формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

•  уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,  так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

•  уточнение значения используемых синтаксических конструкций;

  • дальнейшее  развитие  и  совершенствование грамматического  оформления  речи  путем  овладения

детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

•  развитие навыков построения связного высказывания;

программирования смысла и смысловой культуры высказывания;

•  установление  логики(связности,  последовательности),  точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

4. Формирование универсальных учебных действий(УУД):

Познавательные УУД:

усвоить базовые предметные понятия фонетики и графики, орфографии;

 умение осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию на наглядном, образном, понятийном материале;

умение  устанавливать  аналогии  на  предметном,  речевом материале;

умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей;

 умение использовать знаково-символические средства;

 применять знания в новых ситуациях.

Регулятивные УУД:

 умение планировать и осуществлять предстоящую деятельность по образцу и правилу;

 умение сохранять заданную цель, работать в определенном темпе;

умение  контролировать  свою  деятельность  по  результату (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Личностные УУД:

 освоить социальную роль ученика;

 проявлять интерес к новым знаниям;

 оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности(неуспешности) в учебной деятельности;

 проявлять ответственность при выполнении задания.

Коммуникативные УУД:

 владение определенными вербальными и невербальными

средствами общения;

умение  внимательно  слушать  и  слышать  собеседника,  не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;

 умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

 умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

 соблюдать речевой этикет при общении.

СодержаниеI  блока  программы «Предупреждение  нарушений письменной речи»:

Данный  блок  программы  рассчитан  на  учащихся1 классов,  имеющих ФФНР. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по15 мая. (1 октября по 20 мая)

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать  автономно,  варьируя  количество  занятий  на  его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от68 до102 часов в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся2–3 раза в неделю по35–40 минут.

Группы комплектуются в количестве2–4 человек.

Графа«Грамматическая тема» заполняется в соответствии с перспективным тематическим планированием учителей начальных классов, что позволяет учитывать уровень программных требований по русскому языку и чтению.

Таким  образом(как  видно  из  вышесказанного), коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитии совершенствованием всех компонентов речевой системы,  учитель-логопед в то же время(на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

Система коррекционного обручения по предупреждению и коррекции  нарушений  письменной  речи  в  данной  программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого, выделяются 4–6 академических часов(в начале курса) на ознакомительную беседу, уточнение пространственно-временных отношений; 4–6 часов (в конце курса) на итоговые диагностические работы, подведение итогов(выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка на логопункте). Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности

при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц, недостаточная  обобщенность  пространственных  понятий и представлений; поэтому работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.

Содержание  коррекционной  работы  на  первом  этапе (Подготовительный этап, 5–8 часов)

Работа на данном этапе направлена на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

В данном разделе отрабатываются следующие темы:

— Уточнение пространственно-временных отношений.

— Развитие общей и мелкой моторики.

Содержание работы на этапе коррекционно-развивающего обучения(5–8 часов)

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

На  данном  этапе  коррекционно-логопедическая  работа  направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных  предпосылок,  способствующих  предупреждению трудностей формирования  первоначального  навыка  чтения  иписьма.

В данном разделе отрабатываются следующие темы:

— Понятие  о  звуке.  Дифференциация  речевых  и  неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции.

— Понятие о гласном и согласном звуках. Условные обозначения звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков.

— Гласные звуки и буквы(А, О, И, Ы, У). Дифференциация гласных звуков(А–О–И, Ы–И, А–О–У). Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

— Согласные звуки, буквы. Определение, вычленение согласных  звуков,  уточнение  характеристик.  Развитие  простыхформ фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие сложных форм фонематического анализа.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач:

 развитие слогового, фонемного анализа и синтеза слов:

1. Обучение простым формам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова,

выделение согласного звука в начале, в середине, в конце слова).

2. Формирование сложных форм фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове,умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков).

3. Выполнение различных операций со звуковым образом

Слова(трансформационные упражнения со словами);

4. Коррекция нарушения звукопроизношения.

 развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

На этом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается

артикуляция гласных, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки

сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных.

На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных). При этом главная задача— научить детей выделять «опорные»  признаки, отличающие смешиваемые звуки. Данная  тематика  направлена  на  развитие  фонематического восприятия, осознания звуковой стороны слова(анализ и синтез), формирование и развитие других сторон речи(лексической

и грамматической).

Коррекционная работа по формированию фонетико-фонематических представлений на материале гласныхI–II ряда.

В данном разделе отрабатываются следующие темы:

Обозначение мягкости согласного звука на письме буквами я, ё, е, ю.

— Гласные звукиI–II ряда. Уточнение характеристик.

— Дифференциация гласных А–Я в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация гласных У–Ю в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация гласныхО–Ё в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация гласных Ы–И в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация гласных Е–Я в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация гласных Ё–Ю в слогах, словах, предложениях.

Различение согласных по твердости–мягкости требует особенного внимания, так как при важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита.

Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву.

Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного звука, а в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Важно не только научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, но и научить различать гласные буквы и звукиI–II ряда при написании слов. На изучение темы по дифференциации гласных каждой пары отводится не менее2 часов.

Коррекционная работа по формированию фонетико-фонематических  представлений  на  материале  звонких–глухих  парных согласных.

В данном разделе отрабатываются следующие темы:

— Дифференциация согласных звуков и букв Б–П в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков и букв Д–Т в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков и букв В–Ф в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков и букв Г–К в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков и букв З–С в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков и букв Ж–Ш в слогах,словах, предложениях.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации согласных звуков. Дается понятие о звонких и глухих звуках, которые сравниваются попарно, объясняется сходство и различие их артикуляции. Система коррекционно-логопедической работы по формированию акустико-артикуляционных дифференцировок парных звонких–глухих согласных выстроена на постепенно усложняющемся материале: от сопоставления  изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах,  предложениях(в произношении, по слуху и на письме).

Коррекционная работа по формированию фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

В данном разделе отрабатываются следующие темы:

— Дифференциация согласных звуков/С–Ш/ и букв С–Ш в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков/З–Ж/ и букв З–Ж в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков/Чʼ–Тʼ/ и букв Ч–Т в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков/Сʼ–Щʼ/ и букв С–Щ в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков/С–Ц/ и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков/Чʼ–Ц/ и букв Ч–Ц в слогах, словах, предложениях.

— Дифференциация согласных звуков/Р–Л/ и букв Р–Л в слогах, словах, предложениях.

В данном разделе продолжается работа над дифференциацией часто смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Большее внимание в этом разделе уделяется дифференциации свистящих и шипящих, сонорных звуков и аффрикат. При дифференциации названных звуков опора делается

на разницу в артикуляционном укладе при произнесении каждого из смешиваемых звуков и на слуховое восприятие этих звуков.

Последовательность работы такая же, как при дифференциации звонких–глухих парных согласных.

При изучении каждого раздела ведется параллельная работа по развитию  лексико-грамматической  стороны  речи.  При  одновременной работе над всеми компонентами речевой системы на фонетическом этапе логопедического воздействия проводится работа по уточнению и обогащению словарного запаса (количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений; качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов). Речевой материал, предъявляемый длязвукобуквенного и слогового анализа, используется одновременно

с целью обогащения словарного запаса учащихся.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:

 усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;

 формирование монологической речи.

В каждом разделе осуществляется работа над простым предложением.

У учащихся формируется навык синтаксического разбора простых распространенных предложений. Для отработки раздельного написания слов используются графические схемы предложений.

Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Задания по составлению предложений из слов,  восстановление деформированных  предложений  являются  подготовительными упражнениями к собственному сочинительству.  Немаловажное  значение  отводится  работе  с  предлогами.  При

работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. В занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Учитывая то, что у учащихся1 классов с нарушениями речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, составляющие базу формирования

навыков чтения и письма(слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, мышление), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Поэтому на всех этапах особое внимание уделяется:

 развитию зрительно-пространственного восприятия (вписывание  в  схему  слова  буквы,  обозначающей  заданный звук);

развитию  зрительной  памяти (сравнение,  сопоставление,  нахождение одинаковых букв);

развитию образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звукобуквенных связей);

 развитию глазодвигательной активности(расширение зрительного поля);

 развитию речеслухового восприятия;

 развитию графо-моторных навыков.

СодержаниеII блока программы«Коррекция нарушений устной

речи»:

Данный блок программы рассчитан на учащихся1 классов,

имеющих нарушение звукопроизношения.

Продолжительность коррекционного периода с15 сентября по 15 мая.

II блок программы состоит из этапов:

I этап. Обследование учащихся.

II этап. Подготовительный, который включает в себя:

 развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонема-тического восприятия;

 устранение  недостаточности  развития  речевой  моторики,

проведение подготовительных артикуляционных упражне-ний для развития подвижности органов периферического

речевого аппарата;

 развитие тонкой моторики кистей рук.

III этап. Формирование произносительных умений и навыков:

 устранение дефектов звукопроизношения;

 автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь);

 развитие фонематического анализа и синтеза;

 развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторно-акустически сходные звуки.

  Количества часов на изучение определенного раздела, лексических тем, направления развития психических процессов. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. (Например: опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков пропускаются.) В связи с этим допускается выборочное использование разделов

программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от68 до102 часов в зависимости от сложности нарушения. Количество часов на отработку каждой темы может варьироваться в зависимости от структуры дефекта. Данный вариант последовательности изучения тем является примерным и определяется конкретным составом группы, то есть зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей и уровень познавательных функций. Занятия проводятся в индивидуальном порядке 2–3 раза в неделю по20 минут, или объединяются в группы  по схожести дефекта.

Работа над устранением нарушений звукопроизношения осуществляется  в  строго дифференцированном  подходе  к  каждому  ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта и степени отработанности каждого нарушенного звука. В структуре уроков на третьем этапе не менее половины времени занятия отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией корректируемых звуков.

Методические рекомендации

Работа над автоматизацией изучаемого звука в слогах:

 знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;

 синтез слогов с изучаемыми согласными;

 подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;

привлечение  внимания  к  различному  звучанию  глухих  и звонких согласных; твердых и мягких согласных;

 придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;

 количественный анализ слогов, содержащих данный звук;

 позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков;

 составление схем слогов с помощью условных обозначений.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в словах:

 произнесение слов с заданным звуком по памяти;

 подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр«лото», «домино» и др.;

 группирование картинок по различным признакам в их назывании;

 группирование слов по позиционному принципу, их произношение;

соревнование  с  придумыванием  наибольшего  количества слов с автоматизируемым звуком;

 отгадывание загадок;

 выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов;

дифференциация имен существительных единственного и

множественного числа;

 анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в предложениях:

 дифференциация понятий текст— предложение— слово;

 составление графических схем предложения;

 составление предложений разных структур с опорой на схемы, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;

 выделение главных членов предложения (грамматическойосновы);

 выделение и составление предложных конструкций;

 составление предложения с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;

 развернутый ответ на вопрос;

 составление фразы с заданным количеством слов;

 изменение порядка слов во фразе;

 изменение формы слов во фразе.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в связной речи:

 произнесение фраз правильно;

 описание предмета или предметной картинки;

 составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы;

восстановление  порядкавысказывания  в  небольших  текстах;

 пересказ текста;

 совершенствование диалоговой речи.

Работа над дифференциацией изучаемых звуков:

 упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов в окружающем мире;

 вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов(можно сигнальные карточки);

 упражнения для развития фонематических представлений.

 придумывание слогов, слов, предложений, текстов с дифференцируемыми звуками и др.

Планируемые результаты и система оценки результатов

Программно-методические  материалы  способствуют  предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение  коррекционно-логопедической  работы  обеспечивает  облегчение  и  сокращение  периода  адаптации  к  началу школьного обучения первоклассников, способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей формирования навыков чтения и письма.

Основными методами отслеживания успешности в освоении

программы являются промежуточный и итоговый контроль (диагностические работы, тесты, итоговые контрольные работы).

Показатели динамики правильного развития устной речи.

В фонетико-фонематической стороне речи:

сформированность внимания на звуковую сторону речи;

 умение правильно произносить звуки (поставлены и отдифференцированы звуки);

 умение различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы;

 умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;

 умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;

 владение терминологией(«звук», «буква», «гласные звуки»,  «согласные  звуки», «твердые  и  мягкие  согласные  звуки»,  «звонкие и глухие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение»).

В лексико-грамматической стороне речи:

 умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

умение  устанавливать  при  помощи  смысловых  вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

 умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.

В связной речи:

 правильный выбор языковых средств устного общения;

 соблюдение речевого этикета;

 овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;

 развитие устной речи как основы формирования чтения.

Показатели динамики правильного формирования письма и чтения:

развитие  мелкой  моторики  пальцев  и  свободы движения рук;

 умение различать букву и звук;

 безошибочное осмысленное чтение слов, предложений, текстов;

 правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;

понимание  функции  небуквенных  графических  средств (пробел, знак переноса);

 различение слова и предложения, предложения и текста;

 умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

Оценка планируемых результатов

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику  личных  достижений  учащихся  с  нарушением  речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

На  начальном  и  итоговом  этапах  коррекционно-логопедической  работы  используются  диагностические  методики И.Н.  Садовниковой, Т.А. Фотековой. Авторские диагностические работы с использованием балльной системы оценивания различных заданий проводятся в конце каждого раздела тематического планирования. Описание диагностических методик представлено в приложении.

Комплексность подхода к составлению программы логопедической коррекции устной и письменной речи учащегося, имеющего ФФНР, и качественный анализ индивидуальных особенностей развития обеспечивают максимальную эффективность коррекционно-развивающего обучения, способствуют полному раскрытию

возможностей ребенка с указанной речевой патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"

Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....