Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса
рабочая программа на тему

Воробей Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у учащихся 1 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_ffn.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса

Пояснительная записка.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.

Число первоклассников, не готовых к усвоению чтения – 40%, к письму – 50%; испытывают трудности в общении – 10 – 15%; имеют нарушения звукопроизношения – 25%.

Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.

В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются фонетико – фонематические нарушения речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.

Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.

Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.

Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.

Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.

Цель программы:

коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми компетенциями для обучения русскому языку и чтению.

Задачи программы:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
  • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
  • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Данная программа рассчитана на 1 учебный год.

Цель:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи:

  • Развитие фонематических процессов.
  • Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
  • Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
  • Закрепление звукобуквенных связей.
  • Коррекция дефектов произношения.
  • Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
  • Развитие внимания, памяти и мышления.
  • Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

словарного запаса.

  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы

  1. Развитие звуковой стороны речи:
  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
  • коррекция дефектов произношения.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов  самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание.

Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с 16 сентября по 1 – 3 марта, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Для детей с выраженным ОНР число занятий может быть увеличено на 15 – 20. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 35 минут (первое полугодие); 40 минут (второе полугодие).

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу обучения у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированны все звуки.
  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.
  • сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

        Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

29 учебных недель (3 занятия в неделю – 87ч).

Дата

Тема занятия.

Примечание.

1

Дифференциация понятий: «Речь. Предложение».

2

Дифференциация понятий: «Предложение. Слово».

3

Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения.

4

Анализ простого нераспространенного  предложения.

5

Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов.  

6

Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.  

7

Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.  

8

Закрепление. Обучающий диктант.

9

Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов.

10

Звуковой анализ слов типа «мак».

11

Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог».

12

Слогообразующая роль гласных звуков.

13

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

14

Ударение.

15

Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна».

16

Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина».

17

Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка».

18

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

19

Обучающий диктант.

20

Обобщающее занятие.

21

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова.

22

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова.

23

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

24

Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры.

25

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

26

Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда.

27

Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.

28

Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов.

29

Дифференциация гласных звуков 1 ряда на материале слогов и слов.

30

Дифференциация понятий: «Звук. Буква».

31

Дифференциация понятий: «Звук. Буква».

32

Образование гласных 2 ряда.

33

Образование гласных 2 ряда. Обучающий диктант.

34

Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.

35

Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений.

36

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах.

37

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях.

38

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И  предложениях и текстах.

39

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление.

40

Обучающий диктант.

41

Обобщающее занятие.

42

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах.

43

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях.

44

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах.

45

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах.

46

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях.

47

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах.

48

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными. Закрепление.

49

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах.

50

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях.

51

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах.

52

Закрепление. Обучающий диктант.

53

Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах.

54

Дифференциация букв Ё – Ю в словах и предложениях.

55

Дифференциация букв Ё – Ю в предложениях и текстах.

56

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

57

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

58

Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц].

59

Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й].

60

Обозначение мягкости согласных Ь знаком.

61

Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова.

62

Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова.

63

Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.

64

Дифференциация звуков и букв: О – У в слогах и словах.

65

Дифференциация звуков и букв: О – У в словах и предложениях.

66

Дифференциация звуков и букв: О – У в предложениях и текстах.

67

Обучающий диктант с грамматическим заданием.

68

Анализ работ. Работа над ошибками.

69

Согласные звуки. Звонкие  - глухие. Парные согласные звуки по звонкости и глухости.

70

Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах и словах.

71

Дифференциация звуков [п] - [б] в предложениях и текстах.

72

Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах и словах.

73

Дифференциация звуков [т] - [д] в предложениях и текстах.

74

Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах и словах.

75

Дифференциация звуков [к] - [г] в предложениях и текстах.

76

Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах и словах.

77

Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях и текстах.

78

Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах и словах.

79

Дифференциация звуков [с] - [з] в предложениях и текстах.

80

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах и словах.

81

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в предложениях и текстах.

82

Обобщение по теме парные согласные звуки.

83

Обобщение по теме парные согласные звуки.

84

Контрольное списывание.

85

Анализ работ. Обобщение материала.

86

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

87

Анализ работ. Работа над ошибками.

29 учебных недель (2 занятия в неделю – 58ч).

Дата

Тема занятия.

Примечание.

1

Дифференциация понятий: «Речь. Предложение».

2

Дифференциация понятий: «Предложение. Слово».

3

Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения.

4

Анализ простого нераспространенного  предложения.

5

Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов.  

6

Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.  

7

Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.  

8

Закрепление. Обучающий диктант.

9

Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов.

10

Звуковой анализ слов типа «мак».

11

Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог».

12

Слогообразующая роль гласных звуков.

13

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

14

Ударение.

15

Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна».

16

Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина».

17

Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка».

18

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

19

Обучающий диктант. Обобщающее занятие.

20

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова.

21

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова.

22

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

23

Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры.

24

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

25

Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда.

26

Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.

27

Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов.

28

Дифференциация понятий: «Звук. Буква».

29

Образование гласных 2 ряда.

30

Образование гласных 2 ряда. Обучающий диктант.

31

Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.

32

Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений.

33

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах.

34

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях.

35

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И  предложениях и текстах.

36

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление. Обучающий диктант.

37

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах.

38

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях.

39

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах.

40

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах.

41

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях.

42

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах.

43

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах.

44

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях.

45

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах.

46

Закрепление. Обучающий диктант.

47

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

48

Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц].

49

Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й].

50

Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова.

51

Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова.

52

Обобщение по теме.

53

Контрольное списывание.

54

Анализ работ. Обобщение материала.

55

Закрепление.

56

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

57

Анализ работ. Работа над ошибками.

58

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмики в системе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Использование логоритмики в системе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносител...

Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»

Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. (1 класс) Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях. Лексическая тема: «Цветик - семицветик».

Конспект открытого логопедического занятия для учащихсяс фонетико – фонематическим недоразвитием речи.(1 класс)  Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.Лексическая т...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...