Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса
рабочая программа на тему
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у учащихся 1 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_ffn.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса
Пояснительная записка.
Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.
Число первоклассников, не готовых к усвоению чтения – 40%, к письму – 50%; испытывают трудности в общении – 10 – 15%; имеют нарушения звукопроизношения – 25%.
Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.
В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются фонетико – фонематические нарушения речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.
Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.
При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.
Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.
Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.
Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.
Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.
Цель программы:
коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми компетенциями для обучения русскому языку и чтению.
Задачи программы:
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
- уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год.
Цель:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи:
- Развитие фонематических процессов.
- Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
- Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
- Закрепление звукобуквенных связей.
- Коррекция дефектов произношения.
- Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
- Развитие внимания, памяти и мышления.
- Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса.
- Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи:
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
- коррекция дефектов произношения.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях.
Структура и содержание.
Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с 16 сентября по 1 – 3 марта, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Для детей с выраженным ОНР число занятий может быть увеличено на 15 – 20. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 35 минут (первое полугодие); 40 минут (второе полугодие).
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу обучения у учащихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны все звуки.
- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.
- сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.
Приложение 1.
Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.
29 учебных недель (3 занятия в неделю – 87ч).
№ | Дата | Тема занятия. | Примечание. |
1 | Дифференциация понятий: «Речь. Предложение». | ||
2 | Дифференциация понятий: «Предложение. Слово». | ||
3 | Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения. | ||
4 | Анализ простого нераспространенного предложения. | ||
5 | Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов. | ||
6 | Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами. | ||
7 | Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами. | ||
8 | Закрепление. Обучающий диктант. | ||
9 | Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов. | ||
10 | Звуковой анализ слов типа «мак». | ||
11 | Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог». | ||
12 | Слогообразующая роль гласных звуков. | ||
13 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. | ||
14 | Ударение. | ||
15 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна». | ||
16 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина». | ||
17 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка». | ||
18 | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. | ||
19 | Обучающий диктант. | ||
20 | Обобщающее занятие. | ||
21 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова. | ||
22 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова. | ||
23 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова. | ||
24 | Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры. | ||
25 | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. | ||
26 | Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда. | ||
27 | Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов. | ||
28 | Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов. | ||
29 | Дифференциация гласных звуков 1 ряда на материале слогов и слов. | ||
30 | Дифференциация понятий: «Звук. Буква». | ||
31 | Дифференциация понятий: «Звук. Буква». | ||
32 | Образование гласных 2 ряда. | ||
33 | Образование гласных 2 ряда. Обучающий диктант. | ||
34 | Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов. | ||
35 | Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений. | ||
36 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах. | ||
37 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях. | ||
38 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И предложениях и текстах. | ||
39 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление. | ||
40 | Обучающий диктант. | ||
41 | Обобщающее занятие. | ||
42 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах. | ||
43 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях. | ||
44 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах. | ||
45 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах. | ||
46 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях. | ||
47 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах. | ||
48 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными. Закрепление. | ||
49 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах. | ||
50 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях. | ||
51 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах. | ||
52 | Закрепление. Обучающий диктант. | ||
53 | Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах. | ||
54 | Дифференциация букв Ё – Ю в словах и предложениях. | ||
55 | Дифференциация букв Ё – Ю в предложениях и текстах. | ||
56 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. | ||
57 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. | ||
58 | Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц]. | ||
59 | Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й]. | ||
60 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком. | ||
61 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова. | ||
62 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова. | ||
63 | Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление. | ||
64 | Дифференциация звуков и букв: О – У в слогах и словах. | ||
65 | Дифференциация звуков и букв: О – У в словах и предложениях. | ||
66 | Дифференциация звуков и букв: О – У в предложениях и текстах. | ||
67 | Обучающий диктант с грамматическим заданием. | ||
68 | Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
69 | Согласные звуки. Звонкие - глухие. Парные согласные звуки по звонкости и глухости. | ||
70 | Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах и словах. | ||
71 | Дифференциация звуков [п] - [б] в предложениях и текстах. | ||
72 | Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах и словах. | ||
73 | Дифференциация звуков [т] - [д] в предложениях и текстах. | ||
74 | Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах и словах. | ||
75 | Дифференциация звуков [к] - [г] в предложениях и текстах. | ||
76 | Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах и словах. | ||
77 | Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях и текстах. | ||
78 | Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах и словах. | ||
79 | Дифференциация звуков [с] - [з] в предложениях и текстах. | ||
80 | Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах и словах. | ||
81 | Дифференциация звуков [ш] - [ж] в предложениях и текстах. | ||
82 | Обобщение по теме парные согласные звуки. | ||
83 | Обобщение по теме парные согласные звуки. | ||
84 | Контрольное списывание. | ||
85 | Анализ работ. Обобщение материала. | ||
86 | Итоговый диктант с грамматическим заданием. | ||
87 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
29 учебных недель (2 занятия в неделю – 58ч).
№ | Дата | Тема занятия. | Примечание. |
1 | Дифференциация понятий: «Речь. Предложение». | ||
2 | Дифференциация понятий: «Предложение. Слово». | ||
3 | Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения. | ||
4 | Анализ простого нераспространенного предложения. | ||
5 | Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов. | ||
6 | Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами. | ||
7 | Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами. | ||
8 | Закрепление. Обучающий диктант. | ||
9 | Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов. | ||
10 | Звуковой анализ слов типа «мак». | ||
11 | Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог». | ||
12 | Слогообразующая роль гласных звуков. | ||
13 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. | ||
14 | Ударение. | ||
15 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна». | ||
16 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина». | ||
17 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка». | ||
18 | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. | ||
19 | Обучающий диктант. Обобщающее занятие. | ||
20 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова. | ||
21 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова. | ||
22 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова. | ||
23 | Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры. | ||
24 | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. | ||
25 | Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда. | ||
26 | Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов. | ||
27 | Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов. | ||
28 | Дифференциация понятий: «Звук. Буква». | ||
29 | Образование гласных 2 ряда. | ||
30 | Образование гласных 2 ряда. Обучающий диктант. | ||
31 | Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов. | ||
32 | Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений. | ||
33 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах. | ||
34 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях. | ||
35 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И предложениях и текстах. | ||
36 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление. Обучающий диктант. | ||
37 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах. | ||
38 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях. | ||
39 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах. | ||
40 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах. | ||
41 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях. | ||
42 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах. | ||
43 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах. | ||
44 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях. | ||
45 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах. | ||
46 | Закрепление. Обучающий диктант. | ||
47 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. | ||
48 | Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц]. | ||
49 | Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й]. | ||
50 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова. | ||
51 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова. | ||
52 | Обобщение по теме. | ||
53 | Контрольное списывание. | ||
54 | Анализ работ. Обобщение материала. | ||
55 | Закрепление. | ||
56 | Итоговый диктант с грамматическим заданием. | ||
57 | Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
58 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмики в системе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
Использование логоритмики в системе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносител...
Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»
Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. (1 класс) Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях. Лексическая тема: «Цветик - семицветик».
Конспект открытого логопедического занятия для учащихсяс фонетико – фонематическим недоразвитием речи.(1 класс) Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.Лексическая т...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...