Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)
методическая разработка по теме
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов обследования речевого развития воспитанников ГБДОУ детского сада ... показал, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них 50% - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФНР и дислалиями, дизартриями различной степени выраженности остаются в массовых группах ГБДОУ и получают коррекционную помощь в дошкольном логопункте, при условии, если в учреждении открыта ставка учителя-логопеда. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель - логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп, разработанных для детей с ФФНР, на основе которых специалист составляет свою рабочую программу.
Настоящая рабочая программа создана на основе программ Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» – М.: Министерство Просвещения, 1986 г.; Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда». – М.: Просвещение, 1985 г.; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». – М.: Просвещение, 2009 г. и программы «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2010 с учётом специфики работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korr._fn_i_ffnr_logopunkt_kulakovoy_m.a.doc | 922 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга "Жемчужинка"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции фонетического и фонетико-фонематического
недоразвития речи старших дошкольников
в условиях логопедического пункта
(на 1 год обучения)
Составитель:
Кулакова Марина Александровна,
учитель-логопед
I квалификационной категории
Санкт-Петербург
2013 г.
Содержание:
- Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
- Рабочая программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Содержание учебной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
- Приложение I ………………………………………………………….. . 17
- Приложение II ………………………………………………………….. 18
- Приложение III …………………………………………………………. 20
Предисловие
В сентябре 2009 года назрела необходимость составления Рабочей программы для логопункта. В структуре дошкольном образовательном учреждении, куда я устроилась на работу, не было специализированных логопедических групп, но была введена 1 ставка учителя-логопеда. Основание для открытия ставки учителя-логопеда – результаты логопедической диагностики воспитанников всех возрастных групп за два последних учебных года. Я столкнулась с тем, что ГОУ работало по программе, в основе которой лежала «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (3-е издание М., 2005 г.). Такая программа ориентирована на нормально развивающихся воспитанников, дети с речевыми проблемами в этой ситуации оставались без особого внимания. Коррекцию речевого развития дошкольников старшего возраста я проводила на занятиях индивидуального и подгруппового плана (мини-подгруппы 2 – 3 человека) в логопедическом кабинете. При этом воспитанники посещали массовые группы, и взаимосвязи в работе логопеда и педагогов групп не было. Дети существовали в двух разобщенных информационных полях, не связанных между собой. Остро встал вопрос и о том, что работы касающейся только коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха детям для преодоления ФФНР недостаточно! Необходимо было спланировать подгрупповую логопедическую работу, направленную на формирование элементарных навыков письма и чтения, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, выстроить взаимосвязь в работе с воспитателями групп в целях организации для детей единого информационного пространства. Что положить в основу для составления реализации подгрупповой работы? В основе базовой логопедической программы Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. лежит обучение грамоте, а также развитие лексико-грамматической стороны речи. Она рассчитана на 5 фронтальных занятий в неделю и несколько индивидуальных по коррекции звукопроизношения. Реализовать подобное в условиях логопункта, где количество воспитанников на 1 ставку составляет 25 человек, казалось нереальным. Решение пришло позже (в 2010), после того, как я поменяла место работы и пришла в ГБДОУ, где были похожие условия, но руководство учреждения сочло необходимым рассмотреть сообщество воспитанников с речевыми сложностями как самостоятельную категорию детей, которые нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи и создания определенных условий для эффективной ее реализации. ГБДОУ работает по своей программе, составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. Определенные условия состоят во внесении в сетку занятий для подготовительных групп некоторых изменений, связанных с введением одного подгруппового логопедического занятия, во время которого дети, зачисленные на занятия с логопедом, смогут посетить это занятие, а остальные воспитанники в группе будут заниматься с воспитателем (НОД «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»). Кроме того, в содружестве с воспитателями ГБДОУ была реализована идея создания единого образовательного пространства в группе и на занятиях с логопедом. В примерной основной программе «От рождения до школы», упомянутой выше, в разделе «Коррекционная работа» просто перечисляются основные направления работы, а в описании абзаца, посвященного образовательной области «Коммуникация» приводится лишь одна фраза, которая дословно звучит следующим образом: «Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу необходимо выстраивать индивидуально». Пришлось следовать «пожеланию». Для этого я максимально возможно адаптировала тематический план своего лексико-грамматического цикла под единое перспективно-тематическое планирование, разработанное в ГБДОУ. И предложила воспитателям подготовительных групп внедрить свою разработку планирования цикла занятий по формированию элементарных навыков письма и чтения при реализации воспитателями задач блока «Подготовка к обучению грамоте» в образовательной области «Коммуникация». Непосредственную образовательную деятельность с воспитанниками беспрепятственно реализую в первую половину дня после подгруппового занятия. Таким образом, в ГБДОУ в соответствии с ФГТ удалось создать особые условия для всестороннего развития детей так называемой «группы риска», способствующего реализации индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в условиях массового учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов обследования речевого развития воспитанников ГБДОУ детского сада №78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка» показал, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них 50% - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФНР и дислалиями, дизартриями различной степени выраженности остаются в массовых группах ГБДОУ и получают коррекционную помощь в дошкольном логопункте, при условии, если в учреждении открыта ставка учителя-логопеда. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель - логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп, разработанных для детей с ФФНР, на основе которых специалист составляется свою рабочую программу.
Психофизические особенности детей с ФФНР. Эти дети, обладая нормальным слухом и интеллектом, имеют недоразвитие речи, обусловленное дефектами восприятия и произношения звуков. У них наблюдается также нерезко выраженное отставание развития лексико-грамматического строя речи. Для них характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с развитием ВПФ, произвольности, самоконтроля и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Своевременное и личностно ориентированное коррекционное воздействие будет способствовать интеграции детей, созданию равных стартовых возможностей для полноценного усвоения школьной программы в будущем. Решение обозначенной проблемы требует внедрение в ГБДОУ программы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Программы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта. Настоящая рабочая программа создана на основе программы
Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» – М.: Министерство Просвещения, 1986 г.; Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда». – М.: Просвещение, 1985 г.; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». – М.: Просвещение, 2009 г. и программ «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2010 с учётом специфики работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта.
Цель: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, формирование полноценной фонетической системы языка, профилактика нарушений чтений и письма.
Задачи:
Обучающие:
- формирование четкого представления о звуках русского языка;
- дифференциация понятий «звук» и «буква», знакомство с буквами;
- формирование понятий «слог», «слово», «предложение» и развитие навыка слогового анализа слова и анализа предложения;
- развитие навыка послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов;
- обучение печатанию слов, предложений;
- совершенствование навыков речевого общения.
Воспитывающие:
- воспитание внимания к звуковой стороне родной речи;
- совершенствование четкости произношения на фоне развития осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями;
- воспитание внимания к языку;
- развитие способности к обобщениям в сфере языковых фактов.
Коррекционно-развивающие:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового и слогового анализа, синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря, развитие внимания к морфологическому составу слова и способам образования слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;
- развитие и совершенствование слухового и зрительного восприятия, расширение объема слуховой и зрительной памяти, совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста (воспитанники подготовительных к школе группы) с ФФНР, ФНР (в исключительных случаях – ОНР III ур.).
Основные направления работы:
- коррекция звукопроизношения и фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматического компонента и связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Индивидуальная работа планируется в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.
Форма проведения занятий - непосредственная образовательная деятельность индивидуального и подгруппового плана. Наполняемость группы зависит от состава воспитанников (спектра диагнозов и их процентного соотношения от общего числа воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительных групп нашего ГБДОУ в коррекционную службу учреждения) (до 25). Количество детей в подгруппе – до 12 человек, имеющих сходный дефект. Общее количество воспитанников, зачисляемых на 1 год работы – 25. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий по программе в неделю: для I подгруппы (ФФНР) = 4 подгрупповых + 2 индивидуальных; для II подгруппы (ФНР) = 2 подгрупповых + 2 индивидуальных. Время индивидуальных и подгрупповых занятий: 10 - 20 минут и 35 минут. Стоит подчеркнуть, что в логопедических группах рекомендованный количественный состав воспитанников составляет 12 человек и тот факт, что большинство классических программ по коррекции ФФНР рассчитано на 2 года обучения. В нашем варианте – это всего лишь 1 год (продиктовано сроком пребывания по диагнозу (ФФНР)).
Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:
- этиопатогенетический принцип;
- принцип системности и учёта структуры речевого нарушения;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип поэтапности;
- онтогенетический принцип;
- принцип учёта ведущей деятельности;
- принцип обходного пути.
Методы обучения:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные методы: демонстрационный материал, использование ИКТ* (авторский ЭОР), таблицы, плакаты, символы гласных, символы согласных звуков, звуковой домик, слоговые таблицы, схемы, предметные картинки, карточки, образцы написания печатных букв, слов, предложений, поурочные распечатки для чтения, разрезная азбука, использование индивидуальных зеркал при составлении характеристики звука.
- Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой, заполнение паспорта звука.
- Метод дидактических игр (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, авторские электронные игры).
*В коррекционно-развивающей работе активно использую авторский электронный образовательный ресурс. Цель создания ЭОР - повышение эффективности использования рабочего времени логопеда. ЭОР, легко применять на определенных этапах как подгруппового, так и индивидуального занятия. Данный образовательный ресурс создан в формате презентации PowerPoint, открывающей широкие возможности для оперирования накопленной иллюстративной базой. Широкий спектр наглядного, красочно оформленного материала, структурированного тематически, позволяет логопеду решать непосредственные коррекционные задачи, способствует активизации сниженных качеств процессов восприятия, внимания, памяти. Повышая познавательную активность и работоспособность дошкольников, используемый ЭОР плавно регулирует поведенческие трудности и постепенно развивает у детей произвольность деятельности.
Основное содержание работы по программе определено и разработано на основе следующих программ:
- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения, 1986 г.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Ефименкова Л.Н., Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: Просвещение, 1991 г.
Для дидактического оснащения, расширения объема и качества иллюстративного и предметного материала, используемого в коррекционно-развивающей работы, были привлечены следующие авторские пособия, учебники, книги:
- С.А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.
- Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев «Хочу всё знать» Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями Часть I Мир вокруг, Москва «Владос», 2003.
- Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев «Хочу всё знать» Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями Часть II Мир человека, Москва «Владос», 2003.
- Соколова Н.В. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 2000 г. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 6.) (авторская программа)
- С. Васильева, Н. Соколова «Логопедические игры для дошкольников», Москва «Школьная Пресса», 2001.
*Содержание, разработанной программы, и рамки ее реализации продиктованы сроками пребывания детей в логопедической службе.
Структура непосредственной образовательной деятельности и этапы коррекционно-развивающей работы:
Подгрупповые занятия 1-ого периода обучения (октябрь - ноябрь) для I и II подгрупп
Этот период включает в себя 4 подгрупповых занятия в неделю. Проводятся занятия двух видов.
Структура занятия 1 вида (Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза) состоит из нескольких составных частей:
Организационный момент.
- Знакомство со звуком/ парой звуков, его характеристикой, закрепление его/их правильного произношения.
- Работа над различением заданных звуков на слух, развитие слухового восприятия и качеств слухового внимания.
- Дифференциация пары или заданной серии произносимых звуков, обозначенных логопедом, развитие фонематического слуха.
- Динамическая пауза.
- Усвоение слов различной звукослоговой структуры на материале пройденных звуков.
- Подготовка к обучению грамоте: развитие навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов), тренинг слухового восприятия, развитие слухового внимания, кратковременной слуховой памяти.
- Блок, направленный на развитие речи: эта часть занятия может включать в себя одно из следующих направлений:
- Словарная работа
- Развитие грамматического строя речи
- Предложение, связная речь.
Итог занятия.
** Предполагается, что работа по расширению и активизации словаря и совершенствованию грамматических категорий, дополнительно включается в индивидуальные занятия, с учетом пробелов, выявленных на входном логопедическом обследовании.
Структура занятия 2 вида (Обучение основам грамоты) состоит из нескольких составных частей:
Организационный момент.
- Знакомство с буквой (заглавной и строчной). Сопоставление звуков (парные по звонкости-глухости, парные по твердости мягкости) и буквы.***
- Упражнение «На что похожа буква?».
- Прописывание буквы в воздухе (развитие зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве), конструирование буквы (из детей на ковре; с помощью палочек, веревочек, бусин).
- Печатанье буквы заглавной и строчной.
- Синтез слогов с заданной буквой.
- Динамическая пауза.
- Анализ слоговых цепочек, чтение слов, словосочетаний, коротких фраз из уже пройденных ранее букв.
- Правописание (минимум, продиктованный профилактикой дисграфических ошибок).
- Печатанье заданных слогов, слов, коротких предложений с ранее пройденными буквами.
- Работа над различением заданных звуков на слух, развитие слухового восприятия и качеств слухового внимания.
- Включение игр «Буква потерялась», «Почини букву», «Найди буквы-обманщицы», «Какое слово спряталось (чтение слова составленного из изографов)».
- Блок, направленный на развитие речи: эта часть занятия может включать в себя одно из следующих направлений:
- Словарная работа
- Развитие грамматического строя речи
- Предложение, связная речь.
Итог занятия.
*** предполагается, что работа по расширению и активизации словаря и совершенствованию грамматических категорий, дополнительно включается в индивидуальные занятия, с учетом пробелов, выявленных на входном логопедическом обследовании.
Подгрупповые занятия 2-ого (декабрь-февраль) и 3-его (март-май) периода обучения
Здесь в работу дополнительно включаются занятия еще двух видов (для I подгруппы). Цель таких занятий – прицельная работа над совершенствованием лексико-грамматического строя речи и развитием связной речи, знакомство со структурой предложения, его составляющими.
***Работа в первом периоде не могла включить в себя эти занятия. Причина в специфике организации работы логопедической службы ГБДОУ. Весь сентябрь логопед вынужден проводить логопедическую диагностику воспитанников всех возрастных групп ГБДОУ (250 человек). Непосредственно коррекционно-развивающая работа начинается лишь с октября, поэтому необходимо восполнить «отставание» в перспективно-тематическом планировании от тематики плана по звуковой культуре речи, которого придерживаются воспитатели в подготовительных группах, ведь дети, посещающие логопедическую службу, одновременно являются воспитанниками подготовительных групп и ежедневно занимаются в своих группах и параллельно посещают логопедические занятия.
Занятия третьего вида сочетают в себе следующие этапы:
Организационный момент.
- Знакомство с лексической темой (в соответствии с единым перспективно-тематическим планом ГБДРУ)
- Работа по расширению, уточнению и активизации словаря по обозначенной теме.
- Задания на обобщение и классификацию по теме.
- Динамическая пауза.
- Работа над грамматическими категориями и навыками словообразования.
- Игры по тематике на развитие ВПФ.
Итог занятия.
Занятия четвертого вида последовательно реализуют следующие блоки:
1 блок – Работа над словом (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки).
2 блок – Работа над предложением (главные слова, распространение предложения с помощью включения в него слова/слов).
3 блок – Работа с маленькими словечками = предлогами.
4 блок – Непосредственно работа над связной речью:
- пересказы
- рассказы-описания
- краткий пересказ
- выборочный пересказ
- самостоятельный рассказ.
На групповое занятие в подготовительной группе отводится 35 минут, длительность индивидуального занятия составляет 10 – 20 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и выраженности проблем в его речевом развитии.
Расписание непосредственной образовательной деятельности в 1-ый период обучения, во 2-ой и 3-ий периоды обучения (размещаю ниже).
Индивидуальные занятия для воспитанников обеих подгрупп
Цель: формирование произношения и фонематических процессов
(На каждом занятии в течение всего периода обучения).
- Подготовительный этап.
Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.
- Развитие ручной моторики.
Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.
- Развитие дыхания.
Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; развитие высоты, силы, тембра голоса.
- Развитие артикуляторной моторики.
Цель: выработка точных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
- Развитие слухового восприятия и внимания.
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц.
- Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.
Цель: развитие умения выделять звук на фоне слога и слова.
II. Постановка звука
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.
Направления работы:
- Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа звука.
- Развитие фонематического анализа.
Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.
- Развитие речевой артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.
- Работа по непосредственной постановке звука.
Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.
III. Автоматизация звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
- Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.
- Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза).
- Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).
IV. Дифференциация звуков речи (проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи)
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.
Подэтапы работы:
- Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
(автоматизация в слогах, словах, фразах).
Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
- Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков (работа осуществляется воспитателем)
Цель: сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
- Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.
- Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи.
В итоге логопедической работы дети должны
- правильно произносить все звуки речи в различных фонетических позициях во всех видах речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- проводить элементарный звуковой анализ и синтез на материале изученных звуков.
Приложение I
Расписание непосредственной образовательной деятельности в первый период обучения (октябрь – ноябрь)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 1 вида | 09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 2 вида | 09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 1 вида | 09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 2 вида | 09.00 – 09.35 II подгруппа НОД 1 вида |
09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана | 09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана | 09.40 – 10.20 II подгруппа НОД 1 вида | 09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана | 09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана |
10.30 – 13.00 НОД индивидуального плана |
НОД 1 вида - Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
НОД 2 вида - Обучение основам грамоты. I подгруппа – воспитанники с ФФНР II подгруппа – воспитанники с ФНР
Расписание непосредственной образовательной деятельности во второй и третий период обучения (декабрь – февраль, март – май)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 1 вида | 09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 2 вида | 09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 1 вида | 09.00 – 09.35 I подгруппа НОД 2 вида | 09.00 – 09.35 II подгруппа НОД 1 вида |
09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана | 09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана | 09.40 – 10.20 II подгруппа НОД 1 вида | 09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана | 09.40 – 13.00 НОД индивидуального плана |
10.30 – 13.00 НОД индивидуального плана |
НОД 1 вида - Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
НОД 2 вида - Обучение основам грамоты.
Приложение II
Планирование НОД 1, НОД 2 | ||||||
воспитатели | логопед | |||||
сентябрь | ||||||
Звук [у], буква У у. | Обследование воспитанников всех возрастных групп (10 групп, 255 воспитанников) | 1 | недели | |||
Звук [а], буква А а. | 2 | |||||
Звук [и], буква И и. | 3 | |||||
Звук [о], буква О о. | 4 | |||||
октябрь | ||||||
Звук [ы], буква ы. | Звук [у]. | Буква У у. | Звук [а]. Звуки [у] – [а]. | Буква А а. | 1 | недели |
Звук [э], буква Э э. | Звук [и]. | Буква И и. | Звук [о]. | Буква О о. | 2 | |
Буква Я я. | Звук [ы]. Звуки [ы] – [и]. | Буква ы. | Звук [э]. | Буква Э э. | 3 | |
Буква Ё ё. | Гласные звуки и их «секреты». | Буква Я я. | Буквы Я – А. | 4 | ||
ноябрь | ||||||
Буква Ю ю. | Буква Ё ё. | Буквы Ё – О. | Буква Ю ю. | 1 | недели | |
Буква Е е. | Буквы Ю – У. | Буква Е е. | Буквы Е – Э. | 2 | ||
Звуки [п] – [пь]. Буква П п. | Согласные звуки - 1-ый «секрет». | Согласные звуки - 2-ой «секрет». | Звуки [п] – [пь]. | 3 | ||
Звуки [т] – [ть]. Буква Т т. | Буква П п. | Звуки [т] – [ть]. Звуки [п] – [т]. | Буква Т т. | 4 |
воспитатели | логопед | |||
декабрь | ||||
Звуки [к] – [кь]. Буква К к. | Звуки [к] – [кь]. | Буква К к. | 1 | недели |
Звуки [м] – [мь]. Буква М м. | Звуки [м] – [мь]. | 2 | ||
Звуки [х] – [хь]. Буква Х х. | Звуки [х] – [хь]. Звуки [к] – [х]. | 3 | ||
Звук [й]. Буква Й й. | Звук [й]. | Буква Й й. | 4 | |
январь | ||||
Звуки [с] – [сь]. Буква С с. | Звуки [с] – [сь]. | Буква С с. | 1 | недели |
Звуки [н] – [нь]. Буква Н н. | Звуки [н] – [нь]. | Буква Н н. | 2 | |
Звуки [з] – [зь]. Буква З з. | Звуки [з] – [зь]. Звуки [з] – [с]. | Буква З з. | 3 | |
Звуки [б] – [бь]. Буква Б б. | Звуки [б] – [бь]. | Буква Б б. | 4 | |
февраль | ||||
Звуки [в] – [вь]. Буква В в. | Звуки [в] – [вь]. | Буква В в. | 1 | недели |
Звуки [д] – [дь]. Буква Д д. | Звуки [д] – [дь]. Звуки [д] – [т]. | Буква Д д. | 2 | |
Звуки [г] – [гь]. Буква Г г. | Звуки [г] – [гь]. | Буква Г г. | 3 | |
Звук [ш]. Буква Ш ш. | Звук [ш]. Звуки [ш] – [с]. | Буква Ш ш. | 4 |
воспитатели | логопед | |||
март | ||||
Звуки [л] – [ль]. Буква Л л. | Звуки [л] – [ль]. | Буква Л л. | 1 | недели |
Звук [ж]. Буква Ж ж. | Звук [ж]. Звуки [ж] – [ш]. | Звуки [з] – [ж]. Буква Ж ж. | 2 | |
Звуки [р] – [рь]. Буква Р р. | Звуки [р] – [рь]. Звуки [р] – [л]. | Буква Р р. | 3 | |
Буква Ь – смягч. | Буква Ь – смягч. | Буква Ь – смягч. | 4 | |
апрель | ||||
Звук [ч]. Буква Ч ч. | Звук [ч]. Звуки [ч] – [сь]. | Буква Ч ч. | 1 | недели |
Звук [ц]. Буква Ц ц. | Звук [ц]. Звуки [ц] – [с]. | Звуки [ть] – [ц]. Буква Ц ц. | 2 | |
Звуки [ф] – [фь]. Буква Ф ф. | Звуки [ф] – [фь]. | Буква Ф ф. | 3 | |
Звуки [щ]. Буква Щ щ. | Звуки [щ]. Звуки [щ] – [ч]. | Буква Щ щ. | 4 | |
май | ||||
Буква Ъ. | Буква Ъ. | Буква Ъ. | 1 | недели |
Буква Ь – разделит. | Буква Ь – разделит. | Буква Ь – разделит. | 2 | |
Твердые и мягкие согласные звуки. | Шипящие и свистящие звуки. | Мягкие и твёрдые согласные звуки. | 3 | |
Глухие и звонкие согласные звуки. | Глухие и звонкие согласные звуки. | Закрепление ранее пройденного. | 4 |
Приложение III
Лексическая тематика | |||
воспитатели | логопед | ||
сентябрь | |||
1 сентября – День знаний | Обследование воспитанников всех возрастных групп (10 групп, 255 воспитанников) | недели | |
Детский сад. Школа. Профессии работников просвещения: детского сада, школы. | |||
Откуда пришел хлеб. Труд хлебороба. Злаковые культуры. | |||
Что нам осень подарила: овощи, фрукты. | |||
октябрь | |||
Кладовая леса: грибы, ягоды, орехи, желуди. | Грибы, ягоды. | 1 | недели |
Семья. Мой дом. Предметы домашнего обихода: посуда /старинная, современная, материалы/. Труд людей, создающих посуду, труд повара. Русские народные промыслы. | Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. | 2 | |
Семья. Мой дом. Предметы домашнего обихода: мебель /старинная, современная, материалы/. Труд людей, создающих мебель. | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | 3 | |
Золотая осень. Деревья и кустарники. Красная книга растений. | Осень. Осенние месяцы. Деревья и кустарники осенью. | 4 | |
ноябрь | |||
Предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, головные уборы. История одежды разных стран в зависимости от климата и национальности. Производство одежды. Труд модельера. | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | 1 | недели |
Мой дом. Мой город. Дома бывают разные /материал, назначение, история, традиции в зависимости от климата/. Стройка. Труд строителей. Мой путь домой. Правила дорожного движения. | Дома бывают разные. Стройка. Труд строителей. | 2 | |
Домашние животные и птицы. Труд фермера. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | 3 | |
Дикие животные и птицы средней полосы. Профессия лесника. Красная книга животных. | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | 4 |
Зеленым цветом выделены расхождения в тематике воспитателей и логопед
Лексические темы | |||
воспитатели | логопед | ||
декабрь | |||
Животные Австралии. Представления о материках. Климатические условия Австралии. | Обитатели жарких стран, повадки, детёныши. | 1 | недели |
Животные Севера и жарких стран. Климатические условия разных материков. Понятие «млекопитающие». | Обитатели Севера. | 2 | |
Средства связи. Почта: телеграф, телефон, компьютер. | Профессии взрослых. Трудовые действия. | 3 | |
Новый год. Новогодняя игрушка. - Русские народные традиции празднования Нового года. - Знакомство с древними русскими праздниками: Рождеством и святками, их происхождением и назначением. - Знакомство с традициями празднования Нового года в других странах. - Русские народные промыслы. | Орудия труда. Инструменты. | 4 | |
январь | |||
Зима. Рождество в Санкт-Петербурге. | Зима. Зимние месяцы. Праздник – Новый год. | 1 | недели |
Зимние забавы и зимние виды спорта. | Зимние забавы. Зимние виды спорта. | 2 | |
Зима в лесу. Красота зимнего леса. Жизнь животных, птиц и растений в лесу. Труд лесника в зимнее время. | Зима в лесу. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. | 3 | |
Животные водоёмов: животные морей и океанов. | Животный мир морей и океанов. | 4 | |
февраль | |||
Растения, как живые существа. Природные зоны: лес, луг, тайга. Комнатные растения. | Растения, как живые существа. Комнатные растения, размножение, уход. | 1 | недели |
Транспорт: наземный /автомобильный, железнодорожный/ водный и подводный, воздушный и подземный. Пассажирский, грузовой, специальный. История создания, старинный и современный транспорт. Труд на транспорте. Правила дорожного движения. | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. | 2 | |
23 февраля – День защитника Отечества. История нашей армии. Наша армия: рода войск, профессии военных, служба в армии. Гендерные представления. Военная техника. | 23 февраля – День защитника Отечества. Наша армия: рода войск, профессии военных, служба в армии. Военная техника. | 3 | |
Зимующие птицы. | Зимующие птицы. | 4 |
Лексические темы | |||
воспитатели | логопед | ||
март | |||
Перелётные птицы. | Перелётные птицы. Жизнь весной, летом и осенью. | 1 | недели |
8 марта – Международный женский день. Моя любимая мама, бабушка. Труд мама дома. Профессии мам. Гендерные представления. | 8 марта – Международный женский день. Моя любимая мама, бабушка. | 2 | |
Предметы, облегчающие труд в быту. Электробытовые приборы. История создания предметов. Электричество. Правила безопасного использования. Правила поведения во время пожара. | Электробытовые приборы. | 3 | |
Домашние питомцы/ животные уголка природы. | Аквариумные и пресноводные рыбы. | 4 | |
апрель | |||
Книжная неделя. Разновидности книг. Откуда пришла книга. Творческие профессии: писатель, поэт, художник-иллюстратор. Библиотека. Труд людей, работающих в библиотеке. | Книжная неделя. Знакомство с творчеством Маршака, Чуковского, Барто, Михалкова, Сутеева. | 1 | недели |
12 апреля – День космонавтики. Покорение космоса. Космонавты России. Земля и другие планеты Солнечной системы, звезды и созвездия. Космические аппараты, приборы для изучения космоса. Труд людей, изучающих и покоряющих космос. | 12 апреля – День космонавтики. Планета Земля и другие планеты Солнечной системы, звезды и созвездия. Космонавты. Космические аппараты, приборы. | 2 | |
Предметы вокруг нас: телевизор. | Овощи. Труд взрослых в полях и огородах. | 3 | |
Земля – наш общий дом. На Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей. Разные культуры, особенности быта, обычаев. | Фрукты. Труд взрослых в садах. | 4 | |
май | |||
Цветущая весна. Цветы и травы луга, поля. Цветущие сады. Лекарственные растения. Растения из Красной книги. | Поздняя весна, весенние месяцы. Цветы луга и поля. Садовые цветы. | 1 | недели |
Моя страна. Мой город. День победы. Великая Отечественная война и ее герои. Защитники Ленинграда. | Скоро в школу. Школьные принадлежности. | 2 | |
Насекомые. | Насекомые и пауки. | 3 | |
Моя страна. 27 мая – День рождения Санкт-Петербурга. Блистательный Санкт-Петербург. Труд горожан. | Наша Родина – Россия. Наш родной город. 27 мая – день рождения Санкт-Петербурга. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ
Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса
Рабочая программа - это важный докуметн в работе учителя - логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление общего недоразвития речи у учащихся 1 класса обще...
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ
На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....
Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования
Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ОТ 4-Х ДО 7-И ЛЕТ С ОНР, ФФНР, ФНР ДЛЯ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на эт...
Комментарии
P.S.
В приложении №3 (планирование) приведена тематика НОД, реализуемая воспитателями подготовительной группы. Данная последовательность разработана Богдановой Т.В., воспитателем высшей категории, сотрудником нашего ГБДОУ.