Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи»
рабочая программа

Шипелёва Оксана Николаевна

Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи» для учащихся 2-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи»

для учащихся 2-4 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа « Дисграфия смешанного вида обусловленная общим недоразвитием речи» у учащихся 2–4 классов составлена на основе:

Программно-методических материалов разработанных в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создание условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

   Данная программа также составлена в соответствии с требованиями, отраженными в приказе Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 1598 от19.12.2014.

Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.)

У учащихся 2 классов отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. В этих случаях дефекты произношения, как бы ярко они ни были выражены, являются одним из проявлений структурно-сложного нарушения—общего недоразвития речи.    Поэтому своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.  У данной категории учащихся в общей картине отклонений речевого развития на второй план выдвигаются нарушения чтения и письма, которые, в свою очередь, являются следствием недоразвития устной формы речи, то есть вторичным проявлением дефекта.

Чаще среди учащихся 3–4 классов встречаются дети, у которых на первый план выдвигаются нарушения чтения и письма, а нарушения устной речи менее выражены. Это следствие систематической работы учителя-логопеда в 1–2 классах, а также обучения родному языку современными методами, которые направлены на комплексное развитие всех компонентов речевой системы. У таких,  учащихся даже негрубое нарушение устной речи создает препятствия в обучении чтению и письму.

Фонетико-фонематические, лексико-грамматические трудности у данной категории учащихся, наслаиваясь и дополняя друг друга, часто приводят к серьезным нарушениям чтения и письма. Чтение таких учеников, как правило, побуквенное, угадывающее, с заменами звуков, слогов, слов. Наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного вследствие ограниченного словарного запаса, низкой познавательной активности.

Письменные работы учащихся данного уровня речевого недоразвития изобилуют разнообразными ошибками—орфографическими, дисграфическими (специфическими). Наряду с ошибками, являющимися следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый набор ошибок, связанный с недоразвитием лексико-грамматических средств языка, оптико-пространственных представлений.

    Предложенная в программе структура  коррекционно-логопедической работы направлена на устранение всех вышеперечисленных ошибок.

Цель программы: предупреждение и коррекция нарушений устной  и письменной речи у учащихся 2–4 классов, обусловленных общим недоразвитием речи.

Данная программа состоит из двух блоков:

  1. блок—Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи.
  2. блок—Предупреждение и коррекция нарушений устной речи.

Задачи I блока программы:

— Создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:

  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
  • развивать и закреплять правильные слухо-произносительные дифференцировки фонем;
  • развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;
  • развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога ,слова, предложения, текста;
  • уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и развивать умения     активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения;
  • формировать и развивать связную выразительную речь;
  • развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
  • развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма;
  • совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма;
  • развивать высшие психические функции.

Задачи II блока программы:

  • Создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:
  • Развивать подвижность речевого аппарата;
  • совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
  • корректировать дефекты звукопроизношения;
  • автоматизировать ранее поставленные звуки;
  • учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;
  • обогащать импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным лексическим темам;
  • развивать высшие психические функции;
  • совершенствовать языковой анализ и синтез;

Целевая аудитория: учащиеся 2–4 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи, обусловленные общим недоразвитием речи, обучающиеся в образовательных организациях, реализующих ООП НОО, АООПНОО.

Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:

  • Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
  • Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
  • Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.
  • Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи).
  • Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий.
  • Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.
  • Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

       В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы.

       Для реализации поставленных задач необходимо устранить у детей дефекты произношения и сформировать у них полноценные фонематические представления;

 уточнить значения слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования;

 проводить работу по активизации словарного запаса (т. е. введение его в практику общения);

 сформировать умение свободно оперировать определенными моделями синтаксических конструкций;

развивать связную (последовательную и логичную)речь.

При этом необходимо оказывать на учащихся коррекционно-воспитательное воздействие, а именно воспитание мотивации  учебной деятельности:

формирование наблюдательности, самоконтроля, целенаправленности, организованности.

При организации коррекции общего недоразвития речи принято придерживаться определенной последовательности. Это означает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи, логопедическая работа была выстроена согласно перспективному планированию по следующим направлениям:

  1. Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов  и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
  1. Формирование связной речи:
  • развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
  •  отбор языковых средств, адекватных смысловой  концепции.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • Устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление ит.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  •              анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
  1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
  • Умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние    воздействия;  подчинять свои действия его инструкциям;
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять    учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
  1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
  • Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • Ответы на вопросы походу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы;
  • соблюдение речевого этикета приобщении.

Личностные результаты на разных этапах обучения

Класс

Оценивание

Осмысление

Самоопределение, самооценка

2класс

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

Общепринятых нравственных правил;

Важности исполнения роли «хорошего ученика»;

важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ.

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или

«плохие».

 Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира.

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях.

Признавать свои плохие поступки.

3–4

классы

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки.

Отделять оценку поступка от оценки самого человека

Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно ценить как«хорошие»или

«плохие».

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или«плохие»с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Объяснять самому себе:

–что я хочу(цели, мотивы);

–что я могу(результаты).

Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей.

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и ценностей общества.

Признавать свои плохие поступки и отвечать за них:

–что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера);

Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

1

2

3

4

Классы

Определять и форму цель деятельности; Составлять план действий по решению проблемы.

Осуществлять действия по реализации плана.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2

классы

Учиться определять цель деятельности на уроке

с помощью учителя и самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

3–4

классы

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя (самостоятельно).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся, исходя из имеющихся критериев.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

Класс

Извлечение информации

Переработка информации

Преобразование информации

2 класс

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем материалах.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы,

находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Составлять простой план небольшого текста-повествования.

3–4

класс

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям.

Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в

пространственно-графической или знаково-символической форме.

Представлять информацию виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

Класс

Сообщение информации

Восприятие информации

Сотрудничество

2 класс

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе исследовать им. Учиться выполнять различные роли в группе.

3–4

класс

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ. Высказывать свою точку зрения и пытаться

ее обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Владеть правильным типом читательской деятельности.

Выполняя различные роли в группе ,сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Содержание I блока программы «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи»:

Данный блок программы рассчитан на учащихся 2–4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленные общим недоразвитием речи. Продолжительность коррекционного периода с 1 октября по 15мая.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 64до 84 часов в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю по 40 минут. Группы комплектуются в количестве 2–4 человек.

Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитии совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

Системакоррекционногообрученияпопредупреждениюикоррекциинарушенийписьменнойречивданнойпрограммеусловно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого, выделяются 4–6 академических часов (в начале курса) на ознакомительную беседу, уточнение пространственно-временных отношений; 2–4 часа (в конце курса) на выпускной диктант, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка на логопункте).

Необходимо отметить, что дети, усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц, недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; поэтому работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.

Содержание коррекционной работы на первом этапе (35–45часов)

Коррекционная работа на фонетическом уровне направлена на решение основных задач:

  • развивать умение осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным);
  • развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные     и акустические характеристики.

На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных I ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает.

Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова, сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных). Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации согласных звуков. Дается понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

Первый этап завершается работой по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (пт, лм), либо по пространственному расположению элементов (бд, вд), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв а, ню, ля, иу, хж, шщ). При этом главная задача — научить детей выделять«опорные»признаки, отличающие смешиваемые буквы.

Содержание коррекционной работы на втором этапе (10–20 часов)

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

  • уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения;
  • развивать слоговой анализ и синтез слов различной звукобуквенной структуры;
  • учить различать и использовать в речевых конструкциях синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов.

Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Осуществляется знакомство с явлениями многозначности, синонимии и антонимии, омонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Параллельно ведется работа по развитию морфемного анализа и синтеза, морфологического анализа слов.

Содержание коррекционной работы на третьем этапе (17–27 часов)

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:

  • учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений;
  • формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом;
  • учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.

Третий этап коррекции начинается с работы над простым предложением.

Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора различных видов предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно.

На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.

На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с освоения разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем переходит в этап работы над рассказом по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.

     Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Содержание II блока программы «Предупреждение и коррекция нарушений устной речи»

Данный блок программы рассчитан на учащихся 2–4 классов коррекционных школ. Продолжительность коррекционного периода с 1 октября по 15мая.

II блок программы состоит из этапов:

  1. этап. Обследование учащихся.
  2. этап. Подготовительный, который включает в себя:
  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата;
  • развитие тонкой моторики кистей рук.
  1. этап. Формирование произносительных умений и навыков:
  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь);
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитиеумениядифференцироватьвпроизношенииартикуляторно-акустически сходные звуки.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается  выборочное  использование  разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 64 до 84 часа в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся в индивидуальном порядке 2–3 раза в неделю по 20 минут. В структуре уроков на третьем этапе не менее половины времени занятия отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией корректируемых звуков.

Методические рекомендации

Работа над автоматизацией изучаемого звука в слогах:

  • знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;
  • синтез слогов с изучаемыми согласными;
  • подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;
  • привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых и мягких согласных;
  • придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;
  • количественный анализ слогов, содержащих данный звук;
  • позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положениюзвуков;
  • составление схем слогов с помощью условных обозначений. Работа над автоматизацией изучаемого звука в   словах:
  • произнесение слов с заданным звуком по памяти;
  • подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр «лото», «домино» идр.;
  • группирование картинок по различным признакам в их назывании;
  • группирование слов по позиционному принципу, их произношение;
  • соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком;
  • отгадывание загадок;
  • выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов;
  • дифференциация имен существительных единственного и множественного числа;
  • в практической, игровой форме знакомить учащихся с синонимами, антонимами, образованием слов префиксальным и  постфиксальным способами;
  • анализ слов по позиционному положению изучаемого звука. Работа над автоматизацией изучаемого звука в предложениях:
  • дифференциация понятий текст—предложение—слово;
  • составление графических схем предложения;
  • составление предложений разных структур с опорой на схемы, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;
  • выделение главных членов предложения (грамматической основы);
  • выделение и составление предложных конструкций;
  • составление предложения с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;
  • развернутый ответ на вопрос;
  • составление фразы с заданным количеством слов;
  • изменение порядка слов во фразе;
  • изменение формы слов во фразе.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в связной речи:

  • произнесение фраз правильно;
  • описание предмета или предметной картинки;
  • составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы;
  • восстановление порядка высказывания в небольших текстах;
  • пересказ текста;
  • совершенствование диалоговой речи.

Работа над дифференциацией изучаемых звуков:

  • упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов в окружающем мире;
  • вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно сигнальные карточки);
  • упражнения для развития фонематических представлений;
  • придумывание слогов, слов, предложений, текстов с дифференцируемыми звуками идр.

Планируемые результаты и система оценки результатов

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма, но и способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей овладения учебным материалом.

Показатели динамики правильного развития устной речи:

В фонетико-фонематической стороне речи:

  • умение правильно произносить звуки;
  • умение различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы;
  • умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;
  • умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения.

В лексико-грамматической стороне речи:

  • умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
  • умение использовать в речи синонимы и антонимы;
  • умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.

В связной речи:

  • правильный выбор языковых средств устного общения;
  • соблюдение речевого этикета;
  • овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи.

Показатели динамики правильного формирования письма:

  • развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
  • умение различать букву и звук;
  • правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;
  • понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);
  • различение слова и предложения, предложения и текста;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

Оценка планируемых результатов

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической  работы  используются  диагностические  методики  И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой. Авторские диагностические работы с использованием балльной системы оценивания различных заданий проводятся в конце каждого раздела тематического планирования.

Таким образом (как видно из вышесказанного), коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

Перспективный план логопедической работы с группой учащихся    по коррекции дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи

Тема

 Содержание

Лексическая тема

Оборудование

Развитие неречевых процессов, УУД

1

Обследование устной и письменной речи. Обследование неречевых психических процессов.

2

Речь. Общее понятие. Устная и письменная речь.

Текст. Предложение.  Слово.

Наша речь. Язык и речь.

Летние каникулы. Праздник 1 сентября.

Предметные, сюжетные картинки, схемы предложений, слов, условные обозначения звуков.

Развитие слухового внимания, памяти, абстракного мышления. Проявлять интерес к новым знаниям.

3

Уточнение пространственно-временных отношений:

определение схемы собственного тела; определение правого и левого направлений в пространстве; определение пространственных взаимоотношений объектов; последовательность предметного ряда; графическое обозначение направлений;

время: сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст.

Текст, предложение, диалог.

Слово и слог. Ударение.

Тело человека. Времена года. Признаки осени.

Предметные, сюжетные картинки, раздаточный материал, цветные фишки, звучащие игрушки, кукла, схемы предложений, слов, календарь природы, лото

«Времена года»,

«Части тела», сигналы,

Развитие временных, пространственных представлений. Развитие в совершенствовании психологических предпосылок к обучению (устойчивости  внимания, способности к запоминанию, к переключению, развивать графа-моторные навыки

I

I этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне

4

Звуки речи (классификация).

Гласные звуки.

Уточнение артикуляции. Вычленение гласных звуков из слогов,

слов. Согласные звуки. Уточнение артикуляционных характеристик. Вычленение согласного

звука из слогов, слов.

Дифференциация гласных и

согласных звуков.

Звуки и буквы.

Алфавит. Гласные

звуки.

Согласные звуки.

Школа.

Учебные принадлежности.

Зеркало,

профили звуков,

алфавит, мозаика «Буквы», сигналы,

пособие «Живые звуки»,

слоги, фишки,

таблицы гласных  и

согласных, буквы

объемные, схемы слов, игры, мяч, числовые линейки, памятки, предметные

и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы

Развитие речевой моторики, ручной моторики. Развитие фонематических процессов.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных

ситуации учебной деятельности.

Развитие самоконтроля, самооценки учебной деятельности.

5

Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза трехсложных слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

слоговой анализ, деление на слоги для переноса, ударение, звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд, трансформационные упражнения со словами;

составление слоговых и звукобуквенных схем. Диагностическая работа «Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры».

Буквы И и Й. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак.

Растения. Овощи, фрукты. Ягоды и грибы. Мебель.

Посуда, продукты.

Зеркало, профили звуков, алфавит, слоги, фишки, таблицы гласных и согласных, буквы объемные, схемы слов, числовые линейки, памятки, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, развивающие игры

 

Развитие речевой моторики, ручной моторики, тактильного восприятия. Развитие фонематических процессов, слухового восприятия, памяти. Развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, расширение словарного запаса. Развитие самоконтроля, самооценки.

Учить работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I–II ряда.

6

Гласные звукиI–IIряда. Уточнение характеристик.

Дифференциация гласных А–Я вслогах, словах.

Дифференциация гласных А–Я в

словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных У–Ю

в слогах, словах.

Дифференциация гласных У–Ю

в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных О–Ё в

слогах, словах.

Дифференциация гласных О–Ё в

словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных Ы–И

в слогах, словах.

Дифференциация гласных Ы–И

В словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных Е–Я в

слогах, словах.

Дифференциация гласных Е–Я в словах, предложениях, тексте. Дифференциация гласных Ё–Ю в слогах, словах.

Дифференциация гласных Ё–Ю в словах, предложениях, тексте.

произносительная и слуховая дифференцировка уточненных в произношении фонем, сравнение слов по звуковому составу и артикуляции, сопоставление звукового и буквенного обоначения слов, ударение, выделение ударных и безударных гласных, анализ и синтез предложений, схемы предложений.

Диагностическая работа «Дифференциация гласных I–II ряда».

Твердые и мягкие

согласные звуки.

Мягкий знак.

Одежда.

Обувь.

Семья.

Начало зимы.

Признаки

зимы.

Предметные и сюжетные

картинки, таблица гласных,

куколки-сигналы,фишки, пособие «Живые звуки»,

карточки для индивидуальной

работы, схемы слов, мяч.

Развитие речевой

моторики, ручной

моторики, тактильного восприятия. Развитие

фонематических

процессов, развитие аналитико-синтетической

деятельности.

Формирование

коммуникативных

умений и навыков, адекватных ситуации

учебной деятельности

Обогащение активного словаря. Развитие самоконтроля, самооценки.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких–глухих парных согласных.

7

Дифференциация согласных Б–П в слогах, словах.

Дифференциация согласных Б–П в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Д–Т в слогах, словах.

Глухие и звонкие согласные звуки. Шипящие согласные звуки.

Буквосочетания ЧК, ЧН,ЧТ.

Зима.

Сезонные

изменения в природе.

Зимние забавы и праздники. Зимние виды спорта.

Предметные и сюжетные картинки, сигналы, таблица согласных, куколки-сигналы, пособие

Развитие фонематических процессов. Развитие мыслительных процессов, зрительного

Дифференциация согласных

Д–Т в словах, предложениях,

тексте.

Дифференциация согласных Г–К

в слогах, словах.

Дифференциация согласных Г–К

всловах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных

Ж–Ш в слогах, словах.

Дифференциация согласных

Ж–Ш в словах, предложениях,

тексте.

Дифференциация согласных З–С

в слогах, словах.

Дифференциация согласных З–С

в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных

В–Ф в слогах, словах.

Дифференциация согласных

В–Ф в словах, предложениях,

тексте.

–сравнение слов по звуковому

составу и артикуляции, сопоставление звукового и буквенного обозначения слов;

–анализ и синтез предложений,

схемы предложений.

Диагностическая работа «Дифференциация звонких–глухих

парных согласных».

Буквосочетания ЖИ–

ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.

Заглавная буква в словах.

Домашние и

дикие животные.

Зимующие

птицы.

«Живые звуки»,

фишки, карточки

для индивидуальной работы,

речевые профи-

ли, календарь

природы, игры,

мяч, трафареты,

игры.

и слухового внимания, памяти.

Формирование

коммуникативных

умений и навыков, адекватных

ситуации учебной

деятельности.

Ориентировка

на разнообразие

способов решения учебных

задач, умение

действовать по

плану, соблюдая

алгоритм.

Обогащение активного словаря.

Развитие графо-моторных

навыков. Работа

над каллиграфией

письма.

Развитие самооконтроля, самооценки.

Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство.

8

Дифференциация рукописных

букв О–А в слогах, словах.

Дифференциация рукописных

Букв О–А в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных

букв И–У в слогах, словах.

Дифференциация рукописных

Букв И–У в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных

букв Б–Д–В в слогах, словах.

Дифференциация рукописных

букв Б–Д–В в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных

букв П–Т в слогах, словах.

Дифференциация рукописных

Букв П–Т в словах, предложениях, тексте

Дифференциация рукописных

букв Л–М в слогах, словах.

Дифференциация рукописных

Букв Л–М в словах, предложениях, тексте

Дифференциация рукописных

букв Ш–Щ в слогах, словах.

Наша речь.

Текст. Части текста.

Предложение. Члены

предложения.

Птицы.

Весна — пробуждение природы.

Признаки весны.

Предметные и

сюжетные картинки, сигналы,

таблица гласных

и согласных,

объемные буквы,

куколки-сигналы,

фишки, пособие

«Живые звуки»,

карточки для

индивидуальной

работы, речевые

профили, календарь природы,

игры, мяч, трафареты букв, камни

Марблс,

Развитие фонематических процессов. Развитие

мыслительных

процессов,

зрительного и

слухового внимания, буквенного

гнозиса, памяти,

совершенствование самоконтроля. Развитие

графо-моторных

навыков. Работа

над каллиграфией

письма.

Осуществление

анализа, синтеза,

обобщение объектов и явлений.

Ориентировка

на разнообразие

способов решения учебных

задач, умение

действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Дифференциация рукописных букв Ш–Щ в словах, предложениях, тексте.- анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, трансформационные упражнения со словами;

анализ и синтез предложений, схемы предложений.

Диагностическая работа«Дифференциация рукописных букв, имеющих оптико-кинетическое сходство».

II этап. Коррекционная работа на лексическом уровне

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы. Антонимы.

Дифференциация синонимов и антонимов.

– графическое изображение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла). Подбор синонимов и антонимов к заданному слову, нахождение синонимов и антонимов в предложениях, тексте. Диагностическая работа «Слово и его лексическое значение».

Слово и его значение. Синонимы и антонимы.

Однокоренные слова.

Ранняя весна. Сезонные изменения в природе.

Предметные и сюжетные картинки, сигналы, фишки, карточки для индивидуальной работы, игры «Подбери пару», «Что лишнее?», пособие

«Синонимы»,

«Антонимы»,

«Многозначные слова».

Расширение и обогащение активного словаря. Совершенствование полноценных учебных умений. Развитие мыслительных процессов, зрительного и слухового внимания, памяти, совершенствование самоконтроля.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Работа на уровне предложения.

10

Предложение. Общее понятие. Схема предложения.

Определение количества, последовательности и места слов в предложении.

Анализ предложения по вопросам. Связь слов в предложении. Распространение предложения по вопросам, по схеме.

Восстановление деформированных предложений.

Составление предложений по картине, по вопросам.

–анализ и синтез предложений, схема предложения, уточнение значения предлогов ,графическое обозначение предлогов. Формирование навыков грамматического структурирования.

Повторение изученного материала.

Предложение. Члены предложения.

Звуки и буквы.

Поздняя весна. Цветы.

Насекомые.

Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, схемы предлогов, предложений, камни Марблс,

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Расширение и обогащение активного словаря. Развитие пространственно-временных отношений.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности

Работа на уровне текста.

11

Текст, части текста, основная мысль, заглавие.

Членение текста на предложения. Закрепление знаний о структуре текста.

Восстановление деформированного текста (3–4 предложения). Пересказ по серии картин и вопросам.

Составление рассказа по серии сюжетных картин, вопросам, опорным словам.

Диагностическая работа «Предложение. Текст».

Повторение изученного материала.

Виды речи. Диалог и монолог.

Текст. Части текста.

Весна. Спорт.

Признаки лета.

Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, схемы предлогов, предложений, дидактические игры по теме.

Развитие связной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Расширение и обогащение активного словаря.

Учить работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Совершенствование самоконтроля.

12

Повторение изученного мате-

риала. Списывание с печатного и рукописного текстов. Диктант.

Анализ итоговых контрольных

работ.

Оценка динамики речевого развития учащихся.

Повторение изученного материала.

Бланки для

выполнения

контрольных,

диагностических

работ, карточки

для индивидуальной работы.

Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки

на основе критерия успешности

учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи. (I-й,II-й,III-й этапы)

Программа разработана на основе принципов коррекционно-развивающего обучения: системности, комплексности, принципе развития, динамичности восприятия, коррекции и развития высших психических функций, а...

Календарно-тематическое планирование с группой учащихся 2-го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.

Календарно тематическое планирование для группы учащихся 2 -го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения,обусловленное общим недоразвитием речи....

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи».

Дети с общим недоразвитием речи  значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза, прежде всего, дифференцировать звуки при восприя...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Пропедевтика нарушений письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи.

Аннотация      Рабочая программа «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» 1 КЛАСС, ОНР/НвОНР на 2018-2019 учебный год.В сис...