Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий
методическая разработка (5 класс)
Рабочая программа коррекционно- развивающих занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий | 75.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.
- Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты ОУ:
- Учебный план ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год;
- Годовой календарный учебный график ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год;
- Расписание учебных занятий ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год,
На основании учебно-методических документов:
- «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ГБОУ Михайловская КШИ;
- программа «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.;
- авторская программа Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида";
- программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития».
Основной цель данной программы является: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
- развитие пространственного восприятия;
- коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти (зрительной, слуховой);
- опосредованного запоминания
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие мышления;
- развитие мыслительных операций;
- развитие понятийного мышления;
- развитие воображения;
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя:
Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде, что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.
Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;
- диагностика;
- арт-терапия;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки.
Особенностью данной программы является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
Описание места учебного предмета
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
- развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.
Содержание программы
Содержание программы состоит из следующих разделов:
- развитие ощущения;
- развитие восприятия;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие самоконтроля;
- развитие произвольности;
- развития зрительно - двигательной координации;
- развития артикуляции.
Основой занятий являются коррекционно-развивающие упражнения, специфические для каждого раздела:
- Упражнения на развитие ощущения: «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Какого цвета?», «Цветные полоски», «Назови и проверь постукиванием, «Послушай звуки», «Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки».
- Упражнения на развитие восприятия: «Определи фигуру», «Найди одинаковые», «Найди ошибку», «Назови фигуры», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди фото».
- Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Кто точнее нарисует?», «Слушай звуки улицы», «Вордбол», «Крестики, точки», «Синхронный счет», «Соблюдай правило», «Называй и считай», «Найди слоги», «Делаем вместе».
- Упражнения на развитие памяти: «Магнитофон», «У кого ряд длиннее?», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Телеграфисты».
- Упражнения на развитие мышления: «Конкретизация понятий», «Цветная сказка», «Найди одинаковые», «Назвать одним словом», «Способы применения предмета», «Отгадай слова», «Вордбол», «Составление предложений», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Назови предмет», «Покажи одинаковые».
- Упражнения на развитие пространственных представлений: «Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Найди одинаковые», «Выполни правильно», «Живые цепочки», «Поставь значки», «Говори правильно», «Где спрятались игрушки?».
- Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило», «Учитель — ученик, ученик — учитель», «Назови и проверь постукиванием», «Перепутанные линии».
- Упражнения на развития артикуляции: «Произнеси чисто».
Тематическое планирование
№ | Разделы, тема | Кол ч | План дата | Факт дата | Виды деятельности |
1 четверть | 15 | ||||
1. | Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. | 1 | 4.09 | 1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | |
Развитие мелкой моторики | 3 | ||||
2 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | 8.09 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | |
3 | Штриховка изображений | 1 | 11.09 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Графический диктант (зрительный и на слух). | |
4 | Изготовление поделки из крупы. | 1 | 15.09 | ||
Восприятие | 6 | ||||
5 | Восприятие формы, цвета. | 1 | 18.09 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные и т. д.). Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Упражнения: «Сравни предметы», «Найди отличия» | |
6 | Развитие зрительного восприятия (выделение формы). | 1 | 22.09 | Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. | |
7 | Противоположные качества предметов | 1 | 25.09 | Упражнение на мелкую моторику «Нарисуй по точкам». Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твёрдость, растворимость, вязкость). | |
8 | Развитие слухового восприятия. | 1 | 29.09 | Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. | |
9 | Восприятие времени | 1 | 2.10 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов. | |
10 | Восприятие пространства | 1 | 6.10 | Упражнения: «Определи местоположение предметов», «Расположи предметы по рисунку». Составление схемы комнаты. | |
Внимание | 5 | ||||
11 | Развитие зрительного внимания. | 1 | 9.10 | ||
12 | Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | 1 | 13.10 | 16 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Что я могу сказать о себе хорошее?; - Делаем вместе; - Способы применения предмета; - Выберите синонимы и антонимы. 3. Рефлексия занятия. |
13 | Развитие внимания (переключение) | 1 | 16.10 | 6.11 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Говорящая надпись; - Называйте и считайте; - Три слова; - Составьте слова. 3. Рефлексия занятия. |
14 | Развитие объема внимания. | 1 | 20.10 | 10 | |
15 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие умения копировать образец. | 1 | 23.10 | 13 | |
Запланировано: Проведено: Отставание: Причина: | |||||
2 четверть | 16 | ||||
Пространственные представления | 5 | ||||
16 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 | 6.11 | 17 | Словесное обозначение расположения предметов в пространстве. |
17 | Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | 1 | 10.11 | 20 | Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. |
18 | Развитие пространственных представлений. | 1 | 13.11 | 24 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Какие мы разные!; - Представьте куб; - Замените цифры символами; - Отгадайте слова. 3. Рефлексия занятия. |
19 | Развитие пространственных представлений, развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). | 1 | 17.11 | 27 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Я – ромашка; - Необычные ножницы; - Найдите фигуру; - Забавные омонимы. 3. Рефлексия занятия. |
20 | Развитие внутреннего плана действия | 1 | 20.11 | 1 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Я узнаю себя; - Муха; - Говорим по-марсиански; - Объясните греческие слова. 3. Рефлексия занятия. |
Память | 4 | ||||
21 | Развитие наблюдательности, зрительной памяти. | 1 | 24.11 | 4 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. 2 Основная часть. - Игра «Что изменилось». - Игра «Ищи безостоновочно». - Корректурная проба. Проверка ошибок. -Игра «Запомни порядок». -Игра «Карлики- Великаны». 3 Рефлексия занятия. |
22 23 | Развитие зрительной памяти, зрительного внимания, устойчивости внимания | 2 | 27.11 1.12 | 8 | |
24 | Развитие слуховой памяти | 1 | 4.12 | 11 | |
25 | Графический диктант | 1 | 8.12 | 15 | |
Мышление | 14 | ||||
26 27 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. | 2 | 11.12 15.12 | 18 | |
28 | Развитие вербального мышления. | 1 | 18.12 | 22 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Слово в зеркале; - Подберите синонимы и антонимы; - Отгадайте чувство. 3. Рефлексия занятия. |
29 30 | Установление закономерностей, сходства, противоположности, различия. | 2 | 22.12 25.12 | 25 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Что я чувствую?; - Найдите фигуры; - Одинаковые? Противоположные? Разные? 3. Рефлексия занятия. |
31 | Развитие мышления (гибкость; - развитие вербального мышления.) | 1 | 29.12 | 29 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Какие слова легче?; - Стенографы; - Замени символы цифрами; - Объясните поговорки. 3. Рефлексия занятия. |
Запланировано: Проведено: Отставание: Причина: | |||||
3 четверть | 20 | ||||
32 | Развитие мышления (установление закономерностей) | 1 | 15.01 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найдите фигуры; - понимание пословиц; - Какое бывает поведение? 3. Рефлексия занятия. | |
33 | Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | 19.01 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найди пирамиду; - Найдите фигуры; - Выразите разными словами; - Кто это? 3. Рефлексия занятия. | |
34 | Развитие мышления (установление закономерностей); | 1 | 22.01 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найдите фигуры; - Сравниваем понятия (отношения часть – целое и целое – его часть); - Сравниваем понятия (обобщение и конкретизация); - Какое бывает поведение? 3. Рефлексия занятия. | |
35 | Развитие мышления | 1 | 26.01 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Замените цифру буквами; - Измените форму, не меняя содержания; - угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. | |
36 | Развитие логического мышления | 1 | 29.01 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - найдите лишнюю фигуру; - Сравниваем понятия; - Вылепите фигуру. 3. Рефлексия занятия. | |
37 38 | Развитие умения группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, | 2 | 2.02 5.02 |
| |
39 | Развитие умения сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия. | 1 | 9.02 | 1. Задание. Дорисуй столько палочек, чтобы их стало столько же, сколько квадратов. | |
Речь | 9 | ||||
40 | Развитие речи | 1 | 12.02 | Составление предложений по картинке | |
41 | Развитие речи | 1 | 16.02 | Составление рассказа по сюжетным картинкам | |
42 43 | Составление предложений | 2 | 19.02 26.02 | Составление предложений из заданных слов | |
44 | Учимся рассуждать | 1 | 2.03 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Я – ромашка; - Замените буквы цифрами; - Учимся рассуждать. 3. Рефлексия занятия. | |
45 | Учимся рассуждать | 1 | 5.03 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Найдите фигуры; - Учимся рассуждать; 3. Рефлексия занятия. | |
46 47 | Развитие воображения | 2 | 9.03 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть. - Придумайте предметы; - Разделите понятия; - говорящая надпись. 3.Рефлексия занятия. | |
48 | Развитие вербального и творческого воображения | 1 | 12.03 | Упражнение. Кто какие любит конфеты? Если бы конфеты были бы размером с воздушный шарик, с пятиэтажный дом? Придумать и нарисовать в кого может еще превратиться конфета. | |
Эмоциональная сфера | 7 | ||||
49 | Развитие эмоциональной сферы. Наши эмоции. | 1 | 16.03 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Муха; - Сравниваем понятия; - Как преодолеть плохое настроение? 3. Рефлексия занятия. | |
50 | Развитие умения различать эмоциональные состояния. | 1 | 19.03 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Ошибки в изображениях; - Существенные и несущественные признаки; - Такие разные лица. 3. Рефлексия занятия. | |
51 52 | Обращение с просьбой | 2 | 23.03 26.03 | Ролевое проигрывание различных ситуаций | |
Запланировано: Проведено: Отставание: Причина: | |||||
4 четверть | 16 | ||||
53 54 | Вежливый отказ | 2 | 6.04 9.04 | Ролевое проигрывание различных ситуаций | |
55 | Развитие перцептивно-эмоциональной сферы. | 1 | 13.04 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - Найдите фигуры; - Измените форму, не меняя содержания; - Угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. | |
Повторение | 11 | ||||
56 | Развитие внимания (устойчивость); | 1 | 16.04 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Стенографы; - Дополните до куба; - Сравниваем понятия; - Кто это? 3. Рефлексия занятия. | |
57 | Развитие пространственных представлений; | 1 | 20.04 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Перекресток; - деление понятий; - вылепите фигуру. 3. Рефлексия занятия. | |
58 | Развитие логических форм вербального мышления | 1 | 23.04 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Рисуем в уме; - Определите вид суждения; - Что я могу сказать о себе хорошего? 3. Рефлексия занятия. | |
59 | Развитие перцептивно-эмоциональной сферы. | 1 | 27.04 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - Найдите фигуры; - Измените форму, не меняя содержания; - Угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. | |
60 | Развитие мышления | 1 | 30.04 | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Замените цифру буквами; - Измените форму, не меняя содержания; - угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. | |
61 | Развитие пространственных представлений. | 1 | 4.05 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Учимся различать эмоции; - Переворот фигур; - измените форму, не меняя содержание. 3.Рефлексия занятия. | |
62 | Тренинг поведения в конфликтной ситуации. | 1 | 7.05 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - Учимся рассуждать; - А что сказал бы ты? 3. Рефлексия занятия. | |
63 64 | Личностные качества. | 2 | 11.05 14.05 | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Развертка с буквами; - Учимся рассуждать; - Говорящая надпись. 3. Рефлексия занятия. | |
65 66 | Развитие внимания. | 2 | 18.05 21.05 | ||
67 68 | Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания. | 2 | 25.05 28.05 | 1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) |
Материально-техническое обеспечение:
1.Классная доска.
2. Мультимедийный проектор - 1 шт.
3. Компьютер.
4. Колонки – 1 к.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Затвьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.
2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития (психологическая программа развития познавательных процессов учащихся 5-9 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 5-9 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида".
Приложение 1
Динамика развития детей отслеживается по психологическим методикам:
- Методика на определение вербального абстрактного мышления К. Йерасика.
- Тест «Лева и правая стороны» Ж.Пиаже.
- Методика «Рукавички».
- Методика «10 слов» А.Лурия.
- Исключение лишнего.
- Методика «Узор под диктовку».
- Методика «Проба на познавательную инициативу».
Психодиагностика познавательных процессов:
Внимание:
1) Концентрация
2)устойчивость
3) переключение
4) распределение
5) объем
Память:
логическая и механическая памяти
зрительная память
словесно-логическая память
продуктивное запоминание
- Нагладно-действенное мышление
- Наглядно-образное мышление
- Словесно – логическое мышление
- Развитие мыслительных процессов
Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:
Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень – Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс
рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2 специального (коррекциооного) класса VII вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 3 специального (коррекцинного) класа VII вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 4 класс
рабочая программа коррекционно-развиающих занятий для обучающихся 4 специального (коррекционного) класса VII вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...