Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 4 класс
рабочая программа по теме

рабочая программа коррекционно-развиающих занятий для обучающихся 4 специального (коррекционного) класса VII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа предназначена для обучающихся 4 специального (коррекционного) класса VII  вида Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  2. Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (приказ № 219 от 29.08.2013 г)
  3. Методического пособия «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009

Общая характеристика учебного курса

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 4 специального  (коррекционного) класса VII вида.  

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

        В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.  Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.

Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Задачи:

  1. развитие у обучающихся  психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
  2. развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  3. развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  4. развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
  5. развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  6. коррекция отклоняющегося поведения.


При организации коррекционно-развивающих занятий учитываются следующие принципы :

  • Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  • Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
  • Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
  • Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
  • Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
  • Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Описание места учебного курса в учебном плане

         На проведение коррекционно-развивающих занятий во 4 специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 2 часа в неделю   (34 учебные недели, 68 часов).

Уровень  изучения  курса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

  • приемы организации учебной деятельности;
  • требования основной школы;
  • приемы групповой и парной работы;
  • приемы построения доклада;
  • правила поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • приемы релаксации, организации отдыха.

Учащиеся должны уметь:

  • применять способы запоминания при выполнении заданий;
  • анализировать и обобщать информацию;
  • классифицировать предметы, объекты;
  • определять понятия;
  • отвечать на вопросы, строить суждения и умозаключения.

Содержание учебного  курса

Наш класс- единая команда. Психологические игра на сплочение и взаимодействие.

Диагностическое занятие.  Тесты на определение школьной тревожности, САН.

Развитие рефлексивных действий. График настроения. Эмоции, чувства. Игры «Угадай причину», «Рассмешите клоуна»

Обучение приемам организации учебной деятельности. Сходство, различие. Анализ приемов, помогающих учиться. Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю»

Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности. Развитие контрольно-оценочных действий. Групповая работа. Аналитическая беседа.

Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий.

Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Эвристическая беседа. Игра «Причина-следствие»

Обучение способам развития различных видов памяти. Игра «Что изменилось?». Актуализация и применение различных приемов развития памяти.

Обучению умению определять понятия. Классификация. Упражнение «Широкое-узкое».

Овладение алгоритмом определения понятий. Упражнения в подборе видовых признаков.

Обучение построению суждения. Определение понятия с несколькими видовыми признаками.

Обучение построению умозаключений. Проблемные вопросы. Игра «Доказательство цепочкой»

Обучение приемам преобразования задач. Упражнения в решении открытых задач.

Развитие действий логического анализа и обобщения. Сказка «Как съесть слона».

Развитие связной письменной речи. Исправление деформированного текста.

Диагностика отношений обучающихся к учебной деятельности.

Преодоление учебной тревожности. Конкурс чтецов.

Знакомство с приемами построения доклада.  Правила составления интересного доклада. Групповая работа  «Коллективный доклад».

Развитие связной монологической речи. Диалог.

Преодоление тревожности при монологическом выступлении. Деловая игра.

Развитие невербальных средств общения. Упражнение «Пойми меня», «Поводырь»

Формирование адекватной самооценки. Знакомство с понятием «психологический портрет».

Развитие навыков доброжелательного отношения со сверстниками. Диагностика межличностных отношений. Социометрия. Решение ситуаций.

Обучение правилам поведения со взрослыми. Анкетирование.

Диагностика межличностных отношений в семье. Методика «Кинетический рисунок семьи».

Формирование рефлексивно-контрольных умений. Тест на изучение общей самооценки. Решение возможных трудных ситуаций.

Систематизация знаний об организации рабочего времени. Закрепление навыков целеполагания и планирования. Развитие контрольно-оценочных действий.

Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха. Методика «Пчелиный рой».

Диагностика мотивационных ожиданий, связанных со средней школой. Сочинение «Когда я буду в 5 классе...»

Диагностика психологической готовности к обучению в основной школе.


Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

       

      Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Методическое пособие «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009
  2.  Как преодолеть трудности в обучении детей/ Авт.-сост. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009
  3. Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии /Иванова Е.И.- М.,2011
  4. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:АРКТИ, 2008
  5. Тропинка к своему Я/ Авт.-сост. О.В. Хухлаева. -  М.: Генезис, 2008
  6. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми /Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009 Интеллектуальный марафон: 1-4 классы /Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2009

Литература для учащихся:

Рабочие тетради:

  1. С.Е. Гаврина.  «Развиваем мышление». ЗАО «Росмэн-Пресс», 2010г.
  2. С.Е. Гаврина.  «Развиваем память». ЗАО «Росмэн-Пресс», 2010г.
  3. С.Е. Гаврина.  «Развиваем внимание». ЗАО «Росмэн-Пресс», 2010г.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
  • Магнитная доска. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Интерактивная доска.
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  • «Диагностика школьной адаптации»
  • «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • «Невербальные тесты интеллекта»
  • «Тест Амтхауэра»
  • «Тест Кэттелла»

Список используемой литературы

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2008 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 2009.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
  7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
  8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
  10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
  12. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
  13. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009.
  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИТЕР, 2009 г.
  15. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2008.  
  16. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007
  17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007.
  18. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
  19. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2008
  20. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  3. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  4. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  5. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...