Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 3 специального (коррекцинного) класа VII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionno-razvivayushchikh_zanyatiy_3_klass.docx | 57.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 3 специального (коррекционного) класса VII вида Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (приказ № 219 от 29.08.2013 г)
- Программы развивающих занятий во 3-м классе «Психологическая азбука»/Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. – М.:Генезис, 2012.
Общая характеристика учебного курса
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.
В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи, успешно решать которые можно только в тесном сотрудничестве с учителем. С помощью рабочей программы школьный педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Основная концептуальная идея программы: через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию.
Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.
Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
Задачи:
- расширение и углубление знаний об окружающем мире;
- развитие у обучающихся психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
- развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
- развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
- развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
- коррекция отклоняющегося поведения.
Описание места учебного курса в учебном плане
На проведение коррекционно-развивающих занятий по учебному плану МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» во 3 специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).
Для реализации программы выбрана рабочая тетрадь Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х «Психологическая азбука. 2 класс». М.: Генезис, 2012.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда. Основная концептуальная идея программы: через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию.
Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.
Планируемые образовательные результаты
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
- Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
- Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание», развитие эмпатии.
Метапредметные результаты:
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
- Уметь работать в паре, группе;
- Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
- Сформированность мотивации достижения результата;
- Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
- Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Содержание учебного курса
Раздел «Введение в психологию общения»
Диагностическое занятие. Новая встреча с психологией. Начало путешествия в Страну Общения. Что взять с собой в путешествие? Что я знаю о себе?
Обучающийся научится:
- Навыкам эффективного взаимодействия и сотрудничества.
- Осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Рефлексивной позиции в сфере общения.
Раздел «Психология отношений: Ты-Я-Он/Она = Мы»
Как и почему начинаются ссоры? Сказка о конфликте и контакте. Качества, важные для общения. Какие мы в общении? Я общительный или замкнутый? Королевство Разорванных связей. Свои и чужие. Девчонки+мальчишки=… Друзья и недруги.
Обучающийся научится:
- Осознавать причины своих ссор, уметь действовать согласованно.
- Осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Рефлексивной позиции в сфере общения.
Раздел «Сокровища и тайны дружбы»
Дружба – это… Мы-дружная команда! Правила доброжелательного общения. Дружная страна. Как мы все похожи! Какие мы все разные! Сказка о Другой Точке Зрения. Скажи мне, кто твой друг…
Обучающийся научится:
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Учитывать разные мнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Стремлению к координации различных позиций в сотрудничестве.
Раздел «Поддержка в общении»
Комплимент-это… Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? Давайте говорить друг другу комплименты!
Обучающийся научится:
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- Строить монологическое высказывание.
Обучающийся получит возможность научиться:
- эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживанию им.
Раздел «Сочувствие и сопереживание»
Как мы переживаем эмоции? Мы умеем выражать свои эмоции! Как мы понимаем эмоции других? Мы умеем сопереживать! Итоговая диагностика.
Обучающийся научится:
- Умению строить понятные для партнера высказывания.
- Формулировать собственное мнение.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживанию им.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Кол. часов | Виды деятельности ученика |
1. Введение в психологию общения (6 часов) | |||
1.1 | Объединяемся играя. | 1 | Принимают участие в психологических играх на взаимодействие, сплочение. |
1.2 | Диагностическое занятие. | 1 | Отвечают на вопросы тестов, учатся анализировать. |
1.3 | Новая встреча с психологией | 1 | Пишут рассказ «Как я провел лето», работают в парах. |
1.4 | Начало путешествия в Страну Общения | 1 | Составляют коллективный рассказ. Работают в паре, придумывают подарок группе. Работают в рабочей тетради. |
1.5 | Что взять с собой в путешествие? | 1 | Работают в рабочей тетради. Работают в команде. |
1.6 | Что я знаю о себе? | 1 | Работают в рабочей тетради. Анализируют задание «Как меня оценивают одноклассники» |
| |||
2.1 | Как и почему начинаются ссоры? | 1 | Работают в паре, в рабочей тетради. Каждая пара изображает в виде скульптуры слово, написанное на карточке. Участвуют в обсуждении. |
2.2 | Сказка о конфликте и контакте. | 1 | Рисуют в паре иллюстрацию к сказке. Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы друг друга. |
2.3 | Качества, важные для общения. | 1 | Работают в рабочей тетради. Оценивают свои качества характера. |
2.4 | Какие мы в общении? | 1 | Участвуют в игре «передача хлопка по кругу», работают в рабочей тетради. |
2.5 | Я общительный или замкнутый? | 1 | Подбирают антоним к слову «общительный». Работают с карточками, участвуют в сценках. |
2.6 | Королевство Разорванных Связей. | 1 | Работают в рабочей тетради. Участвуют в обсуждении сказки. |
2.7 | Свои и чужие. | 1 | Работают в команде. Сравнивают характеристики характера. Участвуют в ролевой игре. |
2.8 | Девчонки+мальчишки=… | 1 | Дают описание качеств характера мальчиков и девочек. Сравнивают характеристики. Участвуют в ролевой игре. |
2.9 | Друзья и недруги. | 1 | Дают описание качеств характера друзей и недругов. Сравнивают характеристики. Участвуют в ролевой игре. |
| |||
3.1 | Дружба- это… | 1 | Работают в мини-группе. Высказывают свое мнение по проблеме. Участвуют в обсуждении «Что такое дружба» |
3.2 | Мы-дружная команда! | 1 | Работают в мини-группе. Высказывают свое мнение по проблеме. Участвуют в конкурсе- игре «Дружная команда» |
3.3 | Правила доброжелательного общения. | 1 | Работают в рабочей тетради. Выполняют задание «Правила доброжелательного общения» |
3.4 | Дружная страна. | 1 | Участвуют в играх на сплочение, взаимодействие. |
3.5 | Как мы все похожи! | 1 | Отвечают на вопросы, находят сходства в характере друг друга. |
3.6 | Какие мы все разные! | 1 | Находят различия в характере друг друга, участвуют в обсуждении. |
3.7 | Сказка о Другой Точке Зрения. | 1 | Участвуют в игре, участвуют в обсуждении, придумывают продолжение сказки. |
3.8 | Скажи мне, кто твой друг… | 2 | Участвуют в психологической игре, участвуют в обсуждении |
| |||
4.1 | Комплимент- это… | 1 | Участвуют в обсуждении, участвуют в беседе «Что такое комплимент», делают комплименты друг другу. |
4.2 | Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | 1 | Работают в команде, выполняют задания, распределяют роли внутри команды. |
4.3 | Давайте говорить друг другу комплименты! | 2 | Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы. Участвуют в игре «Ладошка по кругу». |
| |||
5.1 | Как мы переживаем эмоции? | 1 | Работают с карточками Люшера. Отвечают на вопросы. Участвуют в игре «Эмоциональное домино» в парах. |
5.2 | Мы умеем выражать эмоции! | 1 | Описывают свое натроение словами. Принимают участие в этюдах (показывают ситуацию). Работают в команде (без слов, с помощью жестов и мимики передают эмоцию) |
5.3 | Как мы понимаем эмоции других? | 1 | Называют цвет своего настроения. Работают в паре в игре «Скульптор и скульптура» (изображают определенную эмоцию) |
5.4 | Мы умеем сопереживать! | 1 | Подбирают ассоциацию для своего настроения. Придумывают и рассказывают свою историю о чувствах. Пишут письмо Мастеру Общения. |
5.5 | Итоговая диагностика | 2 | Работают на бланках тестов. Отвечают на вопросы теста. |
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 3-м классе»/Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. - М.:Генезис, 2013
- Методическое пособие "Уроки общения в начальной щколе» /Е.А.Сорокоумова.- М.:АРКТИ, 2009
- Методическое пособие «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009
- Как преодолеть трудности в обучении детей/ Авт.-сост. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009
- Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:АРКТИ, 2008
- Тропинка к своему Я/ Авт.-сост. О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2009
- Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми /Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009
- Интеллектуальный марафон: 1-4 классы /Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2009
Литература для учащихся:
- Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс.- М.:Генезис, 2012
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Аудио/видеомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватели.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран. Размер не менее 150 х 150 см
- CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»
Программы компьютерной обработки психологических тестов:
- «Диагностика школьной адаптации»
- «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
- «Невербальные тесты интеллекта»
- «Тест Амтхауэра»
- «Тест Кэттелла»
Список используемой литературы
- Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
- Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2008 г.
- Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 2009.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
- Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009.
- Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИТЕР, 2009 г.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2008.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2008
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.rг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...