Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psiholog_5-8.docx | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Заместитель директора по УВР | Директор |
МБОУ «СОШ им. | МБОУ «СОШ им. |
М.М.Рудченко с. Перелюб» | М.М.Рудченко с. Перелюб» |
_______________О.В.Мотина | _______________Р.Е.Хабибулина |
Приказ № 315 | |
«29» августа 2017 года | «01» сентября 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
5-8 классы
Рассмотрено на заседании
педагогического совета,
протокол № 1 от «28» августа 2017 г.
Перелюб
2017 год
Введение
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственным отставанием (интеллектуальными нарушениями). Программа направлена на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с умственной недостаточностью.
Цель программы: создание условий для развития нравственной, творческой, социально активной личности, способной к самореализации.
Задачи: создать условия для укрепления целостно-смысловой сферы личности; умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей; содействовать воспитанию нравственных чувств и эстетического сознания, развитию навыков самовоспитания и самосовершенствования, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу.
Программа предполагает работу с подростками среднего (12-14 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста. Занятия проводятся в малых группах по 10 человек, продолжительностью 1 час в неделю. Данный курс рассчитан на 34 академических часа.
При работе с детьми акцент делается на пробуждение интереса в развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр.
В основу программы взяты следующие методические разработки: программа «Социальная адаптация старшеклассников» С.А.Родионовой; программа «Поверь в себя» Т.А.Корепановой, курс «Психологический практикум»
Содержание программы:
5 класс
1 | Здравствуйте! Вводное занятие (2 часа) Теория: программа «Поверь в себя»; группа; принятие правил группы: искренность, конфиденциальность, открытость, правило «здесь и сейчас» Практика: игры и упражнения на знакомство и сплочение группы, вводное анкетирование |
2 | Это я (2 часа) Теория: индивид, индивидуальность, личность. Практика: игры и упражнения на стремление к самопознанию |
3 | Искусство общения (2 часа) Теория: общение, невербальное общение, вербальное общение, средства общения Практика: игры и упражнения на развитие навыков эффективного общения. |
4 | Неуверенность и страхи (2 часа) Теория: неуверенность, страхи Практика: игры и упражнения на преодоление неуверенности, страхов. |
5 | Одиночество (4 часа) Теория: межличностные отношения, одиночество Практика: игры и упражнения на создание моделей поведения в ситуации одиночества и их оценка. |
6 | Установление контактов (2 часа) Теория: новые знакомства, контакт, места для знакомства Практика: игры и упражнения на расширение круга друзей |
7 | Умение вызывать симпатию (4 часа) Теория: симпатия, взаимная симпатия, комплимент Практика: игры и упражнения, направленные на развитие умения вызвать у собеседника симпатию. |
8 | Открытость и откровенность (4 часа) Теория: барьерное взаимодействие, чувства, позитивные чувства, негативные чувства, открытое выражение чувств, неуверенность, агрессивность, аккомодация Практика: игры и упражнения на открытое выражение чувств |
9 | Выражение позитивных чувств (2 часа) Теория: позитивные чувства, выражение позитивных чувств Практика: игры и упражнения на умение выражать позитивные чувства |
10 | Выражение негативных чувств (2 часа) Теория: негативные чувства, отражение негативных чувств Практика: игры и упражнения на умение выражать свои желания, на отражение негативных чувств |
11 | Уверенность и уверенное поведение (2 часа) Теория: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение, неуверенное поведение, агрессивное поведение Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного поведения |
12 | Уверенность в конфликтных ситуациях (2 часа) Теория: конфликт, правила ведения конфликтного разговора Практика: игры и упражнения на разрешение конфликта |
13 | Как сказать «нет» (3 часа) Теория: уверенное поведение, давление Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях |
6 класс
№ | Содержание занятий |
1 | Раздел 1 «Введение» (2 часа) Теория: психология, внутренний мир, психика. Из чего состоит психологическая жизнь человека. Познай себя, и ты познаешь жизнь. |
2 | Раздел 2 "Как мы познаём мир" (26 часов) |
Тема: Ощущения и восприятие» (2 часа) Теория: ощущения, восприятие, сила этих процессов Познавательная беседа: «Как ощутить радость жизни?» Практика: игры и упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
Тема: "Внимание и внимательность" (5 часов) Теория: внимание, объём внимания, избирательность, концентрация, ереключение, скорость, внимательность. Практика: игры и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация. | |
Тема: "Запоминай и помни" (4 часа) Теория: память, слуховая, зрительная, комбинированная, произвольная, непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание. Познавательные беседы: Правила хорошего обращения с памятью. Виды памяти, особенности памяти учащиеся. Практика: игры и упражнения на развитие памяти. Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. | |
Тема: Качества ума (6 часов) Теория: мышление, ум, разум, логика анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление Познавательные беседы: красота разума; как решать мыслительные задачи; кто царит в нашей голове; правила развития ума; виды мышления, способы мышления, как умом победить силу. Практика: игры и упражнения на развитие мышления | |
Тема: "Воображение " (2 часа) Теория: воображение, творчество Познавательные беседы: Правила развития воображения. Практика: игры и упражнения на развитие воображения. | |
Тема: "Речь и общение" (7 часов) Познавательные беседы: Чем отличается слово от воробья. - Сможет ли Маугли заговорить. Язык мой - друг мой. Хорошие речи и слушать приятно. Как слово наше отзовётся. Правила общения. Практика: игры и упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия | |
3. | Раздел 3 "Познай себя " (6 часов) |
Тема: "Как и что мы чувствуем" (6 часов) Теория: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость Познавательные беседы: Почему в цирке работает клоун. Страсти на стадионе. Когда нам грустно. Как возникает страх и трусость. Бесстрашный человек - это хорошо или плохо? |
7 класс
№ | Содержание занятий |
1 | Раздел 1«Введение» (2 часа) Теория: психология, психологи, психотерапевты. Познавательные беседы: история психологии; Как работают психологи. |
2 | Раздел 2 "Как мы познаём мир" (12 часов) |
Тема: "Психологические процессы» (2 часа) Теория: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение Практика: игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий | |
Тема: "Общение" (10 часов) Теория: общение, виды общения (речевое и неречевое). Познавательные беседы: Действительно ли "злые языки страшнее пистолета"; Как понять человека. Всегда ли чужая душа - потёмки?; Согласного стада и волк не берет. Практика: игры и упражнения на развитие навыков общения и взаимодействия | |
3 | Раздел 3 "Познай себя " (20 часов) |
Тема: "Как и что мы чувствуем" (12 часов) Теория: эмоции, эмоциональные ситуации, радость, счастье, веселье, грусть, печаль тоска, горе, гнев, страх, совесть, управление эмоциями, трудная ситуация Познавательные беседы: Зачем нужны эмоции; "Да, жалок тот, в ком совесть не чиста"; "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно". Практика: игры и упражнения, задания, игровые ситуации на развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными ситуациями | |
Тема: "Воля" (4 часа) Теория: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек Познавательные беседы: История марафонского бега; Упрямство и настойчивость; Не хочу и надо Практика: тестовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием. | |
Тема: "Характер" (4 часа) Теория: характер, поступок, поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера. Познавательные беседы: Правда ходит на прямых ногах, кривда -на кривых; Шило в мешке не утаишь; Что такое совесть; Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер; Всякий человек -кузнец своего счастья. Практика: Задания на самооценку с помощью выбора из списка наиболее часто встречающихся черт характера (не более 10 черт). Рассказы учащихся с объяснением и подтверждением фактами выбранных ими наименований. Сравнение рассказа о себе с тем, как характеризуют рассказчика его близкие друзья и одноклассники. Анализ причин расхождения в самооценке и в оценке окружающих. Анализ литературных текстов, представляющих разные характеры людей. |
8 класс
№ | Содержание занятий |
1 | Раздел 1 «Введение» (2 часа) Теория: дружба, друзья, настоящий друг Познавательные беседы: Давайте знакомиться с собой и друг с другом. |
2 | Раздел 2 "Как мы познаём мир" (2 часа) Теория: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, общение Практика: закрепление правил развития психических процессов. Игры, упражнения, задания на их развитие. Упражнения на развитие коммуникативных навыков. |
3 | Раздел 3 "Познай себя" (18 часов) |
Тема: "Как и что мы чувствуем" (2 часа) Теория: эмоции, положительные и отрицательные эмоции, страх и вина, неуверенность, стресс, горе, несчастье, недомогание Познавательные беседы: Зачем осознавать и понимать эмоции; Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины. Практика: Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях | |
Тема: "Воля" (2 часа) Теория: воля, волевые черты, своеволие, убеждения, идеалы, выдержка, терпение, самообладание Познавательные беседы: Своя воля страшней неволи; Будь своему слову хозяин; Правила воспитания воли. Практика: Упражнения и задания на развитие воли. | |
Тема: "Характер" (2 часа) Теория: характер, поступок, привычка, терпение, личность, самооценка, черты характера, уравновешенность, активность, личность, идеал, воспитание характера Познавательные беседы: Видна птица по полёту; Можно ли стать гением; Терпение даёт умение; Толпа и личность; Не место красит человека; Как стать личностью; Может ли ползать рождённый летать? Практика: Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки | |
Тема: "Кем быть" (12 часов) Теория: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения Познавательные беседы с толкованием пословиц и поговорок о труде человека. Практика: работа с анкетами профессиональной направленности, интересов, намерений (адаптированный вариант НИН). Анализ итогов с обсуждением возможности учащихся работать по избранным ими профессиям, индивидуальные и групповые консультации. | |
4 | Раздел 4 « Я среди людей» (6 часов) |
Тема: "Как мы видим друг друга" (3 часа) Теория: жесты, мимика, взгляд и поза, подросток, женский и мужской пол, достоинства, недостатки Познавательные беседы: разговор взглядов; язык жестов и движений; как понять другого человека; особенности подросткового возраста; про мужчин и женщин; "По одёжке встречают ..." Практика: тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я | |
Тема: "Межличностные отношения" (3 часа) Теория: дружба, барьеры общения, права человека, самооценка, спор, ссора Познавательные беседы: - «Нет друга, так ищи» - «Как преодолеть границы» - «Права человека среди людей; - «Самое утреннее из чувств» - «Почему люди спорят и ссорятся». Практика: игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других | |
5 | Раздел 5 «Формирование основ гражданского самосознания» (6 часов) |
Тема: «Человек среди людей» (3 часа) Теория: человек, духовная и общественная жизнь. Познавательная беседы: Человек среди людей; Нормы жизни в обществе; ребенок и его права; от чего зависят поступки человека | |
Тема: «Человек в семье» (3 часа) Теория: семья, родственные связи Познавательные беседы: человек в семье; семья и общество |
Результаты на уровне
По окончании курса проводится мониторинг достигнутых результатов. У подростков должны быть сформированы следующие результаты: устойчивая жизненная позиция; стремление к познанию и истине; потребность в творческом саморазвитии; ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Оценка эффективности программы проводится посредством сравнения данных диагностики до и после реализации программы.
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи
- о пользе развития данных психологических процессов
- об эмоциональных состояниях человека
- о настроении человека и управлении им
- о правилах общения между людьми
- о волевых качествах человека
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека
- о мире профессий и способах выбора профессии
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе, о самооценке и уровне притязаний
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа
- о конфликтах и способах их разрешения
- о социальных ролях и ролевых функциях человека
- о социальных возможностях человека
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера
- умение характеризовать другого человека, его поступки
- умение анализировать отношение других людей к самому себе
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа
- умение предупреждать и разрешать конфликты
- умение выявлять причины, управлять своим настроением
- умение регулировать свое поведение и поступки
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели
- умение выбирать свою будущую профессию
Приложение
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Количество часов | Планируемые результаты |
1 | Здравствуйте! Вводное занятие | 2 | Сплочение группы |
2 | Это я | 2 | Сокращение дистанции между участниками |
3 | Искусство общения | 2 | Установление доверительных отноений в группе, приобретение участниками навыков эффективного общения |
4 | Неуверенность и страхи | 2 | Выявление собственных страхов и работа по их преодолению |
5 | Одиночество | 4 | Моделирование поведения в ситуации одиночества |
6 | Установление контактов | 2 | Формирование навыков общения |
7 | Умение вызывать симпатию | 4 | Развитие эмоциональо-личностной сферы |
8 | Открытость и откровенность | 4 | Приобретение навыков открытого выражения чувств (отражения чувств) |
9 | Выражение позитивных чувств | 2 | Приобретение навыков выражения позитивных чувств |
10 | Выражение негативных чувств | 2 | Формирование умения разбираться в негативных чувствах и поведении |
11 | Уверенность и уверенное поведение | 3 | Развитие личностных ресурсов: уверенность в себе, своих возможностях |
12 | Уверенность в конфликтных ситуациях | 2 | Выработка и развитие навыков ответственной жизненной позиции |
13 | Как сказать «нет» | 3 | Развитие ответственности личности перед собой и обществом |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Количество часов | Планируемые результаты |
1 | Раздел «Введение» | 2 | Сплочение группы. Понимание значения занятий психологией. |
2 | Раздел "Как мы познаём мир" | 26 | |
Ощущения и восприятие | 2 | Формирование понятий ощущение и восприятия, их влияния на поведение человека | |
Внимание и внимательность | 5 | Формирование понятий внимание и внимательность. Развитие объема, концентрации, устойчивости внимания. | |
Запоминай и помни | 4 | Формирование понятия память. Развитие памяти. | |
Качества ума | 6 | Формирование понятия мышления. Развитие мышления. | |
Воображение | 2 | Формирование понятия воображение. Развитие воображения. | |
Речь и общение | 7 | Развитие навыков общения. | |
3 | Раздел "Познай себя " | 6 | Знакомство с понятием эмоции. Формирование умения выражать свои эмоции |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Количество часов | Планируемые результаты |
1 | Раздел «Введение» | 2 | Знакомство. Сплочение группы. |
2 | Как мы познаём мир | 12 | |
Психологические процессы | 2 | Знакомство с понятием психологические процессы. | |
Общение | 10 | Формирование навыков общения | |
3 | Познай себя | 20 | |
Как и что мы чувствуем | 12 | Формирование навыков управления эмоциями | |
Воля | 4 | Развитие устойчивости внимания | |
Характер | 4 | Знакомство с понятиями характер, самооценка. Формирование адекватной самооценки. | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Количество часов | Планируемые результаты |
1 | Раздел «Введение» | 2 | Знакомство. Сплочение группы. |
2 | Раздел "Как мы познаём мир" | 2 | |
3 | Раздел "Познай себя" | 18 | |
Как и что мы чувствуем | 4 | Формирование навыков управления эмоциями | |
Воля | 3 | Развитие устойчивости внимания | |
Характер | 9 | Знакомство с понятиями характер, самооценка. Формирование адекватной самооценки. | |
Кем быть | 2 | Составление карт интересов и профессиональной направленности. | |
4 | Раздел « Я среди людей» | 6 | |
Как мы видим друг друга | 3 | Формирование навыков общения, умения выражать свои эмоции | |
Межличностные отношения | 3 | Формирование навыков общения | |
5 | Формирование основ гражданского самосознания | 6 | |
Человек среди людей | 4 | Формирование представления об основных ценностях духовной, общественной жизни | |
Человек в семье | 2 | Формирование представления о круге близких людей | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...