Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс
рабочая программа по теме

рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2 специального (коррекциооного) класса VII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 специального (коррекционного) класса VII  вида Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Планируемых результатов начального общего образования
  5. Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (приказ № 219 от 29.08.2013 г)
  6. Программы развивающих занятий во 2-м классе «Психологическая азбука»/Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. – М.:Генезис, 2012.

Общая характеристика учебного курса

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 2 специального  (коррекционного) класса VII вида. 

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

        В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.  Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.
        В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи, успешно решать которые можно только в тесном сотрудничестве с учителем. С помощью рабочей программы школьный педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний  об окружающем мире;
  2. развитие у обучающихся  психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
  3. развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  4. развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  5. развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;
  6. развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  7. коррекция отклоняющегося поведения.

Описание места учебного курса в учебном плане

         На проведение коррекционно-развивающих занятий по учебному плану МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» во 2 специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 1 час в неделю  (34 учебные недели).

Для реализации программы выбрана рабочая тетрадь  Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х «Психологическая азбука. 2 класс». М.: Генезис, 2012.

                             Описание ценностных ориентиров содержания курса

        

За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда. Основная концептуальная идея программы: через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию.

Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

                 Планируемые образовательные  результаты

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций.

 Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие    любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

                Метапредметные результаты: 

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
  • Уметь работать в паре, группе;
  • Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
  • Сформированность мотивации достижения результата;
  • Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
  • Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Содержание учебного курса

Раздел «Введение в мир психологии»

Знакомство. Диагностическое занятие. Мои летние впечатления. Какой Я? Психология – знакомая незнакомка.

Формирование эмоционального отношения к занятиям. Знакомство с приемами доброжелательного  общения.

Диагностика уровня познавательных процессов. Тесты на внимание, память, мышление.

Исследование межличностных отношений.

Исследование уровня адаптации «Цветовой метод Люшера»

Изучение школьной тревожности «Опросник Филипса»

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».

Обучающийся научится:

  • Выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств.
  • Осознавать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осознанию необходимости пользы психологических знаний для школьной и повседневной жизни, умениям коллективного сотрудничества.

Раздел «Я и мои желания»

Мои желания. Знакомство с понятиями «желания» и «потребности». Сказка о борьбе мотивов. Знакомство с феноменом борьбы мотивов. Мои мотивы. Какие мотивы у других?

Обучающийся научится:

  • Осознавать мотивы своего поведения.
  • Развивать рефлексивные навыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Анализировать мотивы поведения других людей.

Раздел «Кладовая памяти»

Загадка Психоочистителя. Значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций. Что такое память? Виды памяти. Какая у меня память? Эмоциональная память. Как лучше запоминать? Я умею запоминать! Что я знаю о памяти?

Обучающийся научится:

  • Осознавать свои когнитивные возможности.
  • Способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Навыкам произвольного запоминания с использованием мнемотехнических приемов.

Раздел «Лабиринты мышления»

Сказка о профессоре Мышлении.  Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых. Учимся думать вместе! Учимся обобщать и находить закономерности. Учимся находить противоположности. Учимся думать логично. Учимся думать творчески. Что я знаю о мышлении?

Обучающийся научится:

  • Умению анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Рефлексии способов умственной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Актуализировать самооценочную деятельность.

Раздел «Как стать талантливым»

Фантазируем с Фантузей. Что такое способности? Я знаю, что я… Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ. Итоговая диагностика.

Обучающийся научится:

  • Навыкам совместной творческой деятельности.
  • Развитию  своих  креативных способностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • На уровне представления уметь решать задачи творческого характера, обобщить опыт, полученный на занятиях.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол. часов

Виды деятельности ученика

1. Введение  в мир психологии (5 часов)

1.1

Давайте познакомимся.

1

Принимают участие в психологических играх на взаимодействие, сплочение.

1.2

Диагностическое занятие.

1

Отвечают на вопросы тестов, учатся анализировать.

1.3

Мои летние впечатления

1

Приветствуют друг друга при помощи жестов, задают вопросы по содержанию рисунка соседа. Составляют рассказ о летних впечатлениях

1.4

Какой я?

1

Работают в рабочей тетради. Дают характеристику (качества характера) однокласснику.

1.5

Психология-знакомая незнакомка.

1

Отвечают на вопросы. Собирают целое слово из двух карточек, подбирают пару к качеству характера (противоположное).

  1. Я и мои желания (4 часа)

2.1

Мои желания.

1

Передают движение по кругу. Отмечают себя на «лесенке характера». Слушают чтение учителя, обсуждают по прочитанному. Рисуют Цветик-Самоцветик, пишут желание на лепестках.

2.2

Сказка о борьбе мотивов.

1

С помощью жестов и мимики изображают свое желание.  Выбирают и аргументируют свой выбор.

2.3

Мои мотивы

1

Придумывают продолжение сказки. Работают в рабочей тетради.

2.4

Какие мотивы у других?

1

Работают в рабочих тетрадях, принимают участие в игре Говорящие мотивы», участвуют в инсценировке.

  1. Кладовая памяти (9 часов)

3.1

Загадка Психоочистителя

2

Работают в мини-группе. Высказывают свое мнение по проблеме. Участвуют в психологической игре «После Психоочистителя»

3.2

Что такое память?

1

Работают в рабочей тетради.  Запоминают слова.

3.3

Виды памяти

1

Участвуют в игре «Фотограф», запоминают слова.

3.4

Какая у меня память?

1

Читают главу «Какая нужная вещь – память!». Участвуют в обсуждении.

3.5

Эмоциональная память

1

Участвуют в игре «Штирлиц», участвуют в обсуждении.

3.6

Как лучше запоминать?

1

Участвуют в игре «Штирлиц», участвуют в обсуждении, запоминают слова.

3.7

Я умею запоминать!

1

Участвуют в психологической игре, участвуют в обсуждении

3.8

Что я знаю о памяти?

1

Участвуют в психологической игре, участвуют в обсуждении

  1. Лабиринты мышления (8 часов)

4.1

Сказка о профессоре Мышлении

1

Распределяют картинки по группам. Участвуют в обсуждении, находят сходства и различия предметов.

4.2

Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых

1

Работают в команде, выполняют задания, распределяют роли внутри команды.

4.3

Учимся думать вместе!

1

Работают в рабочей тетради, загадывают предметы. Задают друг другу вопросы о свойствах предметов.

4.4

Учимся обобщать и находить закономерности

1

Называют сходства и различия предметов, находят закономерность, продолжают последовательность ряда чисел.

4.5

Учимся думать логично

2

Работают в рабочей тетради. Устанавливают смысловые связи между разными явлениями. Работают в паре. Решают логические задачи.

4.6

Учимся думать творчески

1

Работают в рабочей тетради, придумывают предложения из четырех слов. Составляют разные фигуры из палочек.

4.7

Что я знаю о мышлении?

1

Придумывают и пишут окончание фразы. Принимают участие в игре в слова.

  1. Как стать талантливым (8 часов)

5.1

Фантазируем с Фантузей

1

Придумывают необычное использование предметов. Показывают без слов, с помощью мимики и жестов значение выражений.

5.2

Что такое способности?

1

Придумывают зачин новой сказки. Рисуют в рабочей тетради.

5.3

Я знаю, что я…

1

Придумывают необычные названия предметам. Рисуют «Я на лесенках характера»

5.4

Учимся находить противоположности

1

Сравнивают предметы, задают вопросы, придумывают загадки. Участвуют в командном соревновании.

5.5

Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ.

2

Рисуют пиктограммы. Изучают правила игры. Выполняют действия игры.

5.6

Итоговая диагностика

2

Работают на бланках тестов.

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

       

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе»/Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. - М.:Генезис, 2012
  2. Методическое пособие "Уроки общения в начальной щколе» /Е.А.Сорокоумова.- М.:АРКТИ, 2009
  3. Методическое пособие «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009
  4. Как преодолеть трудности в обучении детей/ Авт.-сост. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009
  5. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:АРКТИ, 2008
  6. Тропинка к своему Я/ Авт.-сост. О.В. Хухлаева. -  М.: Генезис, 2009
  7. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми /Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009
  8. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы /Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2009

Литература для учащихся:

  1. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.2 класс.-М.:Генезис, 2012

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
  • Магнитная доска. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран. 
  • Интерактивная доска.
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  • «Диагностика школьной адаптации»
  • «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • «Невербальные тесты интеллекта»
  • «Тест Амтхауэра»
  • «Тест Кэттелла»

Список используемой литературы

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2008 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 2009.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
  7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
  8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
  10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
  12. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
  13. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009.
  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИТЕР, 2009 г.
  15. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2008.  
  16. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007
  17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007.
  18. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
  19. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2008
  20. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  3. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  4. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  5. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...