Карта речевого развития (школьники).
методическая разработка на тему
Представлена карта речевого развития школьника с пояснениями к проведению диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_rechevogo_razvitiya_shkolniki-2016_gppts_s_poyasneniyami.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта речевого развития (школьники).
1.Ф.И.О. ребенка: ________________________________________________
2. Дата рождения:
3. Анамнез:______________________________________________________
________________________________________________________________4. Данные о ходе речевого развития; двуязычие в семье:
- гуление - лепет
- слова - фразы
-нарушение звукопроизношения в детстве
5. Успеваемость в школе:
- математика
- русский язык
- чтение (устные предметы)
6. Слух:
7. Артикуляционный аппарат:
- строение артикуляционного аппарата:
- двигательные функции артикуляционного аппарата:
1) статическое удержание позы
2) переключаемость движений
8. Тип дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) ____________________________________________________
9. Голос (по силе: тихий, громкий, способность к модулированию; по звучанию: N, глуховатый, осиплый) _________________________________
10.Темп: _______________________________________________________
11. Общая и мелкая моторика:
1)статическая координация движений (10 сек)
2) реципрокная координация (15 сек) тест Озерецкого (после 12 лет)
- кулак – ладонь - кулак – ладонь
3) выкладывание узора из мозаики по образцу
4) способность переключения: (с 6 лет )
- кулак – ребро – ладонь
12. Состояние праксиса:
1) символический праксис (как едят, пьют, водят машину и т.д.)
2) пальцевый праксис
-показать 2 и 3 пальцы на правой и левой руке
-показать 2 и5 пальцы на правой и левой руке
-сложить поочерёдно пальцы кольцо: каждый палец касается большого «Здравствуй, пальчик», на правой и левой руке
-кольцо-кулак (на каждой руке)
3) оральный праксис (подуть, поцокать и т.д.)
4) артикуляционный праксис (арт.звука «л»)
13. Состояние зрительного гнозиса:
1) предметный гнозис
-узнавание реальных предметов
-наложенных (фигур Поппельрейтера)
-перечёркнутых
-пунктирных
-заштрихованных
2) цветовой гнозис
3) лицевой гнозис
14. Состояние фонематического слуха:
- восприятие
- анализ
- синтез
- ритмы (простые и сложные)
15. Слоговая структура:
16.Словарный запас:
17. Связная речь:
-понимание обращённой речи
- составление рассказа по серии картинок
- составление рассказа по сюжетной картинке
18. Лексика:
-части предметов
-детеныши животных
-антонимы
19. Грамматический строй речи:
-навыки словообразования
-навыки словоизменения
-синтаксические навыки и умения
20. Звукопроизношение:
21. Память:
-слухоречевая
-зрительная
-двигательная
22. Исследование интеллектуальных процессов:
-обобщение и классификация
-понимание сюжетных текстов
-итерпретация пословиц и метафор
-решение логических задач
-решение арифметических задач
- счётные операции (прямой и обратный)
23. Графомоторные навыки:
24. Временные представления:
25. Конструктивно – пространственная деятельность:
-геометрические фигуры
-складывание из частей
-схема тела
-предлоги
1. простые
2. сложные
26. Латеральные предпочтения:
27. Письмо:
Вид письма | Замены по акустико-артикуляц. Сходству | Нарушение слоговой структуры | |||||||||
Зв – гл | Св–шип | Сонор. | Тв-мяг | Проп.букв | слогов | слиян.сл | |||||
Гл. | Согл | ||||||||||
Списыва-ние | |||||||||||
Диктант | |||||||||||
Вид письма | Замены по оптическо –кинетическому сходству | Грамматические ошибки | |||||||||
Предлог – пристав | Безударн гласная | Заглавная буква. Точка. | |||||||||
Списывание | |||||||||||
Диктант |
28.Чтение
Способ чтения | Правильность чтения | Темп речи | Сознательность чтения | Выразительность чтения | ||||||||||
не читает | Читает | без ошибок | Допустил ошибки | |||||||||||
по буквам | по слогам | слог + слово | цельными словами | 1-2 ошибки | 3 и более ошибки | замена, пропуск, искажение слов, слогов | повторение слов и слогов | в окончании | в ударении | |||||
29. Внимание:
30. Работоспособность:
31. Степень речевого контакта:
32. Заключение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСНЕНИЕ К КАРТЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
6. Слух
Фиксируется по заключению отоларинголога.
7. Строение артикуляционного аппарата
- артикуляционный аппарат
строение артикуляционного аппарата выявляется по визуальному наблюдению (рисунок прилагается)
цель: выявление отклонения артикуляционного аппарата
инструкция: улыбнись, покажи зубки
- язык
цель: выявление отклонения языка в какую-либо сторону, его статическое состояние
Обратить внимание на последовательность выполнения движений и на полный объем их выполнения.
8. Дыхание
Оценивается по учебнику М.А.Пискунов «Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия» М, 1962.
9. Состояние голоса
10.Темп
Пункты 9 и 10 взяты из таблицы Е.С.Алмазова «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» М, 1973.
11. Общая и мелкая моторика
- общая моторика
цель: выявление отклонений в координации движений
интерпретация: при выявлении отклонений обратиться к неврологическому статусу
- реципрокная координация (тест Озерецкого)
цель: выявить ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно
инструкция (после демонстрации): одновременно ударять по столу двумя руками: правой - сжатой в кулак, а левой – раскрытой ладонью, повторить 3 раза
интерпретация: затруднение в выполнение данной пробы, наличие синкинезий, разномерное переключение на следующие движения может указывать на резидуальные выражения двигательных систем мозга
- мелкая моторика (выкладывание мозаики по образцу)
цель: выявить мелкие движения рук
оценка: качественность выполнения заданий
- способность переключения (с 6 лет)
Оценка динамического праксиса (кулак – ребро – ладонь) А.Р.Лурия
М, 1969.
цель: выявить способность переключения
инструкция: воспроизвести серию из 9 движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда выше названных движений
образец демонстрируется до 5 раз .
оценка:
- если ребенок персевирирует (повторяет) или делает большие паузы между движениями – страдает переключение
- если ребенок путает последовательность движений или пропускает некоторые из них – возможны левополушарные затруднения
12. Состояние праксиса
- пальцевый праксис
цель: выявление сформированности функций
инструкция: сначала по подражанию, затем по словесной инструкции:
-показать 2 и 3 пальцы на правой и левой руке
-показать 2 и5 пальцы на правой и левой руке
-сложить поочерёдно пальцы кольцо: каждый палец касается большого «Здравствуй, пальчик», на правой и левой руке
-кольцо-кулак (на каждой руке)
оценка: оценивается точность, дефференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний)
интерпретация: неверное выполнение говорит о несформированности функции
13. Гнозис
- наложенных (пункт- узнавание реальных предметов
- фигур Поппельрейтера)
- перечёркнутых
ирных
- заштрихованных
оценка: если возникают трудности в выполнении какой-либо инструкции – провести дополнительные исследования зрительного гнозиса
Зрительный гнозис исследуется по «Альбому нейропсихологического обследования»
14. Фонематический слух (в норме сформирован к 4.5 годам)
- восприятие
Слова, слога предъявляются с оппозиционными согласными (бочка – почка, Ваня – Фаня, коса – коза
ба-па-ба, са-ша-са, да-та-да и т.д.)
- анализ
Назови первый звук в слове, назови последний звук в слове и т.д.
- синтез
Отгадай слово по звукам: с, о, к. Что получилось? И т.д.
- ритмы: простые, сложные
15. Слоговая структура слова
17. Связная речь
- Оценивается восприятие ребёнком обращенной к нему речи и выполнение одно-двух-и трёхступенчатой инструкции.
- составление рассказа по серии картинок (от трех до шести)
цель: выявление способности устанавливать связь событий и строить умозаключения
оценка: установление последовательности событий, использование в речи простых, распространенных предложений
- составление рассказа по сюжетной картинке (используются нелепицы)
цель: выявление возможности осмысления ситуации
оценка: с пяти лет дети умеют составлять рассказы с элементами фантазирования
При анализе нелепиц возникают адекватные эмоциональные реакции.
18. Лексика
цель: выявить объём лексических знаний
19. Грамматический строй речи
цель: выявить наличие аграмматизмов
20.Звукопроизношение
цель:выявить наличие нарушений
22. Исследование интеллектуальных процессов
- Обобщение и классификация
Вейгль 1927, Л.С.Выготский 1934, Гольдштейн и Ширер 1948,
Б.В.Зейгарник 1980 и др.
цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования
- Исключение предметов, выделение 4 лишнего
цель: исследование категориального мышления, выявление уровня обобщения
С пяти лет дети выделяют «лишние» и обосновывают свой выбор.
- Счетные операции
- прямой
цель: выявление состояния иконической слухо-речевой памяти
Предлагается ряд цифр от 3-6.
инструкция: ребёнку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы
- обратный
цель: выявление состояния оперативной памяти.
Предлагается ряд цифр от 3-6 в зависимости от возраста.
инструкция: ребёнку предлагается повторить ряд цифр в обратном порядке
23. Графомоторные навыки (по тетрадям)
24. Временные представления
26. Конструктивно-пространственные представления
- схема тела.
цель: ориентировка в собственном теле. Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела.
Исследование оптико-пространственного гнозиса.
- речевая проба Хэда
инструкция:
- покажи правой рукой левое ухо
- покажи левой рукой правый глаз и т.д.
- наглядный вариант (с девяти лет):
Ребёнок сидит напротив и выполняет движения предъявляемые ему.
оценка: зеркальное изображение
интерпретация: возможно нарушение пространственного праксиса, либо склонность к левшеству
26. Латеральные предпочтения
При сомнении используется для дошкольников тест Озьянс или М. Безруких, для более старших детей - тест Аннет.
27. Письмо
Проверка производится по прилагаемым текстам, анализом тетрадей
Оценка: наличие специфических ошибок
28.Чтение
29. Внимание:
цель: оценить внимание ребёнка
Используется таблица Шульте (квадрат, в котором разбросаны числа от 1 до25).
оценка: первичное исполнение не более 2 минут
30.Работоспособность:
Работоспособность оценивается специалистом в процессе наблюдения за ребёнком во время выполнения заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие школьников
Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...
Сводная таблица состояния речевого развития школьников
Сводная таблица состояния речевого развития школьников...
Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников
В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....
Речевое развитие школьников
Показатели речевого развития. Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе (по В.Н. Зайцеву). Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой)....
Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...
Особенности речевого развития школьников с ЗПР
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 3...
Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения, слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....