"Комплект учебно-методических материалов для организации логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ со сложной структурой дефекта"
методическая разработка

Адаптированная образовательная программа для слабослышащего ребенка с задержкой психического развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirsanova_a.a._slozhnaya_struktura_defekta.docx75.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

г.о. Чапаевск

«Комплект учебно-методических материалов для организации логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ со сложной структурой дефекта»

Кирсанова Анастасия Анатольевна

Учитель-логопед

Содержание

1.Целевой раздел:

Пояснительная записка.

1.1Цель и задачи

1.2Характеристика

1.3Планируемые результаты освоения АОП

2.Содержательный раздел:

2.1Этапы корекционно  -развивающей работы. Мониторинг

2.2Коррекционно-развивающая программа

2.3Консультативное направление

3.Организационный раздел:

3.1Индивидуальный учебный план

3.2Индивидуальный образовательный маршрут

3.3Оборудование и дидактические материалы

3.4Кадровый состав

3.5Методическое обеспечение

3.6Используемые диагностические комплекты

Адаптированная образовательная программа для слабослышащего ребенка с задержкой психического развития

Пояснительная записка.

Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу. 

Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в школе.  

Дети с нарушенным слухом представляют разнородную группу, отличаются степенью снижения слуха, временем его наступления, наличием или отсутствием выраженных дополнительных отклонений в развитии, условиями воспитания и обучения и, как следствие, разным уровнем общего и речевого развития. Недостаточное развитие слуха может приводить к различным осложнениям и искаженному   развитию. Нередко у детей с тугоухостью диагностируется задержка психического развития.

 Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.

Недоразвитие речи у ребенка с задержкой психического развития и тугоухостью носит системный характер. Особенности речевого развития детей данной группы характеризуются:

  • отставанием в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
  • низкой речевой активностью;
  • бедностью, недифференцированностью словаря;
  • имеют выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
  • слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
  • задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
  • недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
  • недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
  • недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.

Адаптированная образовательная программа разработана для слабослышащего ребенка  с ЗПР  сроком на 1 год. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ребенка с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Нормативно-правовая база:

     * Конвенцией о правах ребенка.        

     * Конституцией Российской Федерации

     * Федеральным Законом «Об образовании в РФ»  (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении   ФГОС основного общего образования»)

1.1Цель и задачи

Цель  программы: построение системы коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для личностного развития слабослышащего ребѐнка с задержкой психического развития, что способствует освоению  адаптированной основной образовательной программы ДОУ. 

Задачи:

  1. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
  2. Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
  3. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико - педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК.
  4. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.
  5. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.

Психолого-педагогическая характеристика

Дианы В., 29.08.2014 года рождения,

воспитанницы подготовительной к школе группы для детей с ЗПР.

Поступила в учреждение групп дошкольного образования ГКОУ  г. о.Чапаевск 06.09.2020 г.

Заключение Безенчукской ПМПК № 798 от 22.08.2020 г.: Ребенок с ОВЗ. Задержка психического развития, двухсторонняя тугоухость I степени. Системное недоразвитие речи III уровень речевого развития. Рекомендовано обучение по адаптированной программе для слабослышащих детей с задержкой психического развития.

Анамнез: ребёнок от пятой беременности пятых стремительных родов. Беременность протекала на фоне гестоза легкой степени, анемии легкой степени. Врожденный цитомегаловирус. Вес 3500г., рост –52см.  Оценка по шкале Апгар 8 – 9 баллов.

  Ребенок поступил из неполной семьи: мать-одиночка (глухонемая), воспитывает пятерых детей.

Внешний вид ребенка благоприятный. Диана – девочка спокойная, неуверенная. В незнакомой ситуации проявляет осмотрительность,  испытывает замешательство.

В контакт со взрослыми и детьми вступает, принимает и перерабатывает информацию о своем окружении, преимущественно опираясь на визуальный опыт.

Реакция на одобрение – адекватная, а на замечания обижается, замыкается. У ребенка отмечаются колебания настроения в течение дня. При встречающихся затруднениях редко обращается за помощью. Помощь взрослого использует непродуктивно. Не всегда правильно воспринимает ситуацию и понимает ее смысл. Со сверстниками дружелюбна, но инициативу и организаторские способности не проявляет. Поручения педагога выполняет  без особого желания.

У ребенка память  образная, ее объем ограничен, снижена прочность запоминания, наблюдается неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Для ребенка требуются постоянные повторения и подсказки.

Внимание неустойчивое, его трудно собрать, сконцентрировать  и удержать на протяжении той или иной деятельности. Работоспособность у девочки неравномерная. Снижена скорость выполнения перцептивных операций: ребенок испытывает затруднения в обследовании предмета, не проявляет выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегает к практическим способам ориентировки в свойствах предмета.   Отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности. У Дианы возникают трудности в формировании сферы образа представлений,  умения выделить существенный признак предметов, явлений, части из целого. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ребёнок  не выделяет существенный признак при обобщении, обобщает по ситуативным, либо по функциональным признакам.

Сенсорный опыт ребенка долго не закрепляется и не обобщается словом. Диана  испытывает затруднения в выделении и обозначении отдельных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины), т. к. затруднен процесс анализирующего восприятия.  

Диана воспринимает громкую речь, шепотную речь только у уха. Анатомическое строение органов артикуляции без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Собственная речь ребенка фразовая, аграмматичная, с нарушением звукопроизношения. Наблюдается дефект смягчения, нарушение произношения шипящих и сонорных звуков. Нарушено произношение слов сложной слоговой структуры.  Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Операции звуко-буквенного анализа не сформированы. Для Дианы не всегда понятен скрытый смысл рассказа, затруднен  процесс восприятия и осмысления  содержания. При составлении рассказа ребенок испытывает затруднения вследствие ограниченного словарного запаса. Девочке трудно пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию. Трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение.  Отношение к учебной деятельности безразличное. Диана медленно включается в работу, во время занятия часто отвлекается. Ребенок быстро утомляется, что сказывается на ухудшении качества работы. Девочка слабо удерживает цель деятельности, не способна самостоятельно ее спланировать. В процессе деятельности трудности преодолевает при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.

У девочки наблюдаются нарушения общей координации. Недостаточно развита  мелкая моторика рук. Ведущая рука левая.

1.3Планируемые результаты освоения Адаптированной образовательной программы  дошкольного образования ГКОУ для детей от 6 до 7 лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;
  • улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения
    и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;
  • осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения;
  • осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;
  • у ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени;
  • ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • стремится к речевому общению; участвует в диалоге;
  • обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями;
  • осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;
  • умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;
  • может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;
  • умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;
  • владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;
  • знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.

Содержательный раздел

2.1Этапы коррекционно-развивающей работы:

1. Диагностический (на начало года)

- изучение и анализ данных и рекомендаций, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

- беседа с родителями

- психолого-педагогическая диагностика  развития детей дошкольного возраста (по методике Е.А Стребелевой), где предлагаются  задания для обследования детей каждой возрастной группы. Работа в рамках этого этапа направлена на выявление недостатков в психическом развитии, индивидуальных особенностей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями. По итогам диагностики составляется индивидуальная образовательная программа на первое полугодие.

Основные направления коррекционно – развивающей работы:

I.Развитие познавательной деятельности;

II.Совершенствование речевого развития;

III. Коррекция эмоционально – волевой сферы;

IV.Развитие социально- нравственных качеств: умение оценивать свои поступки и поступки других детей, стремление выражать свое отношение к окружающему;

V. Охрана здоровья и коррекция психосамотических и психоневрологических неблагополучий в развитии.

2. Коррекционно-развивающая работа.

-коррекция  и преодоление недостатков в эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сферах;

- развитие коммуникативной деятельности;

- коррекция речевого недоразвития и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма;

- коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений;

- коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции;

- коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти;

- коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- формирование пространственных и временных представлений;

- развитие предметной и игровой деятельности;

- формирование предпосылок к учебной деятельности во всех структурных компонентах;

- развитие познавательной и творческой активности.

Промежуточная диагностика.

В процессе промежуточной диагностики обращается внимание на то, как ребенок усваивает материал: скорость, способ, осознанность, прочность, возможность переноса знаний, возможность самостоятельного обобщения знаний. Подбираются задания, аналогичные тем, которые предлагались на диагностическом этапе. По результатам диагностики  делаются выводы о динамике в обучении и правильности подбора методов и средств. Составляется индивидуальная образовательная программа с учетом выявленных недостатков на второе полугодие.

4.Коррекционно-развивающая работа.

Содержание коррекционно-развивающей работы зависит от степени освоенности  программного материала.

5. Аналитический.

 На данном этапе проводится итоговая диагностика, где анализируются и оцениваются результаты коррекционно-развивающей работы. Подводятся итоги индивидуального развития воспитанника  за год, выявляется динамика развития воспитанника.

Протокол диагностического обследования  группы детей с ЗПР №  Май 2021.

Ф. И. воспитанника

Особенности речевого развития

Особенности мнестической деятельности

Гнозис

Сформированность предпосылок учебной деятельности

Интеллектуальное развитие

Сформированность общеучебных навыков

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка

Фонетический строй речи

Словарный запас

Навыки словообразования

Грамматический строй речи

Уровень развития связной речи

Объем непосредственной слухоречевой памяти

Скорость запоминания

Полнота отсроченного воспроизведения

Возможность опосредованного запоминания

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Тактильное восприятие

Пространственная  ориентация

Временные представления

Конструктивная деятельность

Развитие мелкой моторики

Графические умения и навыки

Способность к переключаемости

Способность сосредоточенно работать

Основные логические операции

Развитие обобщающей функции

Наглядно-образное мышление

Умение планировать свою деятельность

Зрительно-моторные координации

Слухо-моторные координации

Способность понять и принять инструкцию

Знание о ближайшем окружении

Ориентация в предметах и явлениях окружающей жизни

Сформированность социальных компетенций

Владение сенсорными эталонами

       

Белый – оптимальный уровень развития                                          Синий – средний уровень развития                                       Красный – низкий уровень развития

Зеленый – выше среднего уровня развития                                    Розовый – ниже среднего уровня развития                                                                                                

Коррекционное сопровождение учителя-дефектолога

     ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста.

     Основная цель познавательного развития - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

 Задачи:

- сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;

- развитие  познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;

- формирование элементарных математических  представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;

- ознакомление с окружающим миром: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.

- развитие высших психических функций.

     Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:

         - развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;

- формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;

- формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;

- развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;

- развитие познавательной активности, любознательности;

- формирование предпосылок учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется на основе программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустиной, И.Н.Волковой.

Основной формой работы являются  подгрупповые занятия (продолжительностью  15-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников) и индивидуальные (в зависимости от сложности дефекта 15-25 минут).

       Согласно ФГОС ДО, п. 2.11.2. коррекционно-образовательная работа  предполагает организацию всего педагогического процесса с учетом особенностей развития детей с ОВЗ. Специфика работы заключается в том, что коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми при ЗПР пронизывает все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО.

2.2Коррекционно-развивающая программа

Дианы В., 29.08.2014 г.,

воспитанницы подготовительной группы «Смешарики»  для детей с ЗПР.

Период

Основные направления коррекционно-развивающей работы

Реализация

Октябрь, ноябрь, декабрь

2020 г.

Январь – май

2021 г.

I.Развитие познавательной деятельности.

1. Развивать объем зрительной, слуховой, двигательной памяти через:

-задания на запоминание количества и последовательности игрушек (различных предметов) с постепенным их увеличением количества до четырёх – пяти;

- игры, задания, упражнения на развитие объема зрительной, слуховой, двигательной памяти.

2. Развивать навыки вербального описания зрительно воспринимаемых объектов, их свойств, явлений действительности. Расширять объем, точность и полноту зрительных восприятий цвета и формы. Учить выделять, называть коричневый, голубой цвета; геометрические фигуры квадрат, прямоугольник через дидактические игры и упражнения на идентификацию предметов с образцом-эталоном, умения выделять и называть цвет и форму предметов (IV – V этапы).

3. Развивать временные ориентировки на основе следующих умений: воспринимать временные интервалы: части суток; времена года, их последовательность и основные признаки через дидактические игры и упражнения по данным направлениям.

4. 1) Развивать мелкую моторику пальцев рук через:

- различные виды работ с пластилином;

- работу с конструктором;

- работу с трафаретами;

- раскрашивание рисунков.

  2) Развивать графо - моторные навыки через

- зарисовку по точкам и готовому контуру;

- штриховку прямыми линиями (вертикальными и горизонтальными) гео. фигур и предметных изображений.

I.Развитие познавательной деятельности.

1. Продолжать работу по развитию объема зрительной, слуховой, двигательной памяти через задания, игры, упражнения на запоминание количества и последовательности различных предметов с постепенным  увеличением их количества до семи - восьми.

2. Развивать элементы логического мышления.

- Дидактические игры и задания на развитие умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.

- Дидактические игры и задания на формирование количественных представлений.

3.  1) Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук через

- пальчиковую гимнастику;

- различные виды работ с пластилином;

- игры с конструктором, мозаикой;

- раскрашивание рисунков.

     2) Развивать графо - моторные навыки через

- зарисовку по точкам и готовому контуру;

- штриховку прямыми линиями (вертикальными и горизонтальными) геометрических фигур и предметных изображений;

- письмо букв и слов по шаблонам.

4. Формировать приёмы учебной деятельности: обучать последовательному выполнению действий и планированию.

- Упражнения на выработку способности к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности.


Коррекционное сопровождение учителя-логопеда

     Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Общие задачи:

  • развитие речевого общения с взрослыми и детьми: способствовать овладению детьми речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения с взрослыми и сверстниками;
  • развитие всех компонентов устной речи детей: фонематического восприятия; фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи;

формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм

  • речевого общения - диалога и монолога;
  • практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

1. Развитие понимания речи;

 2. Развитие произносительной стороны речи;

3. Развитие фонематических процессов;

4. Расширение, обогащение, систематизация словаря;

5.Развитие грамматического строя речи;

6. Развитие связной диалогической и монологической речи:

7. Подготовка к обучению грамоте

     Обследование уровня развития речи проводится по параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии. Уровень развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического  развития определяется по методике Е.А. Стребелевой (речевая карта). В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован иллюстрированный материал для обследования речевого развития детей от 3 до 7 лет (приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста, набор №3 и набор №4)

Коррекционно-развивающая работа осуществляется на основе программы «Коррекция нарушений речи» Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.  Основной формой работы являются  индивидуальные логопедические  занятия (продолжительность от 15  до 25 минут).

Диана В.

II Cовершенствование речевого развития

Реализация

Октябрь-декабрь, 2020г

I. Развитие понимания речи:

Формировать понимание обобщающего значения слов

 «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Бывает не бывает» (по лексическим темам);

II.Развитие произносительной стороны речи:

-Развитие точных, целенаправленных движений органов артикуляции. Подготовка к постановке шипящих звуков.

- Развитие целенаправленной, воздушной струи.

- Постановка звуков [ш], [ж]

-Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, связной речи.

- Дифференциация поставленных звуков

III.Развитие лексико –грамматических средств языка:

- Обогащение словаря существительных (по лексическим темам).

- Обогащение словаря глаголов .

- Обогащение словаря признаков.

- Учить образовывать относительные и притяжательные  прилагательные.

- Учить образовывать родительный падеж множественного числа имени существительного.

-  Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.

VI Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков:

- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

- Развитие зрительно-моторных координаций.

V Развитие фонематических процессов:

- Учить различать гласные и согласные звуки.

- Учить выделять первый и последний гласный и согласный звук в словах.

VII Развитие связной речи:

-  Учить распространять предложение введением в него однородных членов (с опорой на схему).

-Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин.

Диана В.

II Совершенствование речевого развития

Реализация

Январь-май, 2021г

  1. Развитие произносительной стороны речи:

-Подготовка к постановке звука [л].

- Постановка звука [л]

- Автоматизация поставленного звука в речи.

- Подготовка к постановке звука [р]

- Постановка звука [р].

 - Автоматизация поставленного звука в речи.

II.Развитие лексико –грамматических средств языка:

1.Обогащение словаря существительных по лексическим темам, изучаемым во II полугодии;

- Обогащение словаря глаголов .

- Обогащение словаря признаков.

- Учить образовывать относительные и притяжательные  прилагательные.

- Учить образовывать родительный падеж множественного числа имени существительного.

- Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.

III. Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков:

-Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

-Развитие зрительно-моторных координаций.

IV Развитие фонематических процессов:

-Учить различать гласные и согласные звуки.

-Учить выделять первый и последний гласный и согласный звук в словах.

- Учить дифференцировать звуки близкие по артикуляционным и акустическим свойствам.

- Учить последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.

VI Развитие связной речи:

-Учить распространять предложение введением в него однородных членов (с опорой на схему).

-Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (союзы а, потому что)

-Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы описания.

2.3Консультативное направление.

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации воспитанников

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам коррекционно- образовательного процесса

1.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы со всеми участниками образовательного процесса

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

учитель – логопед,

педагог – психолог,

учитель – дефектолог,

старший воспитатель,

заместитель директора

Консультирование родителей по  вопросам образования и воспитания, выбора стратегии воспитания, соответствующим психолого-физиологическим особенностям детей

1.Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

учитель – логопед,

педагог – психолог,

учитель – дефектолог,

старший воспитатель, заместитель директора

Информационно – просветительское направление.

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования и воспитания со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов, по вопросам коррекционно- образовательного процесса

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Учитель – дефектолог

Старший воспитатель

Заместитель директора,

другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

 

По отдельному плану-графику

 

Специалисты ПМПК

учитель – логопед

педагог – психолог

учитель – дефектолог

социальный педагог

старший воспитатель

заместитель директора,

другие организации

Организационный раздел

В ГКОУ для детей-сирот (группах дошкольного образования) работают группы круглосуточного пребывания.

3.1Индивидуальный учебный план

№ п/п

Вид детской деятельности

В неделю в содержании НОД

Кол-во

Объем времени, мин

1.

Познавательно – исследовательская деятельность

(Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (ОЗОМ и р/р))

2

60

2.

Коммуникативная деятельность

(Подготовка к обучению грамоте)

2

60

3.

Познавательно – исследовательская деятельность

(Развитие элементарных математических представлений)

3

90

Итого

7

210

4.

Индивидуальная работа

6

120

3.2Индивидуальный образовательный маршрут

Ведяшкиной Дианы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 половина дня

9.00-9.30

 Познавательно-исследовательская деятельность (ОЗОМ и развитие речи)

9.40 — 10.10

Музыкальная деятельность

10.20 – 10.50

Восприятие художественной литературы и фольклёра

10.50 – 11.15

Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем - дефектологом

9.00 – 9.30

Познавательно-исследовательская деятельность (РЭМП)

9.40 – 10.10 Двигательная деятельность

10.20 – 10.50  

Изобразительная деятельность (рисование)

10.50 – 11.15

Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем – дефектологом

11.40-11.55 Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем-логопедом

9.00 – 9.30

Коммуникативная           деятельность (Подготовка к обучению грамоте)

9.40 — 10.10

Музыкальная деятельность

(коррекционная ритмика)

10.20 – 10.50

Изобразительная деятельность (Аппликация/

конструирование)

9.00 – 9.30

Познавательно-исследовательская деятельность (РЭМП)

9.35-9.50 Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем-логопедом

9.40 – 10.10

Двигательная деятельность

10.20 – 10.50

Изобразительная деятельность

( лепка в изостудии)

9.00 – 9.30

Коммуникативная           деятельность (Подготовка к обучению грамоте)

9.40 – 10.10

Музыкальная деятельность

10.20 — 10.50

Изобразительная деятельность (рисование)

10.50-11.15

Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем-дефектологом

12.05-12.35

Двигательная деятельность (на воздухе)

2 половина дня

15.35 – 16.05

Познавательно-исследовательская деятельность (РЭМП)

15.20-15.40

Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем - дефектологом

16.25 – 16.50

Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем-дефектологом

15.40 – 16.10

Познавательно-исследовательская деятельность (ОЗОМ и развитие речи)

15.45-16.00 Индивидуальная коррекционная деятельность с учителем-логопедом

3.3Оборудование и дидактические материалы:

1. Зеркало.

2. Стулья для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

5. Спирт.

6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п. )

7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

8. Материал для обследования.

9. «Мой букварь».

10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

11. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

12. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам

13. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

14. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

15. Материал для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза

16. Картотека игр на развитие познавательных процессов ( память, мышление, внимание, восприятие)

17. Картотека игр на развитие мелкой моторики.

3.4Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы для слабослышащего ребенка с ЗПР

Для того чтобы эффективно реализовать поставленные цели, необходим профессиональный, имеющий представление об особенностях работы с детьми с ОВЗ педагогический состав.

Педагогический состав ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск (группы дошкольного образования):

Учитель-дефектолог: Зверева С.В., Токтарова И.П.;

Учитель-логопед: Кирсанова А.А.

Педагог – психолог: Тома Ю.В., Журавлева А.Ю.

3.5Методическое обеспечение.

1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991.

3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

9. Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,19885. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

6. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

13. А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

14 Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М. : Изд – во НЦЭНАС, 2003.

15. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.

16. Л. С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч. : В 6 т. – М., 1983.

17. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994.

18. С. Г. Шевченко. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАЛОС, 1999.

19. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.

20. Е. А. Стребелева, Браткова М. В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1.

21. Е. А. Стребелева статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. - №1

3.6Используемые диагностические комплекты

Педагог

Перечень программ, технологий, пособий:

Учитель-дефектолог

«Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» научный редактор С.Г.Шевченко, «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие» под общей редакцией Т.Г.Неретиной);Н.Ю. Борякова, А.В.Соболева, В.В.Ткачева.. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Е.А. Стребелева. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.»Л.Тихомирова. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Учитель-логопед

Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». Речевая карта ребенка 6-7года жизни. Иллюстрированный материал к речевой карте ребенка  под редакцией Е.А Стребелевой ., Москва «Просвещение» 2005г. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, «Просвещение» ,2008г.

Педагог-психолог

«Лесенка» мод. Щура; Проективное рисование «Моя семья»; «Детский тест тревожности» -  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Изучение медицинской документации, наблюдение, беседы с педагогом

Воспитатели

«Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 2-7 лет» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

План работы учителя – логопеда с родителями слабослышащего ребенка с ЗПР

Тема

Задачи, содержание

Форма работы

Сроки

«Я и мой ребенок»

Выявление уровня родительской мотивации, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению задержки психического развития. Адекватность родительской оценки восприятия ребенка, его возможностей.

Анкетирование

Конец сентября

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»

«Уроки домашней логопедии»

Познакомить родителей с психологическими особенностями, речевыми возможностями слабослышащего ребенка с ЗПР.

Познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.

Разучить комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (логопед отвечает на вопросы родителей).

Консультация

Семинар-практикум

Октябрь

Октябрь

«Вместе развиваемся»

Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку.

Индивидуальное консультирование

В течение года

«Наши достижения»

Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения.

Индивидуальные консультирования

Конец декабря

«Читаем детям»

Перечень произведений для чтения детям.

Памятки, буклеты.

Конец января

«Наши достижения»

Повторение пройденного материала, заучивание стихов.

Индивидуальное консультирование.

ПМПК

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 3 класса (сложная структура дефекта)

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для обучающихся 3 класса (сложная структура дефекта)...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 7 класса (сложная структура дефекта)

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий с обучающимися 7 класса (сложная структура дефекта)...

Взаимодействие специалистов и организация работы в классе со сложной структурой дефекта

Организация обучения детей со сложной структурой дефекта в тесном взаимодействим педагогов и специалистов службы сопровождения: логопеда, дефектолога, психолога....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

«Работа с семьями, воспитывающими детей со сложной структурой дефекта»

Особенности работы с родителями, перед которыми встала проблема воспитания в семье "особого" ребенка....