КОНСПЕКТ нетрадиционного логопедического занятия на основе здоровьесберегающих технологий по мотивам сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» на тему «Правила гигиены. Предметы обихода» (3С, 5С, 6С - классы со сложной структурой дефекта)
план-конспект на тему
Коснпект открытого логопедического мероприятия в рамках предметной недели по социализации учащихся с нарушением интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
2014-2015 учебный год
Цель: закрепить знания учащихся о гигиене и ЗОЖ через использование методов здоровьесбережения.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей по теме «Гигиена. Здоровый образ жизни», активизировать словарь по теме «Одежда, обувь, посуда».
Коррекционно –развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, координацию и выразительность движений, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, умение передавать образы «грязнули» и «чистюли» посредством мимики, жестов, движений; совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать художественно-эстетические навыки через музыкально-ритмические движения, положительные эмоции, потребность к чистоте и аккуратности
Оборудование к занятию: иллюстрации к сказке «Мойдодыр», сухой бассейн с предметными картинками, предметные картинки одежды, обуви, посуды, одежда из фетра кукольная, прищепки, верёвка, мягкие модули, предметы обихода – мочалки, шампуни, мыло, щётки, паста, костюм Мойдодыра, медали, бумажные платочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал и выстраиваются в круг.
1 Логопед: Ребята, я вам загадаю загадку и вы, отгадав её, скажете, о какой сказке сегодня пойдёт речь и кто её автор.
«Этот сказочный герой.
Кривоногий и хромой
Он повсюду знаменит
И на всех грязнуль сердит».
Дети: Это «Мойдодыр».
1 Логопед: Правильно, это сказка «Мойдодыр». Давайте вспомним её и расскажем, но рассказывать будем необычно, с помощью движений, игр и упражнений.
Читает 2 Логопед.
Общеразвивающие движения с прочитыванием текста педагогом
Одеяло убежало, – дети бегут по кругу и делают лёгкие взмахи кистями рук
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка, – выполняют имитированные движения «лягушки»
Ускакала от меня.
(останавливаются и поворачиваются лицом в круг)
Я за свечку, – свечка в печку, – выполняют наклоны вперёд, вытягивая поочерёдно руки
Я за книжку, та – бежать,
И в припрыжку под кровать. – прыжки на месте на обеих ногах
Я хочу напиться чаю, – сужают круг
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня – отходят назад
Убежал, как от огня.
(далее текст читается то с ускорением, то с замедлением)
Что такое? Что случилось? – выполняется бег друг за другом с ускорением
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось,
И помчалось колесом.
(останавливаются и поворачиваются в круг лицом)
Пальчиковая гимнастика с прочитыванием текста
Утюги за сапогами, – «пальчики здороваются» (поочерёдное соединение пальцев).
Сапоги за пирогами,
Кочерга за кушаком
Всё вертится и кружится,
И несётся кувырком.
1 Логопед: - Что убежало от грязнули? Какие вещи? Давайте наведём порядок в вещах грязнули.
Задание: разложить на три куба перемешанные картинки с изображением одежды, обуви, посуды.
Вывод: проверим, всё ли правильно вы положили. Всё ли на своих местах.
Читает текст сказки.
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
(Выходит «Мойдодыр») – 2 логопед.
2 Логопед (говорит, показывает)
Массаж шеи
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, (наклоны головы вправо, влево)
Неумытый поросёнок.
Ты чернее трубочиста, (наклоны головы вперёд – назад)
Полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса, (круговые движения головы вправо)
У тебя под носом клякса
У тебя такие руки, (круговые движения головы влево)
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки (качают головой вправо-влево)
Убежали от тебя.
Массаж лица «Умывалочка» (выполнять обеими руками)
Рано утром на рассвете – круговые движения по щекам
Умываются мышата,
И котята, и утята, – поглаживания от верхней губы к вискам
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался – лёгкое пощипывание пальцами контуры ушных раковин
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули – поглаживания от верхней губы к вискам
И чулки и башмаки.
Надо, надо умываться – круговые движения по щекам
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам – тыльной стороной ладони похлопывание по подбородку
Стыд и срам, стыд и срам.
1 Логопед: - Встаньте, дети, по кругу друг за другом. И сделаем массаж товарищу, стоящему перед вами, впереди.
И сейчас же щётки, щётки – поочерёдное поглаживание кулаками вправо, влево,
Затрещали как трещётки - вверх, вниз по груди и животу
И давай меня тереть, приговаривать:
«Моем, моем трубочиста – такие же движения делают друг другу.
Чисто, чисто, чисто, чисто,
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Массаж головы
Тут и мыло подскочило – пальцами обеих рук делают массаж головы.
И вцепилось в волоса.
И юлило, и мылило,
И кусала, как оса.
А от бешеной мочалки – выполняют лёгкий бег на месте.
Я помчался, как от палки.
1 Логопед: - Кто запомнил, какие предметы гигиены помогли грязнуле стать чистым?
Задание: - Вынуть из коробки любой предмет. Назвать, что это и для чего используется (неговорящим – показать). Переложить потом предмет в пустую коробку.
Вывод: - Что нужно нам, чтобы быть чистым и здоровым?
2 Логопед читает текст сказки.
1 Логопед с детьми преодолевают полосу препятствий.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной. По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду.
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Упражнение на дыхание
(дети идут спокойным шагом по кругу, делая глубокий вдох через нос и выдох через рот)
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
Он мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил.
Фонетическая зарядка
(дети продолжают рассказывать сказку, делают вдох носом и проговаривают на выдохе звуки
низким голосом).
А потом как зарычит на меня – х-х-х р-р-р
Как ногами застучит на меня – х-х-х р-р-р
Уходи-ка ты домой, говорит – х-х-х р-р-р
Да лицо своё умой, говорит – х-х-х р-р-р
А не то, как налечу, говорит – х-х-х р-р-р
Растопчу и проглочу, говорит – х-х-х р-р-р – топают ногами.
(дети продолжают преодолевать полосу препятствий под текст)
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
(останавливаются и поворачиваются лицом в круг)
Мылом, мылом, мылом, мылом – имитируют умывание
Умывался без конца.
Смыл и ваксу, и чернила
С неумытого лица.
1 Логопед: Ребята, а чтобы одежда стала чистой, что можно с ней сделать?
Дети: надо одежду постирать.
2 Логопед проводит, 1 читает текст. Физминутка «Одежда»
(дети выполняют движения по тексту)
Ох, испачкалась одежда, – дети изображают огорчение на лице
Мы её не берегли.
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли- показывают руками, как мяли, сжимают крепко ладони в кулаки.
Надо нам её спасти,
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, - имитируют движения стирки.
Порошочку насыпаем,
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём,
А затем легко и ловко
Всё развесим на верёвке.
1 Логопед: - Давайте развесим предметы одежды посушить. Берём одежду и прищепку.
(2 логопед уходит переодеваться).
Вывод: - Назовите, какую одежду вы развесили? Что надо делать с одеждой, чтобы она была чистой и опрятной?
(Продолжение сказки)
- А теперь выполним артикуляционную гимнастику.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ним и пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд
Подскочил и прямо в рот.
Выходит 2 логопед (Мойдодыр):
- Вот теперь тебя люблю я.
Вот теперь тебя хвалю я.
Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил.
Да здравствует, мыло душистое.
И полотенце пушистое.
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же плавать, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохане, в реке, ручейке, океане.
И в бане, и в ванне – везде – вечная слава воде!
1 Логопед: У нас тоже есть бассейн. Подойдите все к нему. Вам надо выловить из него картинки с изображением предметов, которые помогают нам быть чистыми, опрятными, аккуратными. Кто нашёл, берёт и садится на своё место.
Вывод: - Расскажи, что у тебя и зачем этот предмет нам нужен.
Итог занятия
1 Логопед: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы сегодня делали массаж лица, бегали, прыгали.
1 Логопед: А для чего мы с вами это выполняли?
Дети: Чтобы быть здоровыми, выносливыми, закалёнными.
2 Логопед (Мойдодыр): – Вот теперь я вижу, что вы знаете, что нужно нам для гигиены. Ну, а чтобы вы не забыли о том, что нужно всегда соблюдать правила: чистить зубы, мыться руки, купаться – всегда быть чистым, аккуратным - я вам подарю подарки.
Логопеды вручают медали «За аккуратность» и упаковку бумажных платочков: - Молодцы! Наше занятие окончено. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»
Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Питание новорожденного. Приготовление молочной смеси."
Для учителей СБО....
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)
Целевое назначение программыЦель программы – общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учител...
КОНСПЕКТ логопедического занятия на основе здоровьесберегающих технологий на тему «Речевая Олимпиада» (4 класс)
Конспект занятия, проведённого в рамках предметной недели по теме "Спорт и музыка"...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не во...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта....