«Работа с семьями, воспитывающими детей со сложной структурой дефекта»
консультация
Особенности работы с родителями, перед которыми встала проблема воспитания в семье "особого" ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для родителей | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с семьями, воспитывающими детей со сложной структурой дефекта»
(Статья по материалам выступления на методическом объединении воспитателей ГКОУ СКОШИ № 102)
Подготовила: Пономарцева А.Н.
Работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, имеет ряд специфических особенностей, связанных с тем, что сама ситуация рождения такого ребёнка является психотравмирующей, и родители испытывают множество трудностей различного характера, среди которых особенно необходимо выделить следующее:
- личностные установки, способствующие неприятию родителями личности больного ребёнка;
- требования и ожидания родителей неадекватны возможностям ребёнка с отклонениями в развитии.
Эти особенности влекут за собой неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции родителей, зачастую негативно сказывающиеся на развитии ребёнка и его адаптации.
В настоящее время в системе специального образования появилась тенденция к включению родителей в процесс обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии. Это особенно актуально в связи с тем, что большинство родителей испытывают трудности в принятии такого ребёнка, предъявляют к нему неадекватные его возможностям требования и не умеют использовать оптимальные способы общения и взаимодействия. А между тем, детям с умственной отсталостью крайне необходима именно компетентная поддержка со стороны близких взрослых, своевременная помощь на каждом этапе взросления. Поэтому в работе с семьей, в которой растёт ребёнок, имеющий отклонения в развитии, важную роль играет информационно-просветительская, методическая поддержка родителей, а также активное включение родителей в образовательную и воспитательную среду. Особую актуальность такая работа приобретает в классах для детей со сложной структурой дефекта.
Среди родителей существует типичное и весьма оптимистическое бытовое представление о преодолении проблем у ребенка, которые якобы можно устранить при помощи волшебного вмешательства специалиста. Большинство родителей всерьез полагают, что никто, кроме знающего, но постороннего для ребёнка взрослого, не сумеет справиться с его недостатками. Лишь постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Существует много различных форм работы с родителями для повышения педагогической компетенции родителей и помощи семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. В своей практике мы совместно с учителем класса используем такую форму работы, как «Индивидуальная консультация». Это распространенная форма взаимодействия с родителями. Тема такой консультации обычно определена заранее, ее участники имеют возможность подготовиться к встрече и достаточно четко изложить свои взгляды. Целями такой работы могут быть поиск оптимального решения какой-либо проблемы, информирование о позиции и взглядах, отстаивание интересов сторон. Участие родителей в процессе обучения и воспитания ребенка в школе рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса. Адекватное поведение - одно из важных составляющих успешного обучения и воспитания. А эти дети должны быть всегда успешными! Для каждой мамы и для каждого папы его ребенок самый любимый, самый лучший, самый красивый. Лейтмотивом общения с родителями должна стать идея: «Все будет хорошо, вместе у нас все получится!» Тогда родители станут для педагога помощниками и партнёрами. А целенаправленное партнёрство всех значимых для ребенка людей и есть залог успеха в его обучении и воспитании.
Гармонично организованная работа педагогов образовательного учреждения с семьями, имеющими детей с ОВЗ, дает положительные результаты, что способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями, детьми и школой. Считаю, в работе с родителями должен быть девиз: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Приемы работы по формированию речи и слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта после кохлеарной имплантации.
В статье описывается система работы по формированию предметного словаря у детей со сложной структурой дефекта в состоянии после кохлеарной имплантации. Материал может быть интересен сурдоп...
Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта
Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс
Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять ег...