Взаимодействие специалистов и организация работы в классе со сложной структурой дефекта
статья на тему

Жижина Людмила Сергеевна

Организация обучения детей со сложной структурой дефекта в тесном взаимодействим педагогов и специалистов службы сопровождения: логопеда, дефектолога, психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizhina_ls_statya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Жижина Людмила Сергеевна

(raysemabsolut@yandex.ru)

учитель

Общеобразовательного частного учреждения

«Школа-интернат «Абсолют»

(ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют»)

д. Райсеменовское Московской области

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ       В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В ОЧУ « Школа-интернат « Абсолют»  обучаются дети с ОВЗ, основная группа - это дети с лёгкой умственной отсталостью, для них созданы особые специальные образовательные условия: методы, оборудование. Также в  школе  создан класс для особой категорией учеников – детей, имеющими глубокую умственную отсталость или сложную структуру дефекта:  нарушение интеллекта, атипичный аутизм, ДЦП.    

В нашем в классе трое детей имеют диагноз – атипичный аутизм, у двоих детей речь не сформирована,  одна девочка имеет  серьёзные речевые проблемы -  эхолалию.  Возраст у  детей разный: 8, 10, 12 лет. Дети  впервые сели за парты и проходят первый год обучения.

Организация образовательного процесса в специальном классе  регламентируется учебным планом,  годовым календарным графиком и расписанием,  индивидуальной программой обучения,  учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

Как известно, организация обучения детей со сложной структурой дефекта требует тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения.

Эта система включает в себя практическое взаимодействие всех служб коррекционного учреждения - учителя, работающего в данном классе, логопеда, психолога,   дефектолога, соц. педагогов,  учителей – предметников (музыки и физкультуры), медицинский персонал, воспитателя и, конечно, поддерживаем тесную связь с родителями этих детей, вовлекая их в образовательный процесс.

Такая организация работы даёт основания выявить связи между всеми специалистами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.  Все специалисты стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Возникающие в ходе работы вопросы мы решаем на  малом педагогическом консилиуме (учитель, логопед, психолог, дефектолог), который планируем в конце  каждого месяца, подводя итоги работы по каждому ребёнку, что удалось, что необходимо продолжить в работе, обговариваем единую образовательную задачу, так, чтобы она красной линией прошла в работе каждого специалиста.

Логопед -   Развивает коммуникативные навыки,  вводит новые слова в активный и пассивный словарь, формирует речевое общение.

Психолог -  проводит работу по развитию памяти, внимания.

Дефектолог – проводит интенсивные занятия, направленные на комплексное устранение проблем сенсомоторики.

Учитель координирует и направляет всю коррекционно-развивающую  работу, ведет документацию, отражающую взаимосвязь всех педагогов.

Итогом таких ежемесячных педсоветов является выбор коррекционно-развивающего маршрута является, следующим направлением в деятельности системы сопровождения, для преодоление личностных проблем в развитии ребенка.

Таблица 1.

Составление маршрута индивидуальной работы на месяц для каждого ребёнка - итог совместной работы специалистов.

Учитель

Дефектолог

Логопед

Психолог

Соотнесение предметов по форме (круг, квадрат)

Дидактическая игра «Найди домик для фигуры» (круг, квадрат)

Расширение пассивного словаря (круглый, квадратный). Проговаривание круг, квадрат.

Развитие восприятия предметов круглой и квадратной формы.

Формирование навыков счета (1-2). Цифра, кол-во.

Соотнесение кол-ва предметов, звуков, игрушек с цифрой.

Употребление в активном словаре числительных.

Дидактическая игра на внимание «Сколько кубиков».

Буквы «А» «О». Различие, графический вид.

Нахождение элементов к заданной букве из строки.

Гласные «А» «О». Найти в ряду, произносить с двигательным заданием.

Дидактическая игра «Подбери картинку к букве». Развитие внимания.

Работа в тетради: письмо по точкам, штриховка.

Развитие навыков копирования, обводка.

Развитие коммуникативных навыков, умение выполнять речевую инструкцию.

Развитие мелкой моторики, плавность линий. Занятия по трафаретам.

Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

  1. Формирование представлений ребенка о себе;
  2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;
  3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
  4. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
  5. Познание предметного мира через игру с использованием здоровьесберегающих технологий, которые  способствуют усвоению знаний и умений.

 Вся образовательная  работа в классе со сложной структурой дефекта  проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий   специалиста составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Исходя из этого в классе составлено расписание уроков с учётом проведения индивидуальной работы.

Наряду с индивидуальной формой работы мы используем и совместную работу, например, логопеда и учителя, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательного процесса с целью включения ребёнка в процесс обучения. Например, роль ученика выполняет учитель, для показа образца учебных действий, ввода нового способа действия.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности –залог успеха в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)

Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...

Контрольная работа по математике для 2 класса со сложной структурой дефекта.

Разработка диагностической контрольной работы по математике для класса со сложной структурой дефекта....

Контрольная работа по письму для 2 класса со сложной структурой дефекта.

Диагностическая контрольная работа по письму для 2 класса со сложной структурой дефекта проводилась в начале учебного года для выявления знаний и умений учащихся....

Система коррекционной работы с учащимися со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения. 30.11.2016.

В  материале из опыта работы учителя трудового обучения охарактеризованы основные направления коррекционной работы с данным контингентом учащихся, а также эффективные методы и приемы....

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....


 

Комментарии

Будукина Татьяна Анатольевна

Спасибо за содержательную статью. Можно, что то подчеркнуть для своей работы, я думаю Вы будете не против, если воспользуюсь вашим материалом. Еще раз спасибо за ТРУД.