Взаимодействие специалистов и организация работы в классе со сложной структурой дефекта
статья на тему
Организация обучения детей со сложной структурой дефекта в тесном взаимодействим педагогов и специалистов службы сопровождения: логопеда, дефектолога, психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizhina_ls_statya.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Жижина Людмила Сергеевна
(raysemabsolut@yandex.ru)
учитель
Общеобразовательного частного учреждения
«Школа-интернат «Абсолют»
(ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют»)
д. Райсеменовское Московской области
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В ОЧУ « Школа-интернат « Абсолют» обучаются дети с ОВЗ, основная группа - это дети с лёгкой умственной отсталостью, для них созданы особые специальные образовательные условия: методы, оборудование. Также в школе создан класс для особой категорией учеников – детей, имеющими глубокую умственную отсталость или сложную структуру дефекта: нарушение интеллекта, атипичный аутизм, ДЦП.
В нашем в классе трое детей имеют диагноз – атипичный аутизм, у двоих детей речь не сформирована, одна девочка имеет серьёзные речевые проблемы - эхолалию. Возраст у детей разный: 8, 10, 12 лет. Дети впервые сели за парты и проходят первый год обучения.
Организация образовательного процесса в специальном классе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием, индивидуальной программой обучения, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
Как известно, организация обучения детей со сложной структурой дефекта требует тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения.
Эта система включает в себя практическое взаимодействие всех служб коррекционного учреждения - учителя, работающего в данном классе, логопеда, психолога, дефектолога, соц. педагогов, учителей – предметников (музыки и физкультуры), медицинский персонал, воспитателя и, конечно, поддерживаем тесную связь с родителями этих детей, вовлекая их в образовательный процесс.
Такая организация работы даёт основания выявить связи между всеми специалистами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими. Все специалисты стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Возникающие в ходе работы вопросы мы решаем на малом педагогическом консилиуме (учитель, логопед, психолог, дефектолог), который планируем в конце каждого месяца, подводя итоги работы по каждому ребёнку, что удалось, что необходимо продолжить в работе, обговариваем единую образовательную задачу, так, чтобы она красной линией прошла в работе каждого специалиста.
Логопед - Развивает коммуникативные навыки, вводит новые слова в активный и пассивный словарь, формирует речевое общение.
Психолог - проводит работу по развитию памяти, внимания.
Дефектолог – проводит интенсивные занятия, направленные на комплексное устранение проблем сенсомоторики.
Учитель координирует и направляет всю коррекционно-развивающую работу, ведет документацию, отражающую взаимосвязь всех педагогов.
Итогом таких ежемесячных педсоветов является выбор коррекционно-развивающего маршрута является, следующим направлением в деятельности системы сопровождения, для преодоление личностных проблем в развитии ребенка.
Таблица 1.
Составление маршрута индивидуальной работы на месяц для каждого ребёнка - итог совместной работы специалистов.
Учитель | Дефектолог | Логопед | Психолог |
Соотнесение предметов по форме (круг, квадрат) | Дидактическая игра «Найди домик для фигуры» (круг, квадрат) | Расширение пассивного словаря (круглый, квадратный). Проговаривание круг, квадрат. | Развитие восприятия предметов круглой и квадратной формы. |
Формирование навыков счета (1-2). Цифра, кол-во. | Соотнесение кол-ва предметов, звуков, игрушек с цифрой. | Употребление в активном словаре числительных. | Дидактическая игра на внимание «Сколько кубиков». |
Буквы «А» «О». Различие, графический вид. | Нахождение элементов к заданной букве из строки. | Гласные «А» «О». Найти в ряду, произносить с двигательным заданием. | Дидактическая игра «Подбери картинку к букве». Развитие внимания. |
Работа в тетради: письмо по точкам, штриховка. | Развитие навыков копирования, обводка. | Развитие коммуникативных навыков, умение выполнять речевую инструкцию. | Развитие мелкой моторики, плавность линий. Занятия по трафаретам. |
Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:
- Формирование представлений ребенка о себе;
- Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;
- Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
- Познание предметного мира через игру с использованием здоровьесберегающих технологий, которые способствуют усвоению знаний и умений.
Вся образовательная работа в классе со сложной структурой дефекта проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий специалиста составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Исходя из этого в классе составлено расписание уроков с учётом проведения индивидуальной работы.
Наряду с индивидуальной формой работы мы используем и совместную работу, например, логопеда и учителя, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательного процесса с целью включения ребёнка в процесс обучения. Например, роль ученика выполняет учитель, для показа образца учебных действий, ввода нового способа действия.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности –залог успеха в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)
Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...
Контрольная работа по математике для 2 класса со сложной структурой дефекта.
Разработка диагностической контрольной работы по математике для класса со сложной структурой дефекта....
Контрольная работа по письму для 2 класса со сложной структурой дефекта.
Диагностическая контрольная работа по письму для 2 класса со сложной структурой дефекта проводилась в начале учебного года для выявления знаний и умений учащихся....
Система коррекционной работы с учащимися со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения. 30.11.2016.
В материале из опыта работы учителя трудового обучения охарактеризованы основные направления коррекционной работы с данным контингентом учащихся, а также эффективные методы и приемы....
Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.
В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана необходимость проектной деятельности д...
Выступление на семинаре: "Опыт работы в классах со сложной структурой дефекта"
Для учителей,дефектологов и родителей"...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта
Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за содержательную
Спасибо за содержательную статью. Можно, что то подчеркнуть для своей работы, я думаю Вы будете не против, если воспользуюсь вашим материалом. Еще раз спасибо за ТРУД.