Статья "Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью"
статья
Предварительный просмотр:
Статья « Формирование социально‒бытовых навыков у детей с умственной отсталостью».
Социально‒бытовые навыки являются важнейшими навыками в жизни человека. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо их освоить также как и сохранным детям только с поправкой на их возможности и особенности. Процесс обучения должен быть непрерывен.
Виды организации деятельности на уроке, направленных на формирование социально – бытовых представлений.
1. Деятельность на уроке может быть организованна в виде группового занятия, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с группой детей, способом работы в паре.
2. При любой форме деятельности, занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.
3.Образовательная часть включает в себя изучение материала по адаптированной программе.
4. Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.
5. С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ.
6. При планировании работы необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.
Любые занятия должны быть развивающими и предусматривать следующие этапы овладения практическими социально – бытовыми навыками:
1. Наблюдение за выполнением действий педагогом.
2. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии последовательных действий с опорой на инструкции педагога.
4. Самостоятельное последовательное выполнение заданий с опорой на инструкции педагога.
Уровни усвоения социально-бытовых, трудовых навыков в деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
-организация совместной деятельности по принципу ученик-ученик, один из которых - наставник;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность;
- умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Формы организации работы, направленные на формирование основ социальной ориентировки
- Общение со сверстниками.
- Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).
- Беседы.
- Тренинги.
- Практические занятия.
- Экскурсии.
- Прогулки.
- Походы.
- Наблюдения.
- Совместное чтение книг.
- Просмотр кино и видеоматериалов.
- Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).
- Участие детей в различных конкурсах.
Методы воспитательного воздействия :
Основное место занимают практические и наглядные методы воспитания:
- Объяснительно – иллюстративные
- Репродуктивные
- Частично – поисковые
- Предметно – практические методы.
- Методы убеждения.
- Методы организации деятельности.
- Методы стимулирования поведения.
Таким образом формирование социально‒бытовых навыков осуществляется на протяжении всего учебно‒воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.
Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...
"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"
выступление на семинаре по дефектологии по теме "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...
Статья Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью...
Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.Зачем же необходимо развивать графические навыки у дет...