Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью
статья
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Зачем же необходимо развивать графические навыки у детей с умственной отсталостью?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafomotrnye_navyki_uo.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:
а) зрительно-пространственных;
б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;
в) пространственных представлений «левого» и «правого».
Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.
Зачем же необходимо развивать графические навыки у детей с умственной отсталостью?
Известно, что процесс письма активизирует работу биологической основы интеллектуального развития ребенка – коры больших полушарий.
При письме в работу включаются различные стороны развития ребенка, при этом происходит развитие двигательных и познавательных способностей
Владение письмом (на любом уровне) – это чисто человеческое умение, которое востребовано и реализуется только в социуме. Для ребенка с выраженным нарушением интеллекта очень важно быть «похожим на всех» (все ребята умеют писать, родители умеют писать, братья-сестры умеют писать). Поэтому обучение такого ребенка письму – это часть его социальной реабилитации, один из способов продемонстрировать свою социальную позицию.
Формирование графомоторного навыка – процесс сложный, длительный, этапный. Т.П. Сальникова выделяет три основных этапа.
I этап– аналитический –вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания.
На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями.
Важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза.
II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ребенок учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме. Пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения.
III этап–автоматизация– фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.
Ребенок, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:
- техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;
- графическими – правильно изображать буквы, элементы букв, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;
- орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.
Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков:
- упражнения для развития мелких мышц кисти рук: пальчиковая гимнастика, массаж, лепка, кинезиологические упражнения;
- обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы;
- письмо элементов букв.
В реализации конкретных упражнений желательно согласование деятельности педагога и родителей по последовательности и по времени.
Каждое занятие должно сопровождаться:
- пальчиковой гимнастикой;
- упражнениями, повышающими энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика), головы, шеи, плеч;
- упражнениями на расслабление.
Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...
"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"
выступление на семинаре по дефектологии по теме "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...
Статья "Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Методические рекомендации родителям для формирования графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в повседневной жизни.
Методические рекомендации...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».
Выступление на педагогическом совете...