Статья Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
статья

Федосова Елена Николаевна

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

                                                                           Федосова Елена Николаевна,

 учитель-дефектолог

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети  с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х  не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью  обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту  (СИПР).

Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для  детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.

Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.

Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформирован-ностью пальцевого праксиса.

 Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.

Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры,  упражнения и многократные тренировки.

Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:

Массаж или самомассаж рук:

Очень эффективный способ развития мелкой моторики.  Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.

- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

- упражнение с мячом-ёжиком;

- упражнения с прищепками;

- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;

- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.

Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:

- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;

- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;

- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;

- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;

 - «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);

- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;

- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;

- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;

- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.

Упражнения с предметами:

- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;

- перебирание бус или четок;

- завязывание и развязывание узлов;

- плетение косичек, завязывание бантов;

- стирание ластиком нарисованных предметов;

- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;

- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- наматывание ниток, ленточек на катушки;

- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);

- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

- доставание бусин ложкой из стакана;

- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;

- работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:

- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;

- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;

- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;

- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;

- «волшебный мешочек»;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:

- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;

- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;

- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;

- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;

- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;

- рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений;

- простейшее рисование по клеткам;

- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);

- письмо элементов букв.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем-дефектологом. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Во время  занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.

Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.

Литература

  1.  Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель:Профиздат, 2007. - 46 с.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.
  3. Войлокова Е. Ф., Андрукович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
  4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2008. – 235 с.
  6.  Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – Минск. «Парадокс». 1999.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2001. – 48 с.
  8. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл...

Театрализация как один из элементов развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью»

Цель:Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью при помощи театрализованной деятельности.Задачи:  - побуждать детей к театральной игре, создавая ус...