Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.
методическая разработка по теме
Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую работу проводить с такими детьми в семье, как их воспитывать и обучать, прививать навыки самообслуживания ? Даются рекомендации родителям по организации занятий с ребенком в семье, привитию навыков самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakinut_v_inet_-_kopiya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрим важнейшие принципы работы с детьми, страдающими нарушениями развития. Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме. Старайтесь подобрать такие игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Организовать обучение умственно отсталых детей, используя только вербальный, то есть словесный, метод нельзя. На занятиях необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Показывайте, как выполнять то или иное задание, затем сопряженно с ребенком (рука в руке ),повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки.
Постройте свою работу так, что бы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра : подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте,приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром !
С ясным днем !
Вот как славно мы поем !
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко
потянулись.
Маме с папой
улыбнулись.
Особое внимание следует уделять обучению самообслуживания. Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом : не давайте всю порцию еды сразу, а кладите её на тарелку частями, по мере надобности. Дети с удовольствием кушают под текст потешек. Советую их широко использовать.
Кормление.
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Из густого молока,
Да из мелкой крупки.
У того, кто кашку ест,
Вырастут все зубки.
***
Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую,
душистую.
Когда ребенок пьет молоко,добавьте от себя : « Пейте, дети, молоко — будете здоровы !»
Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Прежде всего пусть он привыкнет к воде — сначала теплой, затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру : вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку и так далее. Затем поиграйте с ним в умывание : потрите сухие ручки одна о другую, сложите ладошки так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу ребенка. Теплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделают умывание приятным для малыша. В время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним, используя потешки.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы зубки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке — ладошки,
Пальчики — Антошке.
Проговаривая потешку, демонстрируйте на себе умывание, показывая, где у вас глазки, щечки, ротик, зубки, ладошки, пальчики.
Лапки?
- Мыли.
Ушки?
- Мыли.
Хвостик?
- Мыли.
Все помыли !
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые !
Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показать ему одни и те же действия, не видя при этом ни какого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются, как совместные ( сопряженные ). Помогайте ребенку правильно держать ногу, когда одеваете штанишки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним расшнуровывайте и снимайте ботинки. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно. Расскажите потешку, обувая ребенка на прогулку.
Вот они — сапожки.
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем мы сапожки :
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
При одевании : Завяжу потуже шарф,
Буду делать снежный шар,
Я шар покачу,
Я гулять хочу.
Когда ребенок уже одет на прогулку, не забудьте похвалить его, приободрить, что бы с хорошим настроением выйти на улицу.
Мишутка.
Шапка да шубка -
Вот и весь Мишутка !
Постепенно приучаем детей самостоятельно одеваться на прогулку. Для этого существует алгоритм ( последовательность ) одевания : колготки, платье, рубашка, кофта, теплые штаны, шерстяные носки, сапожки, шапка, куртка, шубка, шарф, варежки. Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.
Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство не допустимо ! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с умственно отсталым ребенком, то он обязательно адаптируется в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков у людей с умственной отсталостью
Доклад...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...
"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"
выступление на семинаре по дефектологии по теме "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...
Статья "Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.Зачем же необходимо развивать графические навыки у дет...