Развиваем выразительность речи
картотека

Каюшкина Оксана Владимировна

В публикации представлены практические упражнения для детей 6-8 лет для развития просодической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosodika.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем выразительность речи

Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. В логопедии совокупность таких ритмико-интонационных свойств речи объединено в направление «просодика». Представлены карточки с упражнениями для детей 6-8 лет.

Управление силой голоса

Управление  высотой  голоса

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была  тишина (произносится голосом обычной силы),

тишина, тишина (произносится тихим голосом).

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она. (громко)

И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

Мы в лес пойдем

Цель: произносить каждую фразу на выдохе, изменяя силу голоса,  интонацию и эмоциональную окраску.

Мы в лес пойдем (спокойно),

Мы гриб найдем (с радостью).

Ау, ау! (громко, пауза)

Никто не отзывается, (спокойно)

         Лишь эхо откликается (тихо)

Лягушки и кукушки

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Описание упражнения

Ребенок читает наизусть стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом)

урчат лягушки.

Ку – ку - (произносится высоким голосом)

кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква – ква (произносим низким голосом),

ку – ку (произносим высоким голосом).

Ква –ква ( произносим низким голосом),

ку – ку ( произносим высоким голосом).

Укачай  куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

Негромко напевать на звук «А» (и др. гласные) мотив колыбельной песни (держать в руках реальную или воображаемую куклу).

Развитие ритма речи

Развитие  мелодики,  интонационной  композиции  речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234»,

«1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

Описание упражнения

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одно и то же предложение  по-разному: «Мы учимся говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово

«учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что

интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

После исполнения сценок детям могут быть предложены  музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Развивай дар речи»

Программа кружка «Развивай дар речи»...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Программа по развитию речи "Развиваем нашу речь"

Введение курса «Развиваем нашу речь» в выпускном классе коррекционного образовательного учреждения  - продолжение  работы, начатой в ходе изучения предмета «Риторика»...