Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
учебно-методический материал по теме
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи.
Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизнедеятельности является ясно, понятно и выразительно говорить на своем языке»
В. Чернышов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_master_klassu_.doc | 190.5 КБ |
master_-klass.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по теме
«Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи.
Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизнедеятельности является ясно, понятно и выразительно говорить на своем языке»
В. Чернышов
1 Оргмомент. (слайд с темой )
Здравствуйте, коллеги! Сегодня было замечательное утро, меня порадовало солнце и т.д. А что вас сегодня порадовало ?
Чтобы ваше настроение оставалось радостным, а работалось плодотворно . Свой мастер класс я хочу начать со слов замечательного поэта А. Блока о весне
Чтение четверостишия о весне (в записи )
Каково ваше настроение? Почему? Как прочел его актер? (цитата Чернышова на доске )
Слайд
Выразительный –
1.Хорошо выражающий что- либо, яркий по своим свойствам, внешнему виду.
Например: выразительная речь.
2. Многозначительный, как бы сообщающий что- нибудь. С. И. Ожегов
Одной из ведущих задач коррекционной школы VIII вида является развитие речи, т.к. речь, устная и письменная, служит базой, на которой далее строится воспитание и обучение детей. Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.
Уроки чтения и развития занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания школьников с нарушениями интеллекта. Они направлены на то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, которыми учащиеся уже располагают, а также способствовать их дальнейшему речевому развитию.
А одним из качеств развития речи учащихся является развитие выразительности. Которое значительно повышает усвоение литературного материала и содействует пониманию и осмыслению текста.
Выработка у читающего, определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой включает в себя многие компоненты. Давайте их вспомним .
Слайд Компоненты выразительности речи
Интонация(тон голоса ), сила голоса, темп речи, мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи.
Работа по над средствами выразительности речи ведется с нач .школы , где используются упражнения на дыхание, звукоподражание , скороговорки, , артикуляционная гимнастика и мн. др.
По мере того как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагаются в нач. школе становится им неинтересно. Я сталкиваюсь с этим, когда беру детей в 5 классе. Поэтому проведению речевых разминок по выразительности речи уделяю большое внимание, стараясь подобрать их адекватно их возрасту и индивидуальным способностям.
Подбираю специальный материал, а или работаю уже над материалом произведений
При правильном подборе заданий речевая разминка становится неотъемлемой частью моих уроков. Сегодня я предлагаю вам некоторые виды и приемы по выразительности речи, которые помогают мне формировать такое качество, как выразительность речи. Конечно, я работаю по всему спектру выразительности речи, но большее внимание уделяю формированию 3 умений.
Слайд
1 Овладение всеми видами интонации.
2 Выбор темпа чтения.
3 Постановка логического ударения и пауз.
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Именно практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения.
Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен.
Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.
Слайд по интонации
- Упражнения на повышение и понижение тона голоса
Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. представить себе, что вы смотрите по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
- Работа над интонацией в повествовательном предложении
Прочитайте предложение с логическим ударением на слове класс, обозначайте логическое ударение и паузу.
Какой знак стоит в конце предложения. Какое это предложение? повествовательное. внимательно послушайте и проследите за движением (повышением и понижением) голоса При чтении голос сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками стих. А Блок «Ворона»
Это все у вороны – игрушки.
Прочитайте, пожалуйста, предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове вороны На доске обозначается логическое ударение и пауза. повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение голоса обозначаются стрелками. После этого два предложения сравниваются:
Какой вывод можно сделать о повествовательном предложении?
Вывод в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.
По такому же принципу идет работа над вопросительным предложением
вывод вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.
- Работа над интонацией в восклицательном предложении
выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Предлагает прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня.
А следующее с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады (детям это дается тяжело ).В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.
восклицательная интонация очень богата и разнообразна). восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.(словарь настроений несколько видов использую из книги в раздатке литература ).
Для наших учащихся, большую сложность представляет выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у учащихся навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить школьников правильно интонировать слова автора и слова героя, обращая внимания на знаки препинания, т.е. выделять голосом прямую речь. Примеры учитель записывает на доске, учащиеся выразительно читают.
- Часто беру отрывки из маленьких рассказов Э. Шима , стихов, сказок (раздатка )
Слайд работа по темпу чтения
Умение отчетливо выговаривать звуки, их сочетания хорошо удается в процессе работы над скороговорками. Методика работы от отдельного четкого проговаривания до максимально четкого быстрого, убыстряя темп .
Можно выделять цветом в записи скороговорок звуки над которыми предстоит работать.
Подборка по И. П. Федоренко
Сенька с Санькой вез Соньку в санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Водовоз вёз воз из- под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, не руби дрова, на траве двора
Возле горки на пригорке встали 33Егорки.
В один клин, клин положи.
Каково волокно таково и полотно
Клюет кура крупку.
Полили ли лилию.
(Начинаю работу со строчки, постепенно добавляя каждый урок за неделю можно взять до 3 скороговорок)
Слайд Логическое ударение (ключевые слова )
1 упражнение по наращиванию слов (ставить ударение на новое слово )
Мяч
Футбольный мяч
Купили футбольный мяч
Утром купили футбольный мяч
Васе утром купили футбольный мяч
Попробуйте придумать упражнение со словом весна
Слайд 2 Пословицы и поговорки, подбираются в соответствии с темой урока, выделяю другим шрифтом , разрезаю текст
5 класс
Из прошлого нашей Родины
Жить - Родине служить
Тот герой, кто за родину горой.
Родина мать, умей за неё постоять
Спешите делать добро
Жизнь дана на добрые дела
Не дорог подарок , дорога любовь.
Не смейся над старым и сам старым будешь.
О друзьях товарищах
Как поживешь, так и прослывёшь.
Друг познается в беде.
Нет друга ищи, а нашел береги .
Кроме логического ударения большую роль играют и паузы
Отрабатываю на пословицах
Доброе братство/ лучше богатства
Один в поле/ не воин
Одна пчела /не много меда натаскает
Слайд Использую схему пауз (раздатка)
№ | Знаки препинания | Счет | Обозначение |
1 | , | Раз | / |
2 | . | Раз, два | // |
3 | … ? ! | Раз, два, три | /// |
Данные приемы помогают мне работать над выразительностью речи.
Самое важное для меня это успех каждого ученика, продвижение вперед. Дети, обучающиеся в моих классах часто, являются участниками школьных и городских мероприятиях. Сегодня вы увидите одну из форм внеклассной работы по выразительности речи озвучивание мультфильма, где дети покажут свои умения, 5 класс занял 1 место в данной номинации.
А сейчас, я хочу чтобы вы поделились своими приемами работы по выразительности речи, а чтобы это не было голословно, я предлагаю продолжить тему весны стихотворение по теме Весна
« Крупный дождь в лесу зеленом» И. . Бунина
Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
По лесным цветам...
Слышишь? – Звонко песня льется,
Беззаботный раздается
Голос по лесам.
Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
Глубь небес ясна...
В каждом сердце возникает, -
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!
Как поработать над логическим ударением.
Над темпом?
Над интонацией (передача настроения)?
(Как пример свой отрывок своего урока урока – раздатка )
Вот и подошел к концу наш разговор по формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи
Я надеюсь что приемы работы с которыми вы познакомились были для вас полезны , в конце Хочется чтобы вы оставили свои пожелания Рефлексия .
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса
Мои пожелания
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса
Мои пожелания
Примеры "речевых разминок" по выразительности речи.
1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, -
Завтра воскресение.
Вопросы:
1. Кто такая баба?
2. Что такое рассвет?
3. Что такое карета?
4. Что означает слово "нанковая"?
5. Что такое "землетрясение"?
2) Прочитай перевертыш:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Вопросы:
1. Что значит "дубасить"?
2. Что такое "ворота"?
3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:
а) Пока шел спор, забрела свинья во двор.
б) Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Вопросы:
1. Кто такой "поп"?
2. Что такое "колпак"?
3. Что такое "копна"?
4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:
Сыворотка из-под простокваши.
Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".
5) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:
а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Вопросы:
1. Кто такие "кулик", "журавль"?
2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".
б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
6) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:
а) Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...
Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".
б) Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.
Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?
7) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.
а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.
б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.
8) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.
а) Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли.
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам несли.
Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?
С помощью "речевых разминок" развиваются навыки правильности и беглости и выразительности речи , но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаю вопросы и задания следующего характера:
1) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")
4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")
5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")
6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")
7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)
В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:
1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):
Рано-рано
На траве?
Выпал снег.
Не может быть!
Удивился человек:
В октябре?
"Это снег?
Не может быть!!!
Не может быть!
Неужели это снег?" -
На дворе?
Не поверил человек.
Не может быть!
2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения включаю ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений например6 Э. Шима .
1) Э.Шим "Белка и Енот"
- Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!
- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.
- А для чего?
- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?
2) "Заяц и Ежик"
- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...
- Не бойся... Это я, Ежик.
- Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!
- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!
3) "Сорока и Медвежонок"
- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?
- Не-а.
-Ты ее в дугу сгибаешь?
- Не-а.
- Ты ее ободрать хочешь?
- Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!
№ | Знаки препинания | Счет | Обозначение |
1 | , | Раз | / |
2 | . | Раз, два | // |
3 | … ? ! | Раз, два, три | /// |
№ | Знаки препинания | Счет | Обозначение |
1 | , | Раз | / |
2 | . | Раз, два | // |
3 | … ? ! | Раз, два, три | /// |
№ | Знаки препинания | Счет | Обозначение |
1 | , | Раз | / |
2 | . | Раз, два | // |
3 | … ? ! | Раз, два, три | /// |
Подборка по И. П. Федоренко
Сенька с Санькой вез Соньку в санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Водовоз вёз воз из- под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, не руби дрова, на траве двора
Возле горки на пригорке встали 33Егорки.
В один клин, клин положи.
Каково волокно таково и полотно
Клюет кура крупку.
Полили ли лилию.
Подборка по И. П. Федоренко
Сенька с Санькой вез Соньку в санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Водовоз вёз воз из- под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, не руби дрова, на траве двора
Возле горки на пригорке встали 33Егорки.
В один клин, клин положи.
Каково волокно таково и полотно
Клюет кура крупку.
Полили ли лилию.
Подборка по И. П. Федоренко
Сенька с Санькой вез Соньку в санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Водовоз вёз воз из- под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, не руби дрова, на траве двора
Возле горки на пригорке встали 33Егорки.
В один клин, клин положи.
Каково волокно таково и полотно
Клюет кура крупку.
Полили ли лилию.
5 класс
Из прошлого нашей Родины
Жить - Родине служить
Тот герой, кто за родину горой.
Родина мать, умей за неё постоять
Спешите делать добро
Жизнь дана на добрые дела
Не дорог подарок , дорога любовь.
Не смейся над старым и сам старым будешь.
О друзьях товарищах
Как поживешь, так и прослывёшь.
Друг познается в беде.
Нет друга ищи, а нашел береги .
5 класс
Из прошлого нашей Родины
Жить - Родине служить
Тот герой, кто за родину горой.
Родина мать, умей за неё постоять
Спешите делать добро
Жизнь дана на добрые дела
Не дорог подарок , дорога любовь.
Не смейся над старым и сам старым будешь.
О друзьях товарищах
Как поживешь, так и прослывёшь.
Друг познается в беде.
Нет друга ищи, а нашел береги .
5 класс
Из прошлого нашей Родины
Жить - Родине служить
Тот герой, кто за родину горой.
Родина мать, умей за неё постоять
Спешите делать добро
Жизнь дана на добрые дела
Не дорог подарок , дорога любовь.
Не смейся над старым и сам старым будешь.
О друзьях товарищах
Как поживешь, так и прослывёшь.
Друг познается в беде.
Нет друга ищи, а нашел береги .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что значит выразительный? Хорошо выражающий что-либо, яркий по своему свойству, внешнему виду; Многозначительный , как бы сообщающий что –либо . Из словаря А. Даля
Каковы компоненты выразительности речи ? Тон голоса; сила голоса; темп речи; мелодика речи; логическое ударение; постановка пауз .
Какие умения формируются? Овладение всеми видами интонации; выбор темпа речи; постановка логического ударения , пауз.
Формирование интонации через: специальные упражнения; работу над тестом предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных, с прямой речью.
Работа над темпом речи: скороговорки.
Работа над логическим ударением , паузами. Упражнения по наращиванию слов. Пословицы.
Желаю Вам успехов в работе!
Благодарю за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....
Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.
*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....
Формирование познавательного интереса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через нетрадиционные формы проведения уроков.
В данной статье выделены "ключевые" моменты, которые помогают создать увлекательный урок, представлена классификация уроков на нетрадиционной основе, творческие принципы, даны рекомендации и практичес...
Проблемы формирования связной речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I вида.
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных областей педагогики. Глухота, осложняющая формирование словесной речи и общение с окру...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....
Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ
Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...
Мастер-класс по теме «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Мастер-класс по теме"Формирование выразительности речи учащихся"...