Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Панченко Елена Александровна

Урок русского языка в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_urok_09.10._1_1.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.    

Цели урока:

(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;

 (развивающая) развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

(воспитательная) воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, экран, проектор, распечатки текстов для анализа, тестовых заданий ЕГЭ.

1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

(Учитель с одним из обуч-ся инсценирует стих-е Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)

Задание 1
          - Смотри, как дышит эта ночь,

           Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...
-  
Чо?
          -
Смотри, как вкрадчивый туман
             Прижался к молодой воде...
-
Где?
          -
Он полностью поклялся ей,

       Он взял в свидетели луну!..

-  Ну?!
            -
Они сейчас уйдут в песок,

              Туда, где не видать ни зги...
-
Гы!..
             -
И, ощутив побег реки,

             В беспамятстве забьётся ёрш...
-
Врёшь!
               -
Да нет, я говорю тебе,

           Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...
-
Ха!..
           -
А сколько музыки в степях,

        В предутреннем дрожаньи рос...

-  Брось!..
              -
Да погоди! Почувствуй ночь,

          Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...
-  
Псих!..
                -  
Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

              Прожить и не понять снега?..

- Ага!..

_____________________________________________________________________

- Что можем сказать о героях стихотворения? Часто встречаем таких людей, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника? Что мы о них думаем?

2. Самоопределение в деятельности.

Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока. (на доске записаны высказывания)

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» Д. С. Лихачев

 «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности». К.Д.Ушинский

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-

чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

                              К. Г. Паустовский.

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Определим тему урока.

- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? (совершенствовать культуру речи )

- Какой же должна быть хорошая речь. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.

3. Учебно-познавательная деятельность +

интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание 2. Предлагаю вам рассмотреть текст и охарактеризовать его

Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Выводы: текст больше по объему, но несодержательный, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.

Таким образом, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной (Качества хорошей речи. Содержательность) Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней

 Текст 2

Представьте ситуацию: жена говорит мужу:

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

- Проанализируйте высказывание, что вас смущает? (неуместность данных выражений в этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какой признак культурной речи здесь представлен? Уместность)

Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и тавтология (слайд).

  Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.

Плеоназм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.

Задание 3 (слайд) Найдите плеоназм или тавтологию в данных примерах (устно, по одному примеру тавтологии и плеоназма записали в тетрадь).

А вы знаете, она живет довольно скучной жизнью в провинциальном городке.

Учитель начал диктовать диктант.

Гарантийный талон гарантирует устранение скрытых дефектов прибора.

Это природное явление является уникальным в этом регионе.

От моей заработанной зарплаты почти ничего уже не осталось.

В своей повести писатель ярко описывает природу Сибири.

Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.

В мае месяце много праздничных дней.

 Мне громко хочется кричать.

Война и голод наступают в любой стране по всей земле.

Культура речи тесно связана с нормами литературного языка. Какие нормы языка мы знаем? Каково значение слова? (Толковый словарь)

  • Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)
  • Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)
  • Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)
  • Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)

 

Задание 4. Грамматические нормы. Запишите, исправив ошибки.

Я открыла (прош.вр.) окно и выглядываю(наст.вр) во двор.

Мы спросили, «откуда ты приехал»

 Подобно блеска серебра

По прилёту из Греции я отправилась навестить родителей.

Найдя лодку, радость охватила туристов.

Задание 5. «Выбери меня!» (устно)

Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор (слайд)

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие болезни

(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие чего-то уже случившееся событие, поэтому правильным является второе предложение.)

Одеть на встречу смокинг.

Надеть на встречу смокинг.

Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)

Итак, следующее качество культурной речи: точность, логичность (слайд )

Усвоить новую тему.

Освоить новую тему.

Усвоить — уяснить для себя что-то, сделать знание своим, понятным (усвоить новую тему, усвоить правила математики, усвоить манеры хорошего тона; усвоить взгляды, моду, обычай);

освоить — овладеть чем-нибудь, научиться пользоваться чем-либо, распоряжаться, обрабатывать (освоить метод быстрого чтения, станок, технику, землю, пустыню, целину; освоить производство фарфора).

Предоставить должность
Представить должность
Предоставить — отдать в распоряжение, пользование (предоставить выбор, должность, кредит, отпуск, помещение, сведения, место, свободу);

представить — вручить для ознакомления, познакомить кого-то с кем-то, выдвинуть для поощрения (представить чертеж, документы, отчет, схему, гостя, к награде, сцену из спектакля).

Задание 6 ИСПРАВЬТЕ ошибки, запиши правильный вариант

любимые ПРОФЕССОРЫ

друг МЕНЕЕ РЕШИТЕЛЬНЕЕ

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

на ИХНЕЙ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Задание 7. Произнеси правильно слова

ШАССи, иКСЫ, СИРоТЫ, ТуФЛЯ, СРеДСТВА, ВРУЧиТ, ПЛОДОНОСиТЬ, УГЛУБиТЬ, КРОВОТОЧаЩИЙ, ПРИДаНОЕ, КРАСиВЕЕ, ГРАФФиТИ, ЗАКуПОРИВ.

- Послушайте диалог (ученики читают по ролям)

  • Димка, ну чё, прочитал?
  • Прочитал.
  • Прикольно или стрёмно?
  • Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
  • Вот лох!
  • А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
  • Ух ты!

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений неуместно)

- что такое сленг? (слайд) ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

 - К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, обратимся к словарику, составленному...

 - Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи.

Итак, еще одним качеством хорошей речи является чистота. (слайд)

-  Мы с вами обозначили признаки хорошей речи. Но все ли?  Скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ. (слайд)

«Лето. Море. Жара. Чудесно!»), казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной. (слайд «Выразительность»)

Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Вперед! К творчеству! Распространите эти 4 предложения.

 Рефлексия.   Наш урок подошел к концу. Настало время подвести итоги. Какими же качествами должна обладать хорошая речь? Всё ли получилось?

Домашнее задание на распечатках.

  1. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите получившиеся предложения.

Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

  1. Найди ошибку и запиши правильный вариант.

А) товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

 

Б) МОКЛА под дождём

все ВОЗРАСТА

косвенных ПАДЕЖЕЙ

здоровые ДЁСНЫ

милых БАРЫШЕНЬ

В) много ОБЛАКОВ

пара БОТИНОК

хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ к бабушке

с ДВУМЯСТАМИ бойцами

 

Г) ПОЕЗЖАЙ к маме

свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров

несколько ЯБЛОК

ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб

новых ДЖИНСОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: Диалог. Качества хорошей речи.

Данный урок по развитию речи знакомит учащихся с понятием "диалог", закрепляет навыки правильно расставлять знаки препинания при диалоге, учит составлять и разыгрывать диалог, используя качества хорош...

Точность, богатство и выразительность речи

Важно знать и умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы....

Точность, ясность и простота речи. Изучение причины неясности высказывания.

Учить строить красивую правильную речь; вырабатывать умение создавать правильные речевые обороты, контролировать лексический материал, необходимый для общения; прививать любовь к русскому языку и горд...

Логопедический тренинг «Хорошую речь хорошо и слушать»

Логопедический тренинг  «Хорошую речь хорошо и слушать»...