Программа по развитию речи "Развиваем нашу речь"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Введение курса «Развиваем нашу речь» в выпускном классе коррекционного образовательного учреждения  - продолжение  работы, начатой в ходе изучения предмета «Риторика» в начальном звене и направлено на достижение следующей цели: развитие познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

 Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.

Пояснительная записка

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, тем более для речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

     У детей, поступающих во вспомогательную школу, даже при первичном обследовании на медико-педагогической комиссии обнаруживается многообразие фонетических нарушений. Как правило, у большинства отсутствуют тяжелые дефекты произношения, препятствующие разговорной речи. Однако уже на первых этапах обучения грамоте выявляются неточная слуховая дифференцировка близких по звучанию фонем и затруднения звукового анализа слов, что препятствует овладению их составом. Существует и другая сторона этого явления: в силу инертности психической деятельности произносительная сторона речи почти не привлекает внимания умственно отсталых детей.

     Важный фактор, определяющий характер фонетических дефектов,—неправильное развитие речедвигательных органов: языка, губ. твердого и мягкого нёба, челюстей, зубов. В названных случаях нарушения фонетического строя речи носят выраженный труднопреодолимый характер, так как дети с умственной отсталостью, с одной стороны,  длительно не замечают своих речевых дефектов и не стремятся к их исправлению, с другой — при оказании специальной логопедической помощи правильные речевые навыки с большим трудом закрепляются, а при недостаточном контроле быстро утрачиваются. Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с устной речью. Поэтому работа по развитию детей с умственной отсталостью должна носить системный характер.

   Не секрет, что наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является именно работа по развитию связной речи учащихся. Увеличение количество часов по письму и развитию речи в учебном плане 9- го класса позволил увеличить объём работы по развитию речи учащихся.

Введение курса «Развиваем нашу речь» в выпускном классе коррекционного образовательного учреждения  - продолжение  работы, начатой в ходе изучения предмета «Риторика» в начальном звене и направлено на достижение следующей цели: развитие познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью.

Задачи курса:

- развивать познавательную сферу учащихся (восприятие, мышление, память);

- пополнять лексический запас учащихся;

-учить детей чётко и внятно выражать свои мысли;

- формировать речевые интересы и потребности старших школьников.

Материал учебного курса «Развиваем нашу речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Типы речи

- Описание

- Повествование

- Рассуждение

  • Стили речи
  • Текст

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

     

       Основной формой реализации данной программы является специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках учебной программы по письму и развитию речи.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса.

По виду программа является модифицированной.

Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;

-практические.

Программа предполагает организацию коллективной творческой деятельности (коллективное обсуждение, составление текстов, отбор лексического материала и т.д.). Это связано с тем, что  детям очень сложно даётся выполнение творческих заданий самостоятельно.

Содержание программы

Типы речи

Типы речи: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Стили речи

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Текст

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный).

Связь между предложениями в тексте. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение конструировать текст по заданной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений и навыков).

  • Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Тип занятия

УУД и жизненные компетенции

Вид контроля

1

2

3

4

5

Типы речи – 9 часов

1-2

Описание общего вида местности.

«Мой любимый уголок природы»

К

Передача личных впечатлений через описание уголка природы.

Б

3

Описание действий

( трудовых процессов)

К

Работа со специальной лексикой: глаголы в безличной форме.

С,В

4

Описание одежды, костюма

К

Использование специальной лексики: рабочая одежда, домашняя и т.д.

С,В

5-6

Повествование.

Рассказ на основе услышанного.

Деловая игра «Я корреспондент».

ОНЗ

Использование специальной лексики: респондент, корреспондент

С,В

7

Сообщение. Передача информации от третьего лица.

ОНЗ

Составление рассказа от 3-го лица.

С,В

8-9

Рассуждение. Сочинение – рассуждение  на морально-этическую тему.

К

Использование специальной лексики: вводных конструкций, сложных предложений.

С,В

Стили речи – 6 часов

10

Разговорный стиль.

Когда и где используют разговорный стиль?

ОНЗ

Знакомство с элементами разговорного стиля.

Б

11

Научный стиль.

Передача научной информации.

ОНЗ

Знакомство с элементами научного стиля.

Б

12

Научный термин.

ОНЗ

Работа с научными терминами.

С

13

Художественный стиль. Общее понятие.

ОНЗ

Знакомство с художественным стилем.

С,В

14

Образные, выразительные средства языка

ОНЗ

Изобразительные языковые средства художественного стиля.

Б

15

Сочинение – пейзажная зарисовка.

К

Подбор образных средств для написания сочинения.

И

Текст – 8 часов

16

Что значит писать и говорить на тему.

ОНЗ

Определение главной темы высказывания.

Б

17

Для чего нужен план?

ОНЗ

Знакомство с планом: простым и сложным.

Б

18

Темы широкие и узкие.

ОНЗ

Знакомство с понятиями «щирокой» и «узкой» темы.

С,В

19

Композиция текста. Основные элементы композиции.

ОНЗ

Знакомство с элементами композиции текста.

С,В

20

Композиция. Работа с деформированным текстом.

ОНЗ

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

С,В

21

Что такое эпиграф?

К

Знакомство с понятием и значением эпиграфа текста.

И

22

Связь предложений в тексте.

К

Знакомство с приёмами связи предложений в тексте.

И

23

Творческая работа.

К

Письмо сочинения «наоборот».

И

Оформление деловых бумаг – 5 часов

24

Деловые бумаги.

ОНЗ

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Б

25

Справка.

ОНЗ

Познакомить с особенностями стиля справки.

Б

26

Автобиография.

ОНЗ

Учиться писать автобиографию.

С,В

27

Заявление.

ОНЗ

Учиться писать различные виды заявлений.

С,В

28

Расписка.

ОНЗ

Составление расписки.

С,В

Творческая мастерская – 6 часов

29

Конкурс на лучшую рекламу конфет.

К

Учиться рекламе чего-либо.

С,В

30

Характеристика друга

(подруги).

К

Составление характеристики друга или подруги. Соблюдение морально-этических норм.

С,В

31

Личный дневник.

ОНЗ

Важность ведения личного дневника.

С,В

32

Статья в газету.

К

Учиться писать статью в газету, соблюдение требований к статье.

С,В

33

Итоговая творческая работа.

К

Показать знание пройденного материала-уметь  писать творческую работу на любую тему.

С,В

34

Анализ творческих работ. Подведение итогов.

РФ

Уметь обсуждать и анализировать свою работу и работы одноклассников.

С,В

Итого: 34 часа

Литература:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: Просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Никитина Е.И. Русская речь.- М.: Просвещение, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....

План- конспект урока по английскому языку в 7 классе "Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи " .

Данная разработка урока предназначена для 7 класса по учебнику  О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Урок введение нового материала по теме Спорт. В данной разработке использованы все виды речевой д...

План-конспект урока по английскому языку "Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи "

Класс: 7Тема урока: Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи .          Цели урока:Образовательные: продолжать совершенствовать лексико-грамматические ...

Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.

Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...