Программа по развитию речи "Развиваем нашу речь"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Введение курса «Развиваем нашу речь» в выпускном классе коррекционного образовательного учреждения - продолжение работы, начатой в ходе изучения предмета «Риторика» в начальном звене и направлено на достижение следующей цели: развитие познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по развитию речи "Развиваем нашу речь" | 221.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.
Пояснительная записка
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, тем более для речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей, поступающих во вспомогательную школу, даже при первичном обследовании на медико-педагогической комиссии обнаруживается многообразие фонетических нарушений. Как правило, у большинства отсутствуют тяжелые дефекты произношения, препятствующие разговорной речи. Однако уже на первых этапах обучения грамоте выявляются неточная слуховая дифференцировка близких по звучанию фонем и затруднения звукового анализа слов, что препятствует овладению их составом. Существует и другая сторона этого явления: в силу инертности психической деятельности произносительная сторона речи почти не привлекает внимания умственно отсталых детей.
Важный фактор, определяющий характер фонетических дефектов,—неправильное развитие речедвигательных органов: языка, губ. твердого и мягкого нёба, челюстей, зубов. В названных случаях нарушения фонетического строя речи носят выраженный труднопреодолимый характер, так как дети с умственной отсталостью, с одной стороны, длительно не замечают своих речевых дефектов и не стремятся к их исправлению, с другой — при оказании специальной логопедической помощи правильные речевые навыки с большим трудом закрепляются, а при недостаточном контроле быстро утрачиваются. Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с устной речью. Поэтому работа по развитию детей с умственной отсталостью должна носить системный характер.
Не секрет, что наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является именно работа по развитию связной речи учащихся. Увеличение количество часов по письму и развитию речи в учебном плане 9- го класса позволил увеличить объём работы по развитию речи учащихся.
Введение курса «Развиваем нашу речь» в выпускном классе коррекционного образовательного учреждения - продолжение работы, начатой в ходе изучения предмета «Риторика» в начальном звене и направлено на достижение следующей цели: развитие познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью.
Задачи курса:
- развивать познавательную сферу учащихся (восприятие, мышление, память);
- пополнять лексический запас учащихся;
-учить детей чётко и внятно выражать свои мысли;
- формировать речевые интересы и потребности старших школьников.
Материал учебного курса «Развиваем нашу речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Типы речи
- Описание
- Повествование
- Рассуждение
- Стили речи
- Текст
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Основной формой реализации данной программы является специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках учебной программы по письму и развитию речи.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Программа рассчитана на учащихся 9 класса.
По виду программа является модифицированной.
Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;
-практические.
Программа предполагает организацию коллективной творческой деятельности (коллективное обсуждение, составление текстов, отбор лексического материала и т.д.). Это связано с тем, что детям очень сложно даётся выполнение творческих заданий самостоятельно.
Содержание программы
Типы речи
Типы речи: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Стили речи
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный).
Связь между предложениями в тексте. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение конструировать текст по заданной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений и навыков).
- Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Тип занятия | УУД и жизненные компетенции | Вид контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Типы речи – 9 часов | ||||
1-2 | Описание общего вида местности. «Мой любимый уголок природы» | К | Передача личных впечатлений через описание уголка природы. | Б |
3 | Описание действий ( трудовых процессов) | К | Работа со специальной лексикой: глаголы в безличной форме. | С,В |
4 | Описание одежды, костюма | К | Использование специальной лексики: рабочая одежда, домашняя и т.д. | С,В |
5-6 | Повествование. Рассказ на основе услышанного. Деловая игра «Я корреспондент». | ОНЗ | Использование специальной лексики: респондент, корреспондент | С,В |
7 | Сообщение. Передача информации от третьего лица. | ОНЗ | Составление рассказа от 3-го лица. | С,В |
8-9 | Рассуждение. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. | К | Использование специальной лексики: вводных конструкций, сложных предложений. | С,В |
Стили речи – 6 часов | ||||
10 | Разговорный стиль. Когда и где используют разговорный стиль? | ОНЗ | Знакомство с элементами разговорного стиля. | Б |
11 | Научный стиль. Передача научной информации. | ОНЗ | Знакомство с элементами научного стиля. | Б |
12 | Научный термин. | ОНЗ | Работа с научными терминами. | С |
13 | Художественный стиль. Общее понятие. | ОНЗ | Знакомство с художественным стилем. | С,В |
14 | Образные, выразительные средства языка | ОНЗ | Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Б |
15 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | К | Подбор образных средств для написания сочинения. | И |
Текст – 8 часов | ||||
16 | Что значит писать и говорить на тему. | ОНЗ | Определение главной темы высказывания. | Б |
17 | Для чего нужен план? | ОНЗ | Знакомство с планом: простым и сложным. | Б |
18 | Темы широкие и узкие. | ОНЗ | Знакомство с понятиями «щирокой» и «узкой» темы. | С,В |
19 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | ОНЗ | Знакомство с элементами композиции текста. | С,В |
20 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | ОНЗ | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | С,В |
21 | Что такое эпиграф? | К | Знакомство с понятием и значением эпиграфа текста. | И |
22 | Связь предложений в тексте. | К | Знакомство с приёмами связи предложений в тексте. | И |
23 | Творческая работа. | К | Письмо сочинения «наоборот». | И |
Оформление деловых бумаг – 5 часов | ||||
24 | Деловые бумаги. | ОНЗ | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Б |
25 | Справка. | ОНЗ | Познакомить с особенностями стиля справки. | Б |
26 | Автобиография. | ОНЗ | Учиться писать автобиографию. | С,В |
27 | Заявление. | ОНЗ | Учиться писать различные виды заявлений. | С,В |
28 | Расписка. | ОНЗ | Составление расписки. | С,В |
Творческая мастерская – 6 часов | ||||
29 | Конкурс на лучшую рекламу конфет. | К | Учиться рекламе чего-либо. | С,В |
30 | Характеристика друга (подруги). | К | Составление характеристики друга или подруги. Соблюдение морально-этических норм. | С,В |
31 | Личный дневник. | ОНЗ | Важность ведения личного дневника. | С,В |
32 | Статья в газету. | К | Учиться писать статью в газету, соблюдение требований к статье. | С,В |
33 | Итоговая творческая работа. | К | Показать знание пройденного материала-уметь писать творческую работу на любую тему. | С,В |
34 | Анализ творческих работ. Подведение итогов. | РФ | Уметь обсуждать и анализировать свою работу и работы одноклассников. | С,В |
Итого: 34 часа
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: Просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Никитина Е.И. Русская речь.- М.: Просвещение, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".
В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....
План- конспект урока по английскому языку в 7 классе "Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи " .
Данная разработка урока предназначена для 7 класса по учебнику О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Урок введение нового материала по теме Спорт. В данной разработке использованы все виды речевой д...
План-конспект урока по английскому языку "Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи "
Класс: 7Тема урока: Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи . Цели урока:Образовательные: продолжать совершенствовать лексико-грамматические ...
Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.
Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...