Мастер-класс по теме «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

 

«Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы  посредством  речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Подготовила и провела Кочнева Н.В. 23.03.2022

 Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи.

 Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизнедеятельности является ясно, понятно и выразительно говорить на своем языке»  

В. Чернышов

 

 1 Оргмомент. (слайд с темой )

Здравствуйте, коллеги!  Сегодня было замечательное утро, меня порадовало солнце и т.д. А что вас сегодня порадовало  ?

 Чтобы ваше настроение  оставалось радостным, а  работалось плодотворно .  Свой мастер класс я хочу начать со слов замечательного поэта А. Блока о весне

 Чтение четверостишия о весне (в записи )

 Каково  ваше настроение? Почему? Как прочел его актер? (цитата Чернышова на доске )

Слайд 

Выразительный –

1.Хорошо выражающий что- либо, яркий по своим свойствам, внешнему виду.

Например: выразительная речь.

 2. Многозначительный, как бы сообщающий что- нибудь.  С. И. Ожегов  

Одной из ведущих задач коррекционной школы   VIII вида является развитие речи, т.к. речь, устная и письменная, служит базой, на которой далее строится воспитание и обучение детей. Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

Уроки чтения и развития занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания школьников с нарушениями интеллекта. Они  направлены  на то,  чтобы упорядочить речевые умения и навыки, которыми учащиеся уже располагают, а также способствовать их дальнейшему речевому развитию.
А одним из качеств развития речи учащихся  является развитие выразительности.  Которое  значительно повышает усвоение литературного материала и содействует пониманию и осмыслению текста.

Выработка у читающего, определенного минимума  навыков, связанных  с произносительной культурой включает в себя многие  компоненты. Давайте их вспомним .

Слайд  Компоненты выразительности речи

Интонация(тон голоса ),  сила голоса, темп речи, мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи.

 

Работа по над средствами выразительности речи ведется с нач .школы , где используются упражнения на дыхание, звукоподражание ,  скороговорки, , артикуляционная гимнастика и мн. др.

По мере того как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагаются в нач. школе становится им неинтересно. Я сталкиваюсь с этим, когда беру детей в 5 классе. Поэтому проведению речевых разминок по выразительности речи уделяю большое внимание, стараясь подобрать их адекватно их возрасту и индивидуальным способностям.

 Подбираю специальный материал и работаю уже над материалом произведений   

При правильном подборе заданий речевая разминка становится неотъемлемой частью моих уроков. Сегодня я предлагаю вам некоторые виды и приемы по выразительности речи, которые помогают мне формировать такое качество, как выразительность речи. Конечно, я работаю по всему спектру выразительности  речи, но большее внимание уделяю формированию 3 умений.

Слайд

  1 Овладение всеми видами интонации.  

2 Выбор темпа чтения.

 3 Постановка логического ударения и пауз.

  

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Именно  практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения.

Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен.

Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. 

Слайд   по интонации

  • Упражнения на повышение и понижение тона голоса

 Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. представить себе, что вы смотрите по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более  плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

  • Работа над интонацией в повествовательном предложении

Прочитайте предложение с логическим ударением на слове класс, обозначайте логическое ударение и паузу.

Какой знак стоит в конце предложения. Какое это предложение? повествовательное.  внимательно послушайте и проследите за движением (повышением и понижением) голоса При чтении голос сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками стих. А Блок «Ворона» 

Это все у вороны  – игрушки.

Прочитайте, пожалуйста,  предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове вороны . На доске обозначается логическое ударение и пауза. Повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение голоса обозначаются стрелками. После этого два предложения сравниваются:

Какой вывод можно сделать о повествовательном предложении?

Вывод в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.

По такому же принципу идет работа над вопросительным предложением

вывод  вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.

  • Работа над интонацией в восклицательном предложении

 выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Предлагает прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня.

 А следующее с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады (детям это дается тяжело ).В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.

восклицательная интонация очень богата и разнообразна). восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.(словарь настроений несколько видов использую из книги в раздатке литература   ). 

Для наших  учащихся, большую сложность представляет выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у учащихся навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить школьников правильно интонировать слова автора и слова героя, обращая внимания на знаки препинания, т.е. выделять голосом прямую речь. Примеры учитель записывает на доске, учащиеся выразительно читают.  

  • Часто беру отрывки  из маленьких рассказов  Э. Шима , стихов, сказок  (раздатка )

Слайд работа  по  темпу чтения

Умение отчетливо выговаривать звуки, их сочетания хорошо удается  в процессе работы над скороговорками. Методика работы от отдельного четкого проговаривания до максимально четкого быстрого, убыстряя темп .

Можно выделять цветом в записи скороговорок звуки над которыми предстоит работать.

Подборка по И. П. Федоренко  

 Сенька с Санькой вез Соньку в санках.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Водовоз вёз воз из- под водопада.

 Говори, говори, да не заговаривайся.

 На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш дуда и туда и сюда.

 Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, не руби дрова, на траве двора

Возле горки на пригорке встали 33Егорки.

В один клин, клин положи.

Каково волокно таково и полотно

 Клюет кура крупку.

 Полили ли лилию.  

 (Начинаю работу со строчки, постепенно добавляя каждый урок за неделю можно взять до 3  скороговорок)

 Слайд  Логическое ударение (ключевые слова )

 1 упражнение по наращиванию слов (ставить ударение на новое слово )

Мяч

 Футбольный мяч

 Купили футбольный мяч

 Утром купили футбольный мяч

 Васе утром купили футбольный мяч

 Попробуйте придумать упражнение со словом весна 

Слайд  2 Пословицы и поговорки, подбираются в соответствии с темой урока, выделяю другим шрифтом , разрезаю текст

 5 класс

 Из прошлого нашей Родины

 Жить - Родине служить

 Тот герой, кто за родину горой.

 Родина мать, умей за неё постоять

 Спешите делать добро

Жизнь дана на добрые дела

 Не дорог подарок , дорога любовь.

 Не смейся над старым и сам старым будешь.

 О друзьях товарищах

 Как поживешь, так и прослывёшь.

 Друг познается в беде.

 Нет друга ищи, а нашел береги .

 Кроме логического ударения большую роль играют и паузы

Отрабатываю на пословицах

Доброе братство/ лучше богатства

Один в поле/ не воин

 Одна пчела /не много меда натаскает

Слайд  Использую схему пауз (раздатка)

 

Знаки препинания

Счет

Обозначение

1

,

Раз

/

2

.

Раз, два

//

3

… ?  !

Раз, два, три

///

 Данные приемы помогают мне работать над выразительностью  речи.

Самое важное для меня это успех каждого ученика, продвижение вперед. Дети, обучающиеся в моих классах часто, являются участниками школьных и городских мероприятиях. Сегодня вы увидите одну из форм внеклассной работы по выразительности речи озвучивание мультфильма, где дети покажут свои умения, 5 класс занял 1 место в данной номинации.

 А сейчас, я хочу чтобы вы  поделились своими приемами работы по выразительности речи, а чтобы это не было голословно, я предлагаю продолжить тему весны стихотворение по теме Весна

 

«  Крупный дождь в лесу зеленом» И. . Бунина

 

  Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
По лесным цветам...
Слышишь? – Звонко песня льется,
Беззаботный раздается
Голос по лесам.

Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
Глубь небес ясна...
В каждом сердце возникает, -
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!

 Как поработать над логическим ударением.

 Над темпом?

 Над интонацией (передача настроения)?

(Как  пример свой отрывок своего урока урока – раздатка )

 Вот и подошел к концу наш разговор по  формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи

 Я надеюсь что приемы работы с которыми вы познакомились были для вас полезны , в конце Хочется чтобы вы оставили свои пожелания  Рефлексия .

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса

Мои пожелания        

 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса

Мои пожелания                  

         

                                                                         

Примеры "речевых разминок" по выразительности речи.

1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.

А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, -
Завтра воскресение.

Вопросы:

1. Кто такая баба?

2. Что такое рассвет?

3. Что такое карета?

4. Что означает слово "нанковая"?

5. Что такое "землетрясение"?

2) Прочитай перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Вопросы:

1. Что значит "дубасить"?

2. Что такое "ворота"?

3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:

а) Пока шел спор, забрела свинья во двор.

б) Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

Вопросы:

1. Кто такой "поп"?

2. Что такое "колпак"?

3. Что такое "копна"?

4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:

Сыворотка из-под простокваши.

Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".

5) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:

а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Вопросы:

1. Кто такие "кулик", "журавль"?

2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".

б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи.

- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Не надо.

- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

6) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:

а) Дождик, дождик, пуще,
   Дам тебе гущи,
   Выйду на крылечко,
    Дам огуречка...

Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".

б) Солнышко, солнышко,
 Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?

7) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.

а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.

б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.

8) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.

а) Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли.
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам несли.

Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?

С помощью "речевых разминок" развиваются навыки правильности и беглости  и выразительности речи , но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаю вопросы и задания следующего характера:

1) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-рано
На траве?
Выпал снег.
Не может быть!
Удивился человек:
В октябре?
"Это снег?
Не может быть!!!
Не может быть!
Неужели это снег?" -
На дворе?
Не поверил человек.
Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения  включаю ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений например6  Э.  Шима .

1) Э.Шим "Белка и Енот"

- Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

- А для чего?

- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

- Не бойся... Это я, Ежик.

- Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

- Не-а.

-Ты ее в дугу сгибаешь?

- Не-а.

- Ты ее ободрать хочешь?

- Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

Знаки препинания

Счет

Обозначение

1

,

Раз

/

2

.

Раз, два

//

3

… ?  !

Раз, два, три

///

Знаки препинания

Счет

Обозначение

1

,

Раз

/

2

.

Раз, два

//

3

… ?  !

Раз, два, три

///

Знаки препинания

Счет

Обозначение

1

,

Раз

/

2

.

Раз, два

//

3

… ?  !

Раз, два, три

///

Подборка по И. П. Федоренко  

 Сенька с Санькой вез Соньку в санках.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Водовоз вёз воз из- под водопада.

 Говори, говори, да не заговаривайся.

 На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш дуда и туда и сюда.

 Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, не руби дрова, на траве двора

Возле горки на пригорке встали 33Егорки.

В один клин, клин положи.

Каково волокно таково и полотно

 Клюет кура крупку.

 Полили ли лилию.  

Подборка по И. П. Федоренко  

 Сенька с Санькой вез Соньку в санках.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Водовоз вёз воз из- под водопада.

 Говори, говори, да не заговаривайся.

 На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш дуда и туда и сюда.

 Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, не руби дрова, на траве двора

Возле горки на пригорке встали 33Егорки.

В один клин, клин положи.

Каково волокно таково и полотно

 Клюет кура крупку.

 Полили ли лилию.  

Подборка по И. П. Федоренко  

 Сенька с Санькой вез Соньку в санках.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Водовоз вёз воз из- под водопада.

 Говори, говори, да не заговаривайся.

 На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш дуда и туда и сюда.

 Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, не руби дрова, на траве двора

Возле горки на пригорке встали 33Егорки.

В один клин, клин положи.

Каково волокно таково и полотно

 Клюет кура крупку.

 Полили ли лилию.  

5 класс

 Из прошлого нашей Родины

 Жить - Родине служить

 Тот герой, кто за родину горой.

 Родина мать, умей за неё постоять

 Спешите делать добро

Жизнь дана на добрые дела

 Не дорог подарок , дорога любовь.

 Не смейся над старым и сам старым будешь.

 О друзьях товарищах

 Как поживешь, так и прослывёшь.

 Друг познается в беде.

 Нет друга ищи, а нашел береги .

5 класс

 Из прошлого нашей Родины

 Жить - Родине служить

 Тот герой, кто за родину горой.

 Родина мать, умей за неё постоять

 Спешите делать добро

Жизнь дана на добрые дела

 Не дорог подарок , дорога любовь.

 Не смейся над старым и сам старым будешь.

 О друзьях товарищах

 Как поживешь, так и прослывёшь.

 Друг познается в беде.

 Нет друга ищи, а нашел береги .

5 класс

 Из прошлого нашей Родины

 Жить - Родине служить

 Тот герой, кто за родину горой.

 Родина мать, умей за неё постоять

 Спешите делать добро

Жизнь дана на добрые дела

 Не дорог подарок , дорога любовь.

 Не смейся над старым и сам старым будешь.

 О друзьях товарищах

 Как поживешь, так и прослывёшь.

 Друг познается в беде.

 Нет друга ищи, а нашел береги .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер -класс « Формирование выразительности речи учащихся посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » Кочнева Н.В. , учитель русского языка и чтения

Слайд 10

Что значит выразительный? Хорошо выражающий что-либо, яркий по своему свойству, внешнему виду; Многозначительный , как бы сообщающий что –либо . Из словаря А. Даля

Слайд 11

Каковы компоненты выразительности речи ? Тон голоса; сила голоса; темп речи; мелодика речи; логическое ударение; постановка пауз .

Слайд 12

Какие умения формируются? Овладение всеми видами интонации; выбор темпа речи; постановка логического ударения , пауз.

Слайд 13

Формирование интонации через: специальные упражнения; работу над тестом предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных, с прямой речью.

Слайд 14

Работа над темпом речи: скороговорки.

Слайд 15

Работа над логическим ударением , паузами. Упражнения по наращиванию слов. Пословицы.

Слайд 16

Желаю Вам успехов в работе!

Слайд 17

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"

Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...