Сообщение: «Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, обучающихся по АООП ФГОС ОВЗ».
материал

mrn_nck

В сообщении расказывается о проблемах обучения и воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), а так же сложившихся общепедагогических принципах используемых в специальной дидактике . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное специальное общеобразовательное учреждение
Запрудненская  школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья ______________________________________________________________________________
141960, Московская область, Талдомский муниципальный район,

 п. Запрудня, ул.Соревнование, д.47
тел./факс: 8- (49620) 7-87-50(51)   e-mail: sorevnovanie-intern@yandex.ru  
ИНН 5078008460/КПП 507801001   ОГРН 1025007829990

СООБЩЕНИЕ

       Тема: «Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, обучающихся по АООП ФГОС ОВЗ».

Подготовила: Андрейченко М.А.

учитель

2021-2022

Слайд 2

Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

Характерной чертой ребенка с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) является нарушение высших психических функций, которые выражаются в  регуляции поведения и деятельности.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию. В нашей школе обучаются дети 1 и 2 группы.

Слайд 3

  Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка:

  • Наследственные факторы.
  • Патология внутриутробного развития.
  • Патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка.

Решая проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), специальная дидактика использует уже сложившиеся общепедагогические принципы. Учитывается и то, что при обучении приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка — снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой речевого развития и др. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

Слайд 4

Согласно введению ФГОС ОВЗ при выборе образовательного маршрута дети делятся на 1 и 2 варианты обучения.  В нашей школе обучаются дети как 1 варианта (по МКБ 10  F-70),  так и 2 варианта (F-71), имеющие сложную структуру дефекта. Учитель последовательно, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.

(Я являюсь классным руководителем 6 «б» класса. При проведении уроков класс можно разделить на 3 группы по выполнению и усваеваемости материала. Работать самостоятельно после объяснения может 1 человек, 4 человека нуждаются в помощи и неоднократном объяснении, 1 человек самостоятельно не работает).

Слайд 5

При использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников.  На уроках стараюсь побуждать учащихся к речевым высказываниям, основаниями для которых служат в начальных классах преимущественно реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных детям с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.

Слайд 6

Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников.

Система предлагаемых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил. В программы не включены такие предметы как  химия, физика, иностранный язык и др. Учащиеся школы получают образование, которое не может быть приравнено к цензовому. Вместе с тем принципы научности, систематичности и доступности приобретаемых ими знаний сохраняются, хотя и реализуются на сниженном уровне.

(Я работаю в школе 2 год, но уже столкнулась с некоторыми сложностями. Например, на уроках истории при выполнении заданий в рабочей тетради к учебнику. Задания не соответствуют информации в параграфе. Учебников по предмету «ОСЖ (основы социальной жизни)» нет, приходится за основу брать по старинке «СБО».)

Слайд 7

Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности направлен преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти.

Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания.

(Стараюсь придумать различные задания, чтобы ребята и материал закрепили, и интересно было. Тесты, шифровки, работа с карточками.)

Слайд 8

При обучении всех категорий детей с отклонениями в развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы со школьниками от первого класса до последнего. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ученику. Применение данного принципа несколько облегчается за счет малой наполняемости классов, наличием индивидуальных занятий коррекционного плана (ЛФК, работа психолога, логопеда, дефектолога). Принцип индивидуального подхода к ученикам — один из основных принципов коррекционной педагогики. Без его соблюдения немыслима работа специальной школы.

Слайд 9

Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости детей. 

(Так, например, в моем классе есть учащиеся, которые могут пересказывать простой текст, опираясь на серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают им самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие же более продуктивно работают, отвечая на вопросы.Серия картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно. Естественно, что с учениками этих двух групп следует по-разному организовывать работу.)

Слайд 10.

В заключении хочется подчеркнуть, что специальное обучение и воспитание ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания....

Организация обучения и воспитания детей с СДВГ.

Рекомендации для педагогов по обучению и взаимодействию  с  детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и интеллектуальными нарушениями...

«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» 25.05.2023

Мастер-класс «Арт-терапия  в работе педагога дополнительного образования»...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...

Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании

Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании...