ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)
рабочая программа
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferents.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУ СКОШИ №31 для умственно отсталых обучающихся с НОДА учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Целью реализации АООП НОО для умственноотсталых обучающихся с НОДА и УО является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Программа разработана сотрудниками ГКОУ СКОШИ №31 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА и умственной отсталостью на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА и УО . Срок реализации этой программы составляет 4 года и является I этапом в реализации АООП.
Особенности психофизического развития обучающихся, а так же их типичные трудности, обусловлены характером основного заболевания - органического поражения ЦНС.
Это группа обучающихся с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложнены нейросенсорными нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным недоразвитием речи.
У детей с НОДА и умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций.
При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью, слабость волевых усилий и мотивации.
Особые образовательные потребности у детей с НОДА и УО задаются спецификой психофизических нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, что находит своё отражение в структуре и содержании образования:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
-использование специальных методов, приёмов и средств обучения (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, в том числе специализированные компьютерные технологии, сочетание учебных и коррекционных занятий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
-индивидуализация обучения, необходимая в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
-наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
-коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
-максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
-практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обеспечивает достижение умственно отсталыми обучающимися с НОДА двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально- личностные качества, социальные компетенции обучающегося. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности: опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе умственно отсталого обучающегося с НОДА в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП НОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
АООП НОО реализуется с учётом образовательных потребностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью на основе специально разработанных учебных планов.
Обязательной является систематическая специальная помощь. Специальное обучение и услуги охватывают физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь.
Основная образовательная Программа (требования к которой установлены ФГОС), поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА и умственной отсталостью. Коррекционная направленность реализуется в каждом предмете любой предметной области, а также выносится отдельным коррекционным блоком в организации внеурочной деятельности. ( На чем хотелось бы остановиться более подробно).
Программа коррекционной работы предусматривает:
- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии затрудняющих образование и социализацию ребенка;
- коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития, медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
- формирование у умственно отсталых обучающихся (УО) с НОДА механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению и освоению средств компенсации;
- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся усваивать общеобразовательные предметы.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с НОДА и УО, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Программа коррекционной работы содержит программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и УО, их адаптацию к условиям в образовательной организации и освоения ими АООП НОО:
- Программа занятий по коррекции нарушенных функций (2ч. в неделю).
Цель курса: развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам с НОДА и УО усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
- Программа коррекционно-логопедического курса (1 ч в неделю).
Основные цели логопедического обучения детей с НОДА и УО в условиях коррекционного образовательного учреждения:
1.Устранение или ослабление произносительных дефектов речи: устранение дефектов звукопроизношения и голоса, сочетающихся с нарушением речевой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и просодики.
2.Развитие всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливающее необходимый фундамент для прохождения программного материала:
3.Программа по коррекционно-психологическому курсу «Релаксация- коррекция-развитие» (1ч.в неделю)
Цель курса: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей с интеллектуальной недостаточностью.
4.Программа по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» (ЛФК) (1ч. в неделю).
Цели:
Коррекционный курс «Двигательная коррекция» преследует цель по оздоровлению, улучшению функциональных возможностей организма, выработке компенсаторных навыков, улучшению качества образа жизни детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталости (УО).
Успешная реализация программы коррекционной работы возможна только при взаимодействии всех специалистов общеобразовательной организации. Ведущими специалистами при этом являются учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы ЛФК и АФК, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимисяс нарушениями опорно-двигательного аппарата( НОДА) ис умственной отсталостью (УО) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
3. Система оценки достижения обучающимися с НОДА и УО планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
II. Содержательный раздел
1. Программа формирования базовых учебных действий
2. Программы учебных предметов
2.1. Предметная область: язык и речевая практика
2.1.1.Русский язык
2.1.2.Чтение и речевая практика
2.2.Предметная область: математика
2.2.1.Математика
2.2.2.Информатика
2.3.Предметная область:Естестовознание
2.3.1.Окружающий мир
2.4.Предметная область:Искусство
2.4.1.Рисование
2.4.2.Музыка
2.5.Предметная область: Физическая культура
2.5.1.Физическая культура
2.5.2.Адаптивная физическая культура
2.6.Предметная область:Технология
2.6.1.Технология
3. Внеурочная деятельность
3.1. Программа коррекционной работы, курсов коррекционно-развивающей области
3.1.1. Программа по коррекции нарушенных функций (ЗКНФ)
3.1.2. Коррекционно-логопедический курс
3.1.3. Коррекционно-психологичекий курс « Релаксация-коррекция-развитие»
3.1.4. Коррекционный курс « Двигательная коррекция» (ЛФК)
3.2. Программа внеурочной деятельности
3.2.1. Программа духовно-нравственного воспитания
3.2.2.Программа экологическоговоспитания, здорового и безопасного образа жизни
3.2.3. Программа «Психология личностного развития»
III. Организационный раздел
1. Учебный план
2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской)...
Программа кружка « Наглядная геометрия», 5-6 класс, в рамках реализации ФГОС
Цель кружка: подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Задачи кружка:-формировать общенаучные , а так же математические умения и навыки, необходимые в исследо...
Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мо...
Программа коррекционной работы в МАОУ СОШ №1 в рамках реализации ФГОС ОО в 5-9 классах
Программа коррекционной работы для учащихся основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального...
Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"
Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...
СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»
Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...
Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...