ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)
рабочая программа

Белугина Татьяна Анатольевна

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_konferents.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУ СКОШИ №31 для умственно отсталых обучающихся с НОДА учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Целью реализации АООП НОО для умственноотсталых обучающихся с НОДА и УО  является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

Программа разработана сотрудниками ГКОУ СКОШИ №31 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА и умственной отсталостью на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА и УО . Срок реализации этой программы составляет 4 года и является I этапом в реализации АООП.

Особенности  психофизического развития обучающихся, а так же их типичные трудности,  обусловлены характером  основного заболевания - органического поражения ЦНС.

 Это группа обучающихся с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложнены нейросенсорными нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным недоразвитием речи.

У детей с НОДА и умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью, слабость волевых усилий и мотивации.

Особые образовательные потребности у детей с НОДА и УО задаются спецификой психофизических нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, что находит своё отражение в структуре и содержании образования:

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

-введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

-использование специальных методов, приёмов и средств обучения (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, в том числе специализированные компьютерные технологии, сочетание учебных и коррекционных занятий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

-индивидуализация обучения, необходимая в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

-наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

-коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

-практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.

         Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обеспечивает достижение умственно отсталыми обучающимися с НОДА двух видов результатов: личностных и предметных.

        Личностные результаты включают индивидуально- личностные качества, социальные компетенции обучающегося. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности: опытом социального взаимодействия.

         Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе умственно отсталого обучающегося с НОДА в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП НОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

      Достаточный уровень освоения не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

АООП НОО реализуется с учётом образовательных потребностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью на основе специально разработанных учебных планов.

      Обязательной является систематическая специальная помощь. Специальное обучение и услуги охватывают физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь.

           Основная образовательная Программа (требования к которой установлены ФГОС),  поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА и умственной отсталостью.  Коррекционная направленность реализуется в каждом предмете любой предметной области, а также выносится отдельным коррекционным блоком в организации внеурочной деятельности. ( На чем хотелось бы остановиться более подробно).

Программа коррекционной работы предусматривает:

- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии затрудняющих образование и социализацию ребенка;

- коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития, медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

- формирование у умственно отсталых обучающихся (УО) с НОДА механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению и освоению средств компенсации;

- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся  усваивать общеобразовательные предметы.

            Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

          Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

 Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с НОДА и УО, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями),  и др.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Программа коррекционной работы содержит программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и УО, их адаптацию к условиям в образовательной организации и освоения ими АООП НОО:

  1. Программа занятий по коррекции нарушенных функций (2ч. в неделю).

Цель курса: развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам с НОДА и УО усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

  1. Программа коррекционно-логопедического курса (1 ч в неделю).

Основные цели логопедического обучения детей с НОДА и УО в условиях коррекционного образовательного учреждения:

1.Устранение или ослабление произносительных дефектов речи: устранение дефектов звукопроизношения и голоса, сочетающихся с нарушением речевой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и просодики.

2.Развитие всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливающее необходимый фундамент для прохождения программного материала:

 3.Программа по коррекционно-психологическому курсу «Релаксация- коррекция-развитие» (1ч.в неделю)

Цель курса: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей   с интеллектуальной недостаточностью.

4.Программа по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» (ЛФК) (1ч. в неделю).

Цели:

Коррекционный курс «Двигательная коррекция» преследует цель по оздоровлению, улучшению функциональных возможностей организма, выработке компенсаторных навыков, улучшению качества образа жизни детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)  и умственной отсталости (УО).

Успешная реализация программы коррекционной работы возможна только при взаимодействии всех специалистов общеобразовательной организации. Ведущими специалистами при этом являются учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды,    инструкторы ЛФК и АФК, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения  обучающимисяс нарушениями опорно-двигательного аппарата( НОДА) ис умственной отсталостью (УО)  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. Система оценки достижения обучающимися с НОДА и УО планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

II. Содержательный раздел

1. Программа формирования базовых учебных действий

2. Программы учебных предметов

2.1. Предметная область: язык и речевая практика

2.1.1.Русский язык

2.1.2.Чтение и речевая практика

2.2.Предметная область: математика

2.2.1.Математика

2.2.2.Информатика

2.3.Предметная область:Естестовознание

2.3.1.Окружающий мир

2.4.Предметная область:Искусство

2.4.1.Рисование

2.4.2.Музыка

2.5.Предметная область: Физическая культура

2.5.1.Физическая культура

2.5.2.Адаптивная физическая культура

2.6.Предметная область:Технология

2.6.1.Технология

3. Внеурочная деятельность

  3.1. Программа коррекционной работы, курсов  коррекционно-развивающей области

3.1.1. Программа по коррекции нарушенных функций (ЗКНФ)

3.1.2. Коррекционно-логопедический курс

3.1.3. Коррекционно-психологичекий курс « Релаксация-коррекция-развитие»

3.1.4. Коррекционный курс « Двигательная коррекция» (ЛФК)

3.2. Программа внеурочной деятельности        

3.2.1. Программа духовно-нравственного  воспитания        

3.2.2.Программа экологическоговоспитания, здорового и безопасного образа жизни

3.2.3. Программа «Психология личностного развития»

III. Организационный раздел        

1. Учебный план

2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (по учебнику  М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской)...

Программа кружка « Наглядная геометрия», 5-6 класс, в рамках реализации ФГОС

Цель кружка:   подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Задачи кружка:-формировать общенаучные , а так же математические умения и навыки, необходимые в исследо...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

Программа коррекционной работы в МАОУ СОШ №1 в рамках реализации ФГОС ОО в 5-9 классах

     Программа коррекционной работы для учащихся основного общего образования  разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального...

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...