Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
методическая разработка
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 элективные дисциплины входят в Блок Б1 «Дисциплины (модули)» основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с ФГОС. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_razrabotke_rabochey_programmy_elektivnoy_distsipliny.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 элективные дисциплины входят в Блок Б1 «Дисциплины (модули)» основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с ФГОС. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей).
1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля):
Целью освоения элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.» является формирование в рамках общепрофессиональных компетенций готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Задачи:
- формировать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;
- создавать условия для критического переосмысления педагогического опыта на различных ступенях развития отечественного образования.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Элективная дисциплина «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.» является дисциплиной по выбору профессионального цикла. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «История России», «Педагогика», «Методика обучения истории».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-понятийный аппарат, связанный с основными этапами и закономерностями исторического развития;
- основные события в истории России в контексте мировой истории;
- особенности развития гражданского общества и гражданского воспитания и образования в России во второй половине XIX – начале XX в.;
- сущность понятий, характеризующих организацию воспитания и духовно-нравственного развития личности и структуру воспитательных процессов; нормативную основу организации воспитания и духовно-нравственного развития личности; характеристику программ воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
Уметь:
-связывать особенности развития гражданского общества с особенностями его исторического развития на различных этапах;
-учитывать в профессиональной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию социокультурные различия в обществе;
- определять специфику формирования патриотизма и гражданской позиции в современных исторических условиях;
- отбирать и реализовывать способы, формы, методы и средства воспитания и духовно-нравственного развития в соответствии с целями образования; проектировать воспитательный процесс с использованием педагогических методов и технологий, соответствующих общим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; учитывать в педагогическом взаимодействии индивидуально-возрастные особенности учащихся;
Владеть:
- способностью поиска бесконфликтного взаимодействия в коллективе;
- навыком толерантного общения с окружающими путем учета полученных знаний об историческом опыте нашего государства;
-способами выражения гражданской позиции в современных условиях;
- навыками осуществления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на основе использования эффективных методов, форм и средств; способами педагогического взаимодействия.
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (разделяются по формам обучения).
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц |
Аудиторные занятия (всего) | 18 |
В том числе: | - |
Лекции | 6 |
Практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа (всего) | 12 |
Вид промежуточной аттестации зачет | 2 |
Общая трудоемкость | 32/1 з.е. |
5. Технологическая карта элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
Вид деятельности студента (аудиторная\ самостоятельная работа) | Содержание деятельности | Форма отчетности | ОПОР (основные показатели оценки результата) | Трудоемкость (в академических часах) | Баллы | |
минимум | максимум | |||||
Тема № 1 «Исторические предпосылки развития системы призрения детей-сирот в России» | ||||||
Аудиторная работа (лекции \ практические занятия) по теме | ||||||
Лекция | -актуализация знаний по теме; -получение новых знаний по теме; -обсуждение проблемных вопросов по теме. | Конспект | -соответствие плану изложения; -соблюдение логичности, последовательности изложения материала; -аккуратность оформления. | 2 | 3 | 5 |
Семинар-конференция | -выступление с темой доклада; -участие в обсуждении. | Доклад | Для докладчика: -полнота, достоверность, логичность изложения информации по теме; - обоснованность выводов; -ссылки на научную литературу; -качество ответов на вопросы аудитории; - использование демонстрационного материала. | 4 | 3 | 5 |
Для слушателя: -постановка проблемных вопросов к теме доклада; -дополнение доклада интересными историческими фактами. | 3 | 5 | ||||
Самостоятельная работа студента по теме | ||||||
Подготовка доклада | Написание доклада по теме. | Доклад (письменный вариант) | -соответствие содержания доклада заявленной тематике; -соответствие общим требованиям написания доклада; -отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок; -чёткая композиция и структура, наличие содержания; -логичность и последовательность в изложении материала; -представленный в полном объёме список использованной литературы; -корректно оформленный список использованной литературы; -наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада; -способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса; -обоснованность выводов -самостоятельность изучения материала и анализа. | 4 | 3 | 5 |
Итого по теме № 1 | 10 | 12 | 20 | |||
Тема № 2 «Законодательное регулирование вопросов призрения детей-сирот в России во второй половине XIX – начале XX в.в.» | ||||||
Аудиторная работа (лекции \ практические занятия) по теме | ||||||
Лекция | -актуализация знаний по теме; -получение новых знаний по теме; -обсуждение проблемных вопросов по теме. | Конспект | -соответствие плану изложения; -соблюдение логичности, последовательности изложения материала; -аккуратность оформления. | 2 | 3 | 5 |
Семинар-исследование | -работа с историческими нормативно-правовыми документами (поиск информации, анализ, систематизация информации); -заполнение таблицы по теме. | Сводная таблица по проблеме | -отбор материала по проблеме; -систематизация материала по проблеме; -полнота и правильность выводов; -внешнее оформление таблицы. | 4 | 2 | 5 |
Самостоятельная работа студента по теме | ||||||
Изучение основной и дополнительной литературы по теме | -работа в библиотеке. | Письменный обзор основной и дополнительной литературы по теме | -объем изученной литературы; -систематизация литературы; -самостоятельность подготовки обзора. | 4 | 3 | 5 |
Итого по теме № 2 | 10 | 8 | 15 | |||
Тема № 3 «Система обучения и воспитания детей-сирот в Курской губернии во второй половине XIX – начале XX в.в.» | ||||||
Аудиторная работа (лекции \ практические занятия) по теме | ||||||
Лекция | -актуализация знаний по теме; -получение новых знаний по теме; -обсуждение проблемных вопросов по теме. | Конспект | -соответствие плану изложения; -соблюдение логичности, последовательности изложения материала; -аккуратность оформления. | 2 | 3 | 5 |
Кейс-задания | - решение нестандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры. | Решение кейс-заданий | -способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных исследовательских задач; - готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач. | 4 | 3 | 5 |
Самостоятельная работа студента по теме | ||||||
Подготовка кейс-заданий | - разработка практических проблемных ситуаций на основе анализа результатов полученных знаний. | Кейс-задание | -формирование целей кейса; -определение проблемной ситуации; -построение содержания кейса; - приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (документы, публикации, фото, видео и др.); -предложение возможного решения проблемы. | 4 | 3 | 5 |
Итого по теме № 3 | 10 | 9 | 15 | |||
Итоговое задание по дисциплине | -выполнение предложенных тестовых заданий. | Тест | -правильность выполнения (критерии оценивания прилагаются к тестовым заданиям) | 2 | 0 | 66 |
Итого по дисциплине | 32 (1 з.е.) | 19 | 121 |
6. Оценочные средства.
6.1. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.» (Приложение 1.).
6.2. Условия выставления оценок при проведении промежуточной аттестации по дисциплине «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с технологической картой по дисциплине обучающийся выполняет предусмотренные программой задания, за которые получает определённое количество баллов (минимальное/максимальное).
По результатам всех выполненных заданий, суммируется общее количество баллов, полученных студентом за работу, что соответствует определённой оценке. (Приложение 2.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...
Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...