«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании».
методическая разработка по истории
Мастер- класс содержит интересные формы преподавания истории и обществознания, новые методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_pedagoga_afanasovich_m.a.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании».
Подготовила педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского
Афанасович Мария Александровна
Цель: ознакомить педагогов с формами и методами организации учебного занятия, применяемыми в при реализации программ социально-гуманитарной направленности.
Задачи;
- Рассмотреть основные формы и методы, применяемые при реализации программ социально-гуманитарной направленности.
- Мотивировать педагогов к внедрению представленных форм и методов для использования в своей работе.
ВВЕДЕНИЕ – 2 минуты.
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу ознакомить вас с некоторыми формами и методами обучения и воспитания, которые я использую на своих занятиях и в ходе проведения воспитательных мероприятий.
- Создание творческого урока, как говорил директор Центра дистанционного образования «Эйдос», почётный работник общего образования Российской Федерации Андрей Викторович Хуторской, - это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает условия для творчества учеников.
Сделать современное занятие обучающим сегодня становится сложнее и сложнее, ведь в данном контексте разработки модели занятия стоит задача достучаться до сердца и души ребенка.
СЛАЙД 2
Сегодня педагог дополнительного образования должен:
- основываться на социальном заказе общества;
- обладать психолого-педагогическими знаниями;
- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности, которое позволило бы разным детям с разными интересами найти для себя занятие по душе;
- должен располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- отражать региональные особенности и традиции.
Для организации творческой деятельности своих учеников, я строю занятия так, чтобы они в учебной деятельности самостоятельно открывали новое, анализировали, сопоставляли, спорили, дискутировали, реализовывали свои возможности.
А этому мне помогают игровые приемы: интервью с историческим героем. Аукцион, рекламный плакат, урок - «путешествие в прошлое» и другие.
На нашем мастер-классе я познакомлю Вас с некоторыми формами и приемами.
Часть 1.
Реализуя программу «Я и социум», мы с учениками постоянно находимся в диалоге. Мне приходится начинать с я высказываний, а ученики продвигают позицию «Общества, или наоборот.
Что это за метод? Почему я использую этот метод?
СЛАЙД 3. Техника «Я – высказывание».
Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.
Техника «Я – высказывание» – это способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить свое мнение. Я – высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника. (ТОЛЬКО НА СЛАЙДЕ!!)
Я-высказывание – форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих.
«Я-высказывание» – хороший прием, смягчающий конфликт и предупреждающий конфликтные ситуации.
Я – высказывания можно эффективно применять при изучении разделов «Место человека в обществе» и «Социальное и культурное пространство современного общества», а особенно эффективна данная техника в теме «Конфликтология».
Но перед выполнением первого задания Вам необходимо распределиться по группам в соответствии с выбранным цветом, который Вы получили при входе на занятие.
(Коллеги рассаживаются по группам в круги).
Мы будем работать в 3-х группах. Условно группы имеют название «Да-группа», «Нет – группа», «Эксперт – группа». Однако каждый участник мастер-класса на занятии сможет поучаствовать в каждой поименной группе.
Приступаем к упражнению – «Я -высказывания».
СЛАЙД 4. Задание группам: в коридоре дерутся школьники. Педагога не замечают, на его слова не реагируют. Причина драки: одним ребенок обозвал другого, задев его национальные чувства.
1 группа - Да –группа. Доказать, что драка – это правомерное средство, так как не только его, но и семью и его народ оскорбили.
2 группа - Нет – группа. Доказать, что драка – это неправомерное средство, которое только усугубит ситуацию – конфликт.
3 группа - Эксперт – группа. Озвучивают решение о работах группы 1 и 2.
Время работы в группе 2 минуты. Защита задания группы – 1 минута.
Часть 2. Работа в группах. 2 минуты
Часть 3. Защита по группам. 3 минуты
Часть 4. Подведение итога данного упражнения. 1 минута.
Завершит эту часть мастер-класса хочу Сказом о Богатыре и Драконе.
«Как-то пошел Богатырь к реке. А на берегу реки Дракон лежит. И стал Биться Богатырь с Драконом. Бились день, бились два, бились три, и упали оба обессиленные на траву.
Чуть дыша, Дракон спрашивает:
- Чего тебе надо, Иван- Богатырь?
- Водицы напиться.
- Так пил бы! Зачем биться начал?»
Так и в нашем жизни бывает: не разобравшись порой в чем дело или почему люди спорят, мы неосознанно вступаем в конфликт, осложняя жизнь и себе и людям.
Вот так мы с ребятами подходим к разработке правил компромиссного взаимодействия в обществе.
Однако, я – высказывания не всегда рациональны при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью групп, деятельностью общества. И тогда на занятиях я пользуюсь методом «Три угла».
ИТОГО: 10 минут
Часть 5. 2 минуты. Слайд 5.
Метод, который наглядно поможет ученикам посмотреть на проблему со всех сторон называется «Три угла». Группа учеников делится на три подгруппы, которые образуют треугольник. Группы сменяют друг друга в разных углах, а вместе с этим и позицию по теме, которую сейчас изучают.
Например, один угол это «за», другой «против», а третий — «нейтральный».
В данном методы мы говорим о формирования умения рассуждать.
«Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, авторскую оценку, модальные слова».
СЛАЙД 6.
Задание 2. Данный метод используется при изучении раздела «Социальное и культурное пространство современного общества», в частности на занятии «Социальные статусы и роли».
Итак, легенда: «Чтобы достичь результата надо всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, полагаться только на то, что видел и слышал».
Теперь каждая группа меняет свой статус:
1 группа – Нет – группа.
Задание: доказать, что утверждение является неверным.
2 группа – Да - группа
Задание: доказать, что утверждение является верным.
3 группа – Эксперт – группа.
Задание: уравновесить мнение предыдущих групп: нельзя всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, всегда важно проверять свои ощущения на практике (подсказка педагогам 3 группы).
Время работы в группе 2 минуты. Защита задания группы – 1 минута.
Часть 6. Работа в группах. 2 минуты
Часть 7. Защита по группам. 3 минуты
Часть 8. СЛАЙД 7. СНЯТЬ БЕЗ АУДИТОРИИ!!!
И эту часть мастер-класса хочу завершить притчей о короле, который хотел выбрать себе министра.
Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. ”Кто сможет открыть ее?“ — спросил король. Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили ”нет“ и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.
Король сказал: ”Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать“.
Часть 9. ВСЯ АУДИТОРИЯ ВИДНА! Слайд 8.
В первых двух упражнениях развиваются такие способности ученика как:
- умение формировать и отстаивать свою позицию;
- командный дух;
- коммуникативная культура;
- умение аргументировать, искать доказательства и примеры для доказательств;
- умение строить деловое рассуждение на социальную тему.
Эти же умения ребенка затем используются на практике в теме «Дебаты». В программе задается сложная тематика дебат, но сегодня мы коротко рассмотрим данную технологию как форму организации не только учебного занятия, но и воспитательного мероприятия.
Слайд 9.
АУДИОТРЕК Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента (НА СЛАЙДЕ)
Вы неоднократно становились участниками методики «Дебаты», поэтому я раздам Вам дидактический материал данной методики (Приложение 1), а мы снова поменяемся в группах и в соответствии с методикой проведем доказательство или опровержение тезиса.
Теперь каждая группа меняет свой статус:
1 группа – Эксперт – группа.
Задание: Эксперты - судьи оценивают ораторские способности выступающих, подводят итог, результаты аргументируют.
2 группа – Нет – группа.
Задание: доказать, что тезис является неверным. Вам в помощь я даю пакет №1 - отрицающий кейс (приложение 2). Можете использовать его или найти в интернете другие подтверждения.
3 группа – Да – группа. Задание: доказать, что тезис является верным. Вам в помощь я даю пакет №2- утверждающий кейс (приложение 2). Можете использовать его или найти в интернете другие подтверждения.
Слайд 10.
ТЕЗИС: Квартира человека - показатель его как личности?
Время работы в группе 2 минуты. Защита задания группы – 1 минута.
При этом участники группы 1 – судьи могут подходить к группам и делать записи для своего итога.
Я буду выступать в роли тайм-кипера и следить за регламентом.
Часть 10. Работа в группах.
Часть11. Защита по группам.
Часть 12. Заключение по упражнению.
В заключении этой части мастер-класса хочу отметить, что дебаты - это интеллектуальная игра и ее основное назначение - обучение приемам дискуссии, развитие ключевых компетенций, таких как коммуникативная, социально-личностная, исследовательская, сотрудничества. Основное назначение дебатов - достижение истины и консенсуса. Внедрение подобных форм продиктовано требованиями времени. Дебаты помогают ученику научиться умению правильно вести полемическую беседу, а от этого зачастую зависят успех дела и личная карьера (на фоне слайда 9).
Часть 13. Рефлексия. Слайд 11
Прошу Вас ответить на вопрос:
«Какие способности Вы совершенствовали (а ученик будет развивать у себя) в ходе использования тех форм, техник и методов организации обучения и воспитания детей, которые применяются в дополнительном образовании сегодня?».
Часть 14. 1 минута.
ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ.
Часть 15. Подведение итогов.
Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно, ведь со временем общество меняется. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые инновационные формы проведения и организации занятий в системе дополнительного образования. Только в таком случае обучение пойдет обучающимся на пользу ( на фоне слайда)
Я хочу поблагодарить Вас за участие в мастер- классе. Вы хорошо справились с заданиями. Были очень интересными аргументы и доказательства в каждой фокус-группе. Во время рефлексии я услышала новые для себя комментарии по вопросу развития и совершенствования качеств личности, которые тоже буду учитывать в своей работе. Таким образом я получила обратную связь, за что тоже Вас благодарю. Спасибо за занятие. Давайте сами себе похлопаем. Мы – молодцы! До свидания.
Приложение 1.
Методика «Дебаты». Инструкция.
Утверждающая команда доказывает этот тезис, а отрицающая сторона доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна, то есть что ранние браки, напротив, более прочные. Регламент игры должен соблюдаться неукоснительно.
Порядок выступлений | Спикер | Время выступления | Роль спикера |
1 | Первый спикер утверждающей команды (У-1) | 6 мин. | -Представляет утверждающую команду; -формулирует тему дебатов, показывает её актуальность; -заявляет позицию своей команды; -объясняет ключевые понятия (слова) темы; -выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей команды, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы. |
2 | Третий спикер отрицающей команды (О-3) задаёт вопросы, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы, первому спикеру утверждающей команды | 3 мин. | О-3 задаёт перекрёстные вопросы У-1 с целью принизить значение аргументов У-1; У-1 отвечает на вопросы. В этот диалог, который должен вестись цивилизованно, никто не вмешивается. У-2 вправе только отвечать на вопросы О-3. О-3 практически делает анализ выступления У-1, находит слабые стороны выступления, обращает внимание судей и зрителей на нестыковки, неубедительные аргументы, поэтому он должен внимательно слушать спикера команды соперников, чтобы выявить ошибки. Вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции собственной команды. |
3 | Первый спикер отрицающей команды | 6 мин. | -Представляет свою команду; -формулирует тезис отрицания; опровергает аргументы У-1, выдвигая альтернативные. |
4 | Третий спикер утверждающей команды (У-3) задаёт вопросы, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы, первому спикеру отрицающей команды (У-3) | 3 мин. | У-3 задаёт перекрёстные вопросы О-1 с целью принизить значение аргументов О-1; О-1 отвечает на вопросы. В этот диалог, который должен вестись цивилизованно, никто не вмешивается. У-3 практически делает анализ выступления О-1, находит слабые стороны выступления, обращает внимание судей и зрителей на нестыковки, неубедительные аргументы, поэтому он должен внимательно слушать спикера команды соперников, чтобы выявить ошибки. Вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции собственной команды. |
5 | Второй спикер утверждающей команды (У-2) | 5 мин. | Опровергает аргументы, представленные О-1; Акцентирует внимание на аргументах своей команды, усиливая ее позицию, представляет новые доказательства |
6 | Первый спикер отрицающей команды(О-1) | 3 мин. | О-1 задаёт перекрёстные вопросы с целью принизить значение аргументов У-2; тот отвечает на вопросы. |
7 | Второй спикер отрицающей команды(О-2) | 5 мин. | Опровергает аргументы, представленные У-1; Акцентирует внимание на аргументах своей команды, усиливая ее позицию, представляет новые доказательства |
8 | Первый спикер утверждающей команды (У-1) | 3 мин. | У-1 задаёт перекрёстные вопросы с целью принизить значение аргументов О-2; тот отвечает на вопросы. |
9 | Третий спикер утверждающей команды (У-3) | 5 мин. | Представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии; -выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд; Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны; Делает эффектное заключение. |
10 | Третий спикер отрицающей команды(О-3) | 5 мин. | Представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии; -выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд; Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны; Делает эффектное заключение. |
I . Подготовка к игре
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу;
- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.
Работа с информацией по теме:
- активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
- поиск информации с использованием различных источников;
- систематизация полученного материала;
- составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
- формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
- построение стратегии отрицающей стороны;
- умение правильно формулировать вопросы;
- овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
- овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.
II. Игра
Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.
Форма дебатов
У1 — первый спикер команды утверждения;
О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.
Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
Регламент «Дебатов»
Выступление У1 3 минуты
Вопросы ОЗ к У1 3 минуты
Выступление 01 3 минуты
Вопросы УЗ к 01 3 минуты
Выступление У2 4 минуты
Вопросы 01 к У 2 3 минуты
Выступление 02 4 минуты
Вопросы У1 к 02 3 минуты
Выступление УЗ 3 минуты
Выступление 03 3 минуты
Роли спикеров
Спикер У1:
- представление команды;
- формулировка темы, актуальность;
- определение ключевых понятий, входящих в тему;
- выдвижение критерия (ценность или цель команды);
- представление кейса утверждающей стороны;
- заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер 01:
- представление команды;
- формулировка тезиса отрицания;
- принятие определений ключевых понятий;
- атака или принятие критерия оппонентов;
- опровержение позиции утверждения;
- представление кейса отрицающей стороны
Спикер У2
- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью примеров, доказательств;
- приводит новые доказательства;
- подробно развивает утверждающую позицию;
- опровергает утверждающий кейс
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды
Спикер О2
- восстанавливает отрицающую позицию используя примеры, доказательства;
- приводит новые доказательства;
- подробно развивает отрицающую позицию;
- продолжает опровергать утверждающий кейс
- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды
Спикер У3
- ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
- выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
- не приводит новых аргументов;
- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других)
Спикер О3
- ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
- сосредотачивается на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
- не приводит новых аргументов;
- завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других)
Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.
Приложение 2.
Утверждающий кейс
Отрицающий кейс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....
Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях дополнительного образования
Великая цель образования- это не знания, а действия. Г. Спенсер...
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...
«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» 25.05.2023
Мастер-класс «Арт-терапия в работе педагога дополнительного образования»...
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...
Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании
Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании...
Мастер класс "Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании"
Мастер-класс«Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»...