ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
статья на тему
Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikoladze.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Николадзе С.В., педагог дополнительного образования
На занятия изобразительной деятельностью в условиях ЦППРиК занимаются и нормально развивающиеся дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для последних, как правило, характерно недоразвитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений руки пальцев, беспомощность в изобразительной деятельности, пассивность действий с художественными материалами. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и средней степени интеллектуальной недостаточности, в большинстве, не могут повторить за педагогом простые движения, нарисовать линию, выполнить элементарные изображения по образцу и по представлению. И только после длительного обучения, в ходе которого осуществляется многократное повторение заученных движений, удается достичь видимого результата творческой деятельности.
Часто заученные движения ребенок с ОВЗ выполняет неосознанно, что сказывается на качестве художественного продукта и проявляется в отсутствие целостного изображения. Тогда приходится разрабатывать новые приемы и техники подачи учебного материала.
Коррекционно-развивающая работа педагога дополнительного образования детского объединения художественного профиля предполагает достижение трех основных целей: коррекционной, развивающей и воспитательной.
Для детей с ОВЗ рисуночная деятельность имеет свою специфику, так как в неё включаются коррекционные упражнения и методики, направленные на подготовку к обучению рисования. Дети учатся творить и взаимодействовать в интегрированном детском коллективе.
В становлении изобразительной деятельности ребенка можно выделить несколько стадий:
- первая стадия – стадия «марания». Ребенок играет карандашом по бумаге, выводит какие-то линии. Это происходит примерно в возрасте 2 лет.
- вторая стадия – стадия примитивных изображений ребенком младшего дошкольного возраста. Появляются неровные круги, углы, отрезки линий.
- третья стадия – стадия схематического изображения ребенком среднего дошкольного возраста. Это изображение по определенным правилам, схемам и инструкциям, разработанным педагогом.
- четвертая стадия – стадия правдоподобных изображений ребенком старшего дошкольного возраста. Это отказ от схем, воспроизведение действительного вида предметов. На этой стадии встречаются рисунки с разной степенью совершенства [3].
Ребенок с ОВЗ также может проходить все эти стадии в развитии изобразительной деятельности, только они будут отодвинуты по времени. И стадия «марания» может наблюдаться у ребенка и в дошкольном возрасте и школьном возрасте, в зависимости от степени тяжести нарушения.
Несмотря на имеющиеся у детей с ОВЗ проблемы в развитии рисуночной деятельности (трудности в усвоении графических навыков, приемов изображения, формы, ритма при работе с цветом, при составлении композиции), сам процесс рисования сказывается на них положительно. У них развивается эмоционально-волевая и познавательная сфера, в том числе навыки пространственной ориентации, взаимодействия в коллективе, осуществляется коррекция двигательных нарушений. Дети приобретают художественные знания, умения, навыки, которые являются не целью, а основным средством приобщения ребенка к художественной культуре.
На всем протяжении обучения дети с ОВЗ осваивают элементарные средства художественной выразительности: форму, цвет, линию, ритм, композицию, стараясь добиться все большей самостоятельности в работе, что пробуждает все больший интерес к деятельности.
Непременным условием в комплексном сопровождении и реабилитации детей с ОВЗ является сотрудничество ребенка, педагога и родителей. Родители должны знать, чем занимаются их дети, поддерживать то, чему их учат в Центре. Очень важно, чтобы успех ребенка был замечен и оценен не только педагогом, но и родителями.
В настоящее время в ЦППРиК применяются такие активные формы сотрудничества с родителями как :
- открытые занятия с участием родителей,
- выставки совместных творческих работ детей и родителей,
- подготовка детей к досуговым мероприятиям,
-экскурсионная деятельность в музеи, на выставки,
-участие в мероприятиях и благотворительных акциях,
- участие в тематических семейных мероприятиях.
Каждый педагог должен стремиться к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ, проявлять необходимое терпение и тактичность в общении. Доверие и откровенность, желание поделиться своими радостями и тревогами, достижениями и сомнениями, будут возникать чаще, когда родители почувствуют, что развитие личности их ребенка искренне волнуют педагога.
Занятия изобразительной деятельностью требуют постоянной активной работы педагога на занятиях: во время бесед, показа дидактического материала и наглядных пособий, самостоятельной работы детей, анализа детских работ.
Заниматься обучением изобразительной деятельности можно по-старому, для этого нужно освоить несколько традиционных методик преподавания. Работая с детьми с ОВЗ этого мало, нужно найти еще подход к ребенку, особенностям его личности и психофизическим способностям. Для этого нужна особая методика – не только совокупность приемов и способов преподавания, а искусство моделирования диалога с конкретными детьми. А моделирование – это всегда поиск, выбор вариантов из множества известных и создание собственного варианта на основе опыта прошлого и настоящего.
При организации занятий изобразительной деятельностью нужно ориентироваться на три основных вопроса:
«Для чего учить?» – это определяет цели и задачи (воспитательные, образовательные, практические) работы педагога.
«Чему учить?» – это определяет содержание занятий.
«Как учить ?» – это диктует педагогу необходимость анализа результатов за предыдущие периоды обучения, поиска различных форм, методов и технологий.
Педагог, работающий с детьми, а тем более с детьми с ОВЗ должен постоянно поддерживать и совершенствовать свое педагогическое мастерство, изучать современные достижения и опыт своих коллег-педагогов, находиться в творческом поиске. Наряду со стандартными методиками обучения, использовать нетрадиционные методы и формы работы, современные материалы и технологии, различные способы развития творческих возможностей и способностей детей с ОВЗ. Занятия изобразительной деятельностью требуют постоянной активной работы педагога на занятиях, во время бесед, показа дидактического материала и наглядных пособий, самостоятельной работы детей, анализа детских работ.
Результаты организации обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями зависят от особенностей их психофизического развития, творческих возможностей и способностей, от качества взаимодействия с семьей ребенка, творческой активности и потенциала педагога в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей с ОВЗ.
Литература.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М.: Просвещение, 1974 г.
- Неменский Б.М. Культура - Искусство - Образование: цикл бесед. М.: Центр НХО, 1993 г.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 г.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности в классах для детей с ЗПР
Данный материал в виде презентации, в которой даются особенности детей с ЗПР, рассматриваются принципы, на основе которых построено содержание учебного материала в системе коррекционно-развивающего об...
Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.
В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана необходимость проектной деятельности д...
Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще ...
Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.
Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...
"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"
В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...
Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...
Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...