Адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии
материал

Мамедова Юлия Игоревна

Данная программа составлена ведущим специалистом - учителем- дефектологом совместно с другими специалистами и педагогами ДОУ, для ребенка с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_1.docx86.72 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска

Адаптированная образовательная программа

Милана Б.

____. _____.2015 г.

Утверждено:

Заведующий МАДОУ № 15

___________ Н.В. Глушкова

Рассмотрена и принята на заседании ППк

Протокол № 2

«13» сентября 2021 года

Ведущий специалист

_____________ (учитель-дефектолог Мамедова Ю. И.)

Согласовано

______________ (________________)

     (Подпись родителя)

Срок реализации: с 15. 09. 2021 г. по 13.05. 2022 г.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ребёнка: Милана Б.

Дата рождения: __. __.2015г.

Домашний адрес: ____________________

В соответствии с коллегиальным заключением ПМПК рекомендована образовательная программа: АООП ДО для  детей с задержкой психического развития

Сведения о семье и ближайшем окружении:

Детский сад Милана посещает регулярно,  пропуски только по болезни. Ребенок воспитывается в полной семье. Является единственным ребенком в семье. Приводит ребенка и забирает, чаще всего, мама или бабушка. Мама интересуется развитием и поведением ребенка в детском саду. Рекомендации педагогов старается выполнять, принимает  участие в жизни группы и детского сада: посещает родительские собрания, участвует, совместно с ребенком, в выставках художественно-творческих работ. Отношения с педагогами носят доброжелательный и продуктивный характер.

Общее физическое развитие соответствует возрасту. Движения недостаточно скоординированные. Общеразвивающие упражнения  и основные движения выполняет по показу педагога, страдает качество выполнения: не всегда выполняет самостоятельно, движения нечеткие, неточные, но старается выполнить правильно. В совместные подвижные игры со сверстниками вступает охотно, но не всегда понимает  и выполняет установленные правила в игре.  Мелкая моторика  развита слабо, ведущая рука- правая. Значительные затруднения испытывает при проведении ровных линий в различных направлениях, в прописывании фигур и различных элементов букв и цифр в тетради и прописи, в вырезывании по контуру, в лепке осуществляет слабый нажим на пластилин.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания  сформированы соответственно возрасту. Может самостоятельно одеться и раздеться, при одевании и раздевании присутствует  медлительность, напоминание со стороны педагога по поводу  внешнего вида (заправить футболку, подтянуть штаны и т. д.) Ест  самостоятельно, медленно, столовые приборы (ложку, вилку) держит правильно, за столом  соблюдает правила поведения. Усвоила алгоритм мытья рук, воспроизводит его самостоятельно.

В коммуникативные контакты со  взрослыми вступает, общается в основном на темы бытового характера. Собственная речь представлена  предложениями и фразами. Со сверстниками вступает в речевое взаимодействие ситуативно, в основном в свободных играх. В групповые занятия по развитию речи включается, может ответить на простые вопросы педагога по содержанию литературного произведения, часто на занятиях поднимает руку для ответа, но при этом не продумывает свой ответ или отвечает без привязки к теме разговора (например, что-то вспомнила и спешит рассказать). Может обратиться с просьбой к педагогу (попросить попить, помочь застегнуть одежду).

В сюжетно-ролевых играх, организованных педагогом, участвует, выполняя короткую цепочку игровых действий по подражанию. В самостоятельную деятельность перенос игровых действий не осуществляет. Самостоятельную игру часто не может организовать, при этом наблюдает за игрой сверстников или «примыкает» к девочкам для участия в совместной игре, чаще всего, с куклами.

Элементарные математические представления  сформированы слабо. Осуществляет механический счет в пределах первого десятка с помощью педагога,  цифровое обозначение чисел путает. Счетные операции: присчитывание, отсчитывание от заданного числа,  «больше на», «меньше на», уравнивание множеств – не производит. Геометрические фигуры называет с ошибками. Знает и называет основные цвета.

Временные и пространственные представления не сформированы.Допускает ошибки при назывании времени года по картинке, признаки не называет (перечисляет то, что видит на картинке), не называет последовательность сменяемости времен года,  дней недели. Понимает значение некоторых пространственных предлогов (на, в, под).

В продуктивные виды деятельности  включается охотно.  При закрашивании изображений старается не выходить за контур и не оставлять пробелов. При изображении предметов или объектов требуется помощь педагога. Ориентация на листе бумаги затруднена. В лепке и аппликации действует по подражанию действиям педагога и по поэтапному показу способов выполнения. При вырезывании заготовок отходит от контура, требуется помощь.

Создаёт простейшие  постройки  по подражанию и показу.  Полученные знания и умения в свободную деятельность  переносит частично.

По предложению педагога идет на занятия. На занятиях ведет себя дисциплинированно, соблюдает правила поведения. На занятиях часто не понимает заданий, требуется массивная обучающая, направляющая, сопряженная помощь. Обучаемость низкая. Темп деятельности замедленный.

Свою свободную деятельность самостоятельно организовать может не всегда. Для организации деятельности требуется  предложение со стороны взрослого. Предпочитает игры в кукольном домике, раскрашивание, некоторые настольные игры.

       Поведение спокойное, эмоциональный фон стабильный. Девочка приветливая, доброжелательная, по просьбе взрослого может помочь собрать игрушки, навести порядок, любит дежурить. Аппетит и дневной сон в норме.

Цель и задачи:

Цель: Создание условий для коррекции нарушений развития ребенка через комплексное сопровождение в воспитательно-образовательном процессе специалистами дошкольного учреждения.

Задачи:

Речевое развитие

Развитие импрессивной стороны речи

  •  привлекать внимание к изменению значения слова с помощью грамматических форм (приставок, суффиксов, окончаний);
  • разъяснять смысловое значение пословиц, метафор, крылатых выражений и др.;
  • учить воспринимать и воспроизводить различные интонации (повествовательную, восклицательную, вопросительную); понимать смыслоразличительную функцию интонации.

Стимуляция речевого общения

  • учить участвовать в  ситуациях общения для обеспечения мотивации к речи;
  • побуждать к обращению к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями

      (т. е. к использованию различных типов коммуникативных высказываний);

  • обучать умению отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные

      ситуации с помощью речи.

Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок

  • закреплять и автоматизировать правильное произнесение всех звуков в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителя-логопеда;
  • развивать умение изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом;
  • вырабатывать правильный темп речи;
  • работать над четкостью дикции;
  • работать над интонационной выразительностью речи.

Развитие фонематических процессов (фонематического слуха как способности дифференцировать фонемы родного языка и фонематического восприятия как способности к звуковому анализу)

  • учить  выполнять графические задания, ориентируясь на свойства звуковых сигналов (долготу звука): проведение линий разной длины карандашом на листе бумаги в соответствии с произнесенным педагогом гласным звуком;
  • учить дифференцировать на слух слова с оппозиционными звуками (свистящими и шипящими, твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными);
  • учить подбирать картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук;
  • учить выделять гласный под ударением в начале и в конце слова, звонкий согласный в начале слова, глухой согласный - в конце слова;

Расширение, обогащение, систематизация словаря

  •  учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;
  •  Формировать обобщающие понятия.

Формирование грамматического строя речи

  • закреплять правильное использование  в речи грамматических форм слов;
  • развивать умение анализировать выраженную в предложении ситуацию;

Развитие связной диалогической и монологической речи:

  • формировать умения участвовать в диалоге;
  • развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки, описательных рассказов и рассказов из личного опыта;

Подготовка к обучению грамоте

  • формировать навыки осознанного анализа и моделирования звуко-слогового состава слова с помощью фишек;
  • учить дифференцировать употребление терминов «предложение» и «слово» с использованием условно-графической схемы предложения;
  • упражнять в умении составлять предложения по схемам;
  • закреплять умение давать фонетическую характеристику заданным звукам;

Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму

  • учить выполнять графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции;
  • учить  копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов;
  • учить проводить различные линии и штриховку по указателю – стрелке;

Социально-коммуникативное развитие

               Ребенок в семье и обществе

  • формировать средства межличностного взаимодействия  в ходе специально созданных ситуаций и в самостоятельной деятельности, побуждать  использовать речевые и неречевые средства коммуникации; учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);
  • создавать условия для совместных действий детей и взрослых;
  • вызывать интерес и положительный эмоциональный отклик при проведении праздников (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, Выпускной праздник в детском саду и др.)
  • формировать чувства  уважения к другому человеку, взрослому, сверстнику;
  • развивать социальные эмоции: эмпатию, побуждать к сочувственному отношению к товарищам, к оказанию им помощи; формировать, внимательное и уважительное отношение к близким взрослым; окружающим детям;
  • развивать умение разрешать конфликтные ситуации, используя диалог;
  • формировать адекватную самооценку в совокупности эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя «я хороший» и умения критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение;

Формирование навыков самообслуживания. Трудовое воспитание.

  • закреплять усвоение алгоритма действий в процессах умывания, одевания, еды, уборки помещения, используя вербальные и невербальные средства: показ и называние картинок, в которых отражена последовательность действий при проведении процессов самообслуживания, гигиенических процедур
  • развивать способность к элементарному планированию, к произвольной регуляции действий при самообслуживании в бытовой элементарной хозяйственной деятельности;
  • воспитывать  желание трудиться вместе со взрослыми на участке детского дошкольного учреждения, поддерживать порядок на игровой площадке; развивать умение подбирать и применять разнообразные предметы-орудия для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке;
  • стимулировать интерес  к изготовлению различных поделок из бумаги, природного, бросового материалов, ткани и ниток, обращая внимание на совершенствование приемов работы, на последовательность действий, привлекать к анализу результатов труда;
  • закреплять умения сервировать стол по предварительному плану-инструкции (вместе со взрослыми);

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

  • разъяснять назначения различных видов техники и технических устройств (от видов транспорта до бытовых приборов) и обучать элементарному их использованию, учитывая правила техники безопасности;
  • побуждать использовать в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
  • формировать представления  о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник милиции и ГИБДД (регулировщик, постовой милиционер), водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п., и побуждать их отражать полученные представления в игре;
  • учить  называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей);
  • расширять, уточнять и систематизировать представления  о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира: понимать последствия своих действий, уметь объяснить, почему нельзя: ходить по клумбам, газонам, рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, распугивать птиц, засорять водоемы, оставлять мусор в лесу, парке; почему нужно разводить огонь только в присутствии взрослого и в специально оборудованном месте, перед уходом тщательно заливать место костра водой и т. д.;

Направления работы педагога-психолога

  • Формировать умение сосредотачивать внимание на инструкциях педагога, понимать и выполнять их.
  • Учить дифференцировать социально-значимые эмоции.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

  • формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове;
  • развивать способность узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами и с реальными предметами;
  • учить  собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;
  • развивать стереогноз - определять на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнавать и называть их;
  •  развивать  умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины;
  • развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации;

Развитие конструктивной деятельности

  • формировать умение воссоздавать целостный образ путем конструирования из частей;
  • развивать умение действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек;
  • учить замечать и исправлять ошибки;
  • формировать способность к анализу и воспроизведению конструкций по предметному образцу, чертежу, силуэтному изображению;

Формирование элементарных математических представлений

  • учить пересчитывать предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;
  • учить выделять определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносить с количеством пальцев, палочек и другого символического материала, показывать решение на пальцах, счетных палочках и пр.;
  • продолжать учить  образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;
  • знакомить  с количеством в пределах пяти - десяти;
  • развивать цифровой гнозис: учить узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;
  • формировать умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом.
  • приучать выслушивать данные задачи, выделять вопрос;
  • применять способ передачи ее содержания в форме диалога (один говорит первую часть условия, второй — другую, третий задает вопрос);
  • знакомить  с различными символическими обозначениями действий задачи;

Формирование пространственных представлений:

  • развивать  способность ориентироваться в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху - внизу, впереди -сзади, правая - левая рука, в дальнейшем соотносить с правой и левой рукой правую и левую стороны тела;
  • развивать ориентировку в пространстве «от себя» (вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева);
  • учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения, между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции;
  • обращать внимание на понимание и употребление предлогов с пространственным значением;
  • развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;
  • соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки;
  • формировать ориентировку на листе и на плоскости;

Формирование временных представлений:

  • уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев и т. д., так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток;
  • учить понимать и устанавливать возрастные различия между людьми.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  • формировать связи между образом объекта и обозначающим его словом, правильное его понимание и использование (трещит, поскрипывает и пр.);
  • обучать  на основе собственных знаний и представлений умению составлять рассказы и описывать свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы);
  • формировать и закреплять навыки самостоятельного выполнения действий, связанных с уходом за растениями и животными, уборкой помещений, территории двора и др.
  • расширять и углублять представления  о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;
  • расширять и закреплять представления  о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.);
  • формировать и расширять представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны;
  • расширять и уточнять представления о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.);
  • углублять и расширять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
  • расширять представления  о праздниках (Новый год, День рождения, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, Выпускной праздник в детском саду, День учителя, День защитника Отечества, День города, День Победы, спортивные праздники и др.);

Направления работы учителя- дефектолога

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

•        учить составлять рассказы по лексическим темам и описывать свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы);

•        расширять и углублять представления о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;

•        расширять и закреплять представления о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.);

Формирование элементарных математических представлений

•        учить пересчитывать предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;

•        учить образовывать последующее число, добавляя один объект, к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;

•         учить выделять определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносить с количеством пальцев, палочек и числовых карточек в пределах 10;

•        Учить соотносить количество предметов с графическим изображением (цифрой 1-9).

Величина

•        учить дифференцировать понятия величины «низкий» - «высокий», «длинный» - «короткий», «тонкий» - «толстый», «узкий» - «широкий»;

•        учить ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных;

Форма

•        учить дифференцировать плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, соотносить их с образами предметов;

•        учить узнавать, называть и показывать объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами и с реальными предметами;

Развитие зрительного восприятия

•        учить создавать целостное изображение предмета из 4-5 частей, складывать разрезные картинки, увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;

•        учить распознавать и называть предметы на зашумленном изображении;

Ориентировка в пространстве и во времени

•        развивать способность ориентироваться в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху - внизу, впереди - сзади, правая - левая рука;

•        учить  дифференцировать и использовать в собственной речи предлоги с пространственным значением;

•        формировать понимание временной последовательности событий, временных причинно-следственных зависимостей (Что сначала - что потом? Что чем было - что чем стало?).

Направления работы педагога-психолога

Обогащать  чувственный и сенсорно - перцептивный опыт.

Формировать стойкий познавательный интерес к образовательной деятельности, продуктивную активность на занятиях.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие детского творчества

  • учить  анализировать строение предметов, выделять форму, цвет целого объекта и его частей, отражать их с помощью различных изобразительных средств;
  •  учить передавать строение человеческого тела, его пропорции;
  • учить понимать сигнальное значение цвета, его теплых и холодных оттенков (зимний пейзаж - летний пейзаж - осенний пейзаж);
  • развивать целостность восприятия, передавать целостный образ в предметном рисунке, отражая структуру объекта;
  • развивать конструктивный праксис, ручную умелость, закрепляя технические навыки лепки;
  • знакомить с алгоритмами деятельности при изготовлении поделок с помощью аппликации;
  • развивать чувство изобразительного ритма, выполняя  задания, включающие наклеивание заготовок, учить составлять простейшие декоративные узоры по принципу повторности и чередования;
  • учить  определять свой замысел, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его, объяснять после окончания работы содержание получившегося изображения;
  • поддерживать стремление  к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
  • побуждать  изображать себя, свою семью, окружающих взрослых и сверстников;
  • учить оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом;
  • знакомить  с народными промыслами, приобщать к некоторым видам росписи, воспитывать эстетические чувства.

Музыкально-ритмическая деятельность

  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • развитие самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

  • Учить координировать движения в играх с мячами разных размеров и с набивным мячом, взаимодействовать с партнером при ловле и бросках мяча;
  • Учить  сохранять заданный темп во время ходьбы (быстрый, средний, медленный);
  • Совершенствовать прыжки с высоты 20— 25 см, держась за опору и без нее, в длину с места (не менее 60 см). 

  1. Содержательный раздел

Сентябрь

Декабрь

Май

Речевое развитие

Развитие импрессивной стороны речи

  • изменяет значения слова с помощью грамматических форм (приставок, суффиксов, окончаний);
  • разъясняет смысловое значение пословиц, метафор, крылатых выражений и др.;
  • воспринимает и воспроизводит различные интонации (повествовательную, восклицательную, вопросительную).

Стимуляция речевого общения

  • участвует в  ситуациях общения;
  • обращается к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями;
  • умеет отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи.

Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок

  • правильно произносит  звуки в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителя-логопеда;
  •  изменяет силу голоса: говорит громко, тихо, шепотом;
  • выработан правильный темп речи;
  • умеет произносить слова четко;
  • речь  интонационно выразительна.

Развитие фонематических процессов (фонематического слуха как способности дифференцировать фонемы родного языка и фонематического восприятия как способности к звуковому анализу)

  • выполняет графические задания, ориентируясь на свойства звуковых сигналов (долготу звука): проведение линий разной длины карандашом на листе бумаги в соответствии с произнесенным педагогом гласным звуком;
  •  дифференцирует на слух слова с оппозиционными звуками (свистящими и шипящими, твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными);
  • подбирает картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук;
  •  выделяет гласный под ударением в начале и в конце слова, звонкий согласный в начале слова, глухой согласный - в конце слова;

Расширение, обогащение, систематизация словаря

  •  подбирает антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;
  •  Употребляет в речи обобщающие понятия.

Формирование грамматического строя речи

  •  правильно используетв речи грамматические формы слов;
  •  анализирует выраженную в предложении ситуацию;

Развитие связной диалогической и монологической речи:

  •  участвует в диалоге;
  •  составляет цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки, описательных рассказов и рассказов из личного опыта;

Подготовка к обучению грамоте

  • сформированы навыки  анализа и моделирования звуко-слогового состава слова с помощью фишек;
  •  дифференцирует употребление терминов «предложение» и «слово» с использованием условно-графической схемы предложения;
  •  составляет предложения по схемам;
  •  умеет давать фонетическую характеристику заданным звукам;

Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму

  • выполняет графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции;
  •  копирует точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов;
  •  проводит различные линии и штриховку по указателю – стрелке;

Социально-коммуникативное развитие

               Ребенок в семье и обществе

  •  пользуется различными типами коммуникативных высказываний (задает вопросы, строит простейшие сообщения и побуждения);
  • принимает участие в совместных действиях детей и взрослых;
  •  положительно эмоционально откликается и проявляет интерес при проведении праздников (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, Выпускной праздник в детском саду и др.)
  • Испытывает чувство уважения к другому человеку, взрослому, сверстнику;
  • развиты социальные эмоции: эмпатия,  сочувственное отношение к товарищам,  оказание им помощи;  уважительное отношение к близким взрослым; окружающим детям;
  •  умеет разрешать конфликтные ситуации, используя диалог;
  • сформирована адекватная самооценка в совокупности эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя «я хороший» и умение критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение;

Формирование навыков самообслуживания. Трудовое воспитание.

  •  усвоила алгоритм действий в процессах умывания, одевания, еды, уборки помещения;
  •  Умеет элементарно планировать действия при самообслуживании, в бытовой, элементарной хозяйственной деятельности;
  • проявляет желание трудиться вместе со взрослыми на участке детского дошкольного учреждения, поддерживать порядок на игровой площадке; развиты умения подбирать и применять разнообразные предметы-орудия для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке;
  • проявляет интерес  к изготовлению различных поделок из бумаги, природного, бросового материалов, ткани и ниток, сформированы приемы работы, знает последовательность действий;
  • сервирует стол по предварительному плану-инструкции (вместе со взрослыми);

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

  • знает назначения различных видов техники и технических устройств (от видов транспорта до бытовых приборов), правила их использования;
  •  использует в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
  • сформированы представления  о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник милиции и ГИБДД (регулировщик, постовой милиционер), водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п.;
  • знает и может набрать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями);
  • сформированы  представления  о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира: понимает последствия своих действий, умеет объяснить, почему нельзя: ходить по клумбам, газонам, рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, распугивать птиц, засорять водоемы, оставлять мусор в лесу, парке; почему нужно разводить огонь только в присутствии взрослого и в специально оборудованном месте, перед уходом тщательно заливать место костра водой и т. д.;

Педагог-психолог

Понимает и выполняет инструкции педагога в образовательной деятельности.

Понимает эмоциональные состояния, реакции, способна к эмпатии.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

  • закрепляет в слове эталонные представления о цвете, форме, величине;
  • узнает и называет объемные геометрические тела и соотносит их с плоскостными образцами и с реальными предметами;
  •   собирает целостное изображение предмета из частей, складывает разрезные картинки;
  • определяет на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнает и называет их;
  •  ориентируется в сериационном ряду по величине, включая элементы в ряд, сравнивая элементы ряда по параметрам величины;
  •  исключает лишний предмет, обосновывая выбор принципа классификации.

Развитие конструктивной деятельности

  • воссоздает целостный образ путем конструирования из частей;
  •  действует двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек;
  •  замечает и исправляет ошибки;  
  •  воспроизводит конструкции по предметному образцу, чертежу, силуэтному изображению;

Формирование элементарных математических представлений

  • пересчитывает предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;
  • выделяет определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносит с количеством пальцев, палочек и другого символического материала, показывает решение на пальцах, счетных палочках и пр.;
  • образовывает последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;
  • ориентируется в количестве предметов  в пределах пяти -десяти;
  • узнает знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;
  •  называет числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирает соответствующую цифру к количеству объектов, выделяет цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называет их обобщающим словом.
  •  выделяет вопрос в задаче;
  •  передает  содержание задачи в форме диалога (один говорит первую часть условия, второй — другую, третий задает вопрос);
  • знает различные символические обозначения действий задачи;

Формирование пространственных представлений:

  •  ориентируется в телесном пространстве, осваивая координаты: вверх у -внизу, впереди - сзади, правая - левая рука,  соотносит с правой и левой рукой правую и левую стороны тела;
  •  ориентируется в пространстве «от себя» (вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева);
  •  воспроизводит пространственные отношения между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции;
  • правильно употребляет предлоги с пространственным значением;
  •  ориентируется в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;
  • соотносит плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки;
  •  ориентируется на листе и на плоскости;

Формирование временных представлений:

  •  называет дни недели, месяцы и т. д.,  понимает последовательность и цикличность времен года, месяцев, дней недели, времени суток;
  •  понимает и устанавливает возрастные различия между людьми.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  • устанавливает связи между образом объекта и обозначающим его словом, правильно его понимает и использует (трещит, поскрипывает и пр.);
  • умеет составлять рассказы и описывать свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы);
  •  самостоятельно выполняет действия, связанные с уходом за растениями и животными, уборкой помещений, территории двора и др.
  • имеет представления  о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;
  • имеет представления  о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.);
  • сформированы представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны;
  • сформированы представления о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.);
  • сформированы представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
  • сформированы представления  о праздниках (Новый год, День рождения, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, Выпускной праздник в детском саду, День учителя, День защитника Отечества, День города, День Победы, спортивные праздники и др.);

Учитель- дефектолог

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

•        составляет рассказы по лексическим темам и описывает свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы);

•        владеет представлениями о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;

•        владеет представлениями о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.);

Формирование элементарных математических представлений

•        пересчитывает предметы по заданию «Посчитай», пользуется перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;

•        образовывает последующее число, добавляя один объект, к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;

•         выделяет определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносит с количеством пальцев, палочек и числовых карточек в пределах 10;

•        соотносит количество предметов с графическим изображением (цифрой 1-9).

Величина

•        дифференцирует понятия величины «низкий» - «высокий», «длинный» - «короткий», «тонкий» - «толстый», «узкий» - «широкий»;

•        ориентируется в сериационном ряду по величине, включает элементы в ряд, сравнивает элементы ряда по параметрам величины, употребляет степени сравнения прилагательных;

Форма

•        дифференцирует плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, соотносит их с образами предметов;

•        узнаёт, называет и показывает объемные геометрические тела и соотносит их с плоскостными образцами и  реальными предметами;

Развитие зрительного восприятия

•        создаёт целостное изображение предмета из 4-5 частей, складывает разрезные картинки, увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;

•        распознаёт и называет предметы на «зашумленном» изображении;

Ориентировка в пространстве и во времени

•        ориентируется в телесном пространстве, осваивая координаты: вверху - внизу, впереди - сзади, правая - левая рука;

•        дифференцирует и использует в собственной речи предлоги с пространственным значением;

•        понимает и устанавливает временную последовательность событий, временных причинно-следственных зависимостей (Что сначала - что потом? Что чем было - что чем стало?).

Педагог-психолог

Самостоятельно дифференцирует предметы по разным признакам (цвет, форма, величина, вкус, звук).

Проявляет выраженный эмоционально-познавательный интерес и продуктивную активность  в образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка, аппликация, рисование

  • анализирует строение предметов, выделяет

 форму, цвет целого объекта и его частей, отражает их с помощью различных изобразительных средств;

  •  передает строение человеческого тела, его пропорции;
  •  понимает сигнальное значение цвета, его теплых и холодных оттенков (зимний пейзаж - летний пейзаж - осенний пейзаж);
  •  передает целостный образ в предметном рисунке, отражая структуру объекта;
  • сформированы технические навыки лепки;
  • владеет алгоритмами деятельности при изготовлении поделок с помощью аппликации;
  •  составляет простейшие декоративные узоры по принципу повторности и чередования;
  •  определяет свой замысел, словесно его формулирует, следует ему в процессе работы, объясняя после окончания работы содержание получившегося изображения;
  • использует различные средства и материалы в процессе изобразительной деятельности;
  •  изображает себя, свою семью, окружающих взрослых и сверстников;
  •  оценивает свои работы путем сопоставления с натурой и образцом;
  • Воспроизводит элементы некоторых видов росписи.

Музыкальное развитие

  • Сформированы элементарные представления о видах искусства;
  • Воспринимает музыку, художественной литературы, фольклора;
  • Сформированы навыки сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Сформированы навыки самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной)

Физическое развитие

  • Умеет координировать движения в играх с мячами разных размеров и с набивным мячом, взаимодействовать с партнером при ловле и бросках мяча;
  • Умеет сохранять заданный темп во время ходьбы (быстрый, средний, медленный);
  • Умеет выполнять прыжки с высоты 20— 25 см, держась за опору и без нее, в длину с места (не менее 60 см). 

Критерии оценивания:

+   выполняет       #  с помощью педагога-   не выполняет

План взаимодействия с родителями на 2021 – 2022 учебный год группы

месяц

Тема

Форма взаимодействия

Ответственные

Сентябрь

«Я в Навигаторе!»

Регистрация и подача заявок на дополнительное образование дошкольников в Навигаторе дополнительных образовательных программ

Воспитатели группы

«Значение режима  в воспитании детей»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«Мое безопасное лето!»

Фотовыставка

Воспитатели группы

«Растим сознательных пешеходов»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«Сегодня дошколята-завтра ученики!»

Родительское собрание

Воспитатели группы

Октябрь

 «Яркие краски осени»

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми

Воспитатели группы, родители, дети

«Разделяя, защищаю природу»

.

Экологическая акция по пропаганде сортировки бытового мусора

Воспитатели группы, родители, дети

«Организация домашнего досуга дома»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«Формирование готовности к овладению навыками письма»

Консультации

Воспитатели группы, учитель-дефектолог

«Что должны знать родители, находясь с ребенком на улице»

Консультация по ПДД

Воспитатели группы

Осень в гости к нам пришла

Детский праздник

Муз. руководитель, воспитатели группы, родители, дети

Ноябрь

 «Упражнения для развития связной речи дошкольника»

Брошюра

Воспитатели группы, учитель-логопед

 «Профилактика простудных заболеваний»

Наглядно-информационные материалы

Воспитатели группы, мед. работники

«Лучшая на свете мамочка моя»

Фотовыставка

Воспитатели группы

«Природа нашего города»

Оформление фотогазет совместно с родителями и детьми

Воспитатели группы, родители, дети

«Мама- нет слова на свете дороже»

Детский праздник

Муз. руководитель, воспитатели группы, родители, дети

«Пути преодоления девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения»

Индивидуальная консультация

Педагог-психолог

Декабрь

«Зрительные тренажеры»

Консультация

Воспитатели группы, мед. сестра-ортоптистка

«Как организовать детский праздник дома»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

 «Приемы стимулирования и развития речи в домашних условиях детей с ОВЗ».

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы, учитель-дефектолог Мамедова Ю.И.

«Волшебница - зима»

Выставка творческих работ, изготовленных совместно с родителями и детьми

Воспитатели группы, родители, дети

«Новогодние приключения»

Детский праздник

Муз. руководитель, воспитатели группы, родители, дети

«Взаимодействие родителей со специалистами и воспитателями для коррекции нарушений в развитии (поведения, речи, интеллекта)»

Индивидуальная консультация

Педагог-психолог Железнова Е.Р.

Январь

«Результаты коррекционно – педагогической работы с детьми»

Индивидуальные беседы с родителями

Воспитатели группы, специалисты ДОУ

«Всей семьёй в театр»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«Речевое развитие старших дошкольников»

Групповое родительское собрание

Воспитатели группы, учитель-логопед

«Витамины и здоровый организм»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«Речевые игры по дороге домой»

Наглядно - информационные материалы (изготовление памяток, листовок, буклетов с рекомендациями специалистов)

Воспитатели группы

 «Покормите птиц зимой!»

Акция

Воспитатели группы, родители, дети

Февраль

«Осторожно, лёд!»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«На страже Родины моей!»

Выставка совместных творческих работ

Воспитатели группы, родители, дети

«Наши папы»

Оформление фотовыставки, фотогазеты

Воспитатели группы, родители, дети

 «Артикуляционная гимнастика дома»

Брошюра

Воспитатели группы

«Юные защитники Отечества»

Спортивный праздник

Муз. руководитель, физ. руководитель, воспитатели группы, родители, дети

Март

«Воспитание у детей интереса к чтению»

Консультация

Воспитатели группы, учитель-дефектолог

«Роль книги в развитии ребёнка. Детская библиотечка в семье»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

«Мама и я, счастливые мгновения»

Фотовыставка, фотогазета

Воспитатели группы, родители, дети

«Сегодня мамин праздник!»

Детский праздник

Музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители, дети

 «Чем опасна оттепель на улице»

Памятка

Воспитатели группы

«Создание условий для позитивной социализации дошкольников с ОВЗ при поступлении в школу»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

Апрель

 «Весна красна!»

Развлечение

Воспитатели группы, муз. руководитель, родители, дети

 «Словарный запас ребенка 6-7 лет»

Консультация

Воспитатели группы, учитель-логопед

«Организация физического воспитания в семье»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели  группы

« Комплекс игр и упражнений по коррекции зрения»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели  группы

«Светлый праздник Пасхи»

Организация творческой выставки детско-взрослых работ

Воспитатели группы, родители, дети

Май

«Сотрудничество детского сада и семьи - гарант успешности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении»

- презентация итогов образовательной деятельности ДОУ;

- анализ работы группы за 2021 – 2022 уч. год.

Родительское собрание

Заведующий, воспитатели групп

« Удовлетворенность деятельностью ДОУ за учебный год»

Анкетирование родителей

Воспитатели группы

Неделя памяти «День победы»

Наглядно - информационные материалы, праздничные мероприятия, акции с детьми

Воспитатели  группы, муз. руководитель, родители, дети

«До свиданья, детский сад!»

Выпускной вечер

Воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители, дети

«Лето и безопасность вашего ребёнка»

Наглядно - информационные материалы

Воспитатели группы

План работы с родителями учителя-дефектолога.

Мероприятия

Сроки

  1. Проведение индивидуальных бесед по результатам первичного диагностического обследования ребенка

Сентябрь

2. Анкетирование родителей для сбора анамнеза

Октябрь

3. Проведение индивидуальных бесед и консультаций по возникшим вопросам.

В течение года

3.Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей.

Май

Проведение тематических консультаций

(Оформление консультаций и рекомендаций на стендах в приемной)

1.Давайте знакомиться!

Кто такой учитель-дефектолог?

Сентябрь

2.Использование кинетического песка для развития пространственных представлений.

Ноябрь

3.Игры и упражнения, способствующие формированию математических представлений в домашних условиях.

Январь

4.Говорите с ребенком, это важно!

Март

5.Рекомендации родителям на каникулярное время от учителя-дефектолога.

Май

3.  Организационный раздел

Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.

Режим дня для детей специализированной группы с нарушением зрения

(5 –7 лет)(холодный режим)

Режимные моменты

Время  

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, дежурство, утренняя гимнастика

7.00–8.30

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.30 – 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей /аппаратное лечение

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 10.35

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.35 – 12.10

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

самостоятельная деятельность/ аппаратное лечение

12.10 – 12.20

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.20 - 12.50

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; дневной сон

12.50 - 15.00

Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.10

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность

15.10 – 16.20

Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин

16.20 – 16.45

Игры, самостоятельная деятельность

16.45 – 17.25

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

Уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.25 – 18.00

Режим дня для детей специализированной группы с нарушением зрения

 (5 – 7 лет) (теплый период)

Режимные моменты

Время  

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, дежурство (на улице, по погоде)

7.00–8.25

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.25 – 8.55

Игры, Самостоятельная деятельность детей / аппаратное лечение

8.55 – 10.00

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания;

10.10 – 10.15

Прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.15 – 12.10

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

самостоятельная деятельность/аппаратное лечение

12.10 – 12.20

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.20 – 13.00

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.20

Игры, Самостоятельная деятельность детей

15.20 – 16.20

Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин

16.20 – 16.45

Игры, Самостоятельная деятельность детей

16.45 – 17.20

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

Уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.20 – 18.00

Индивидуальный учебный план (на неделю)

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Уч.-логоп

8.30-8.50

ИКЗ

Пед.-псих

8-40-9.00

ИКЗ

Учитель-дефектолог

8.30-8.50

          ИКЗ

        8.30-8.50

          ИКЗ

Воспитатель

Развитие элементов логического мышления

9.00-9.30

Конструирование

10.20-10.50

ИЗО

15.15-15.45

      РЭМП

  9.35-10.05

Развитие экологических представлений

9.00-9.30

Основы первоначальной грамоты

10.20-10.50

Основы первоначальной грамоты

9.30-10.00

ИЗО

15.15-15.45

РЭМП

9.00-9.30

Худож. литература и развитие речи

9.40-10.05

Развитие пространственных отношений

15.15-15.40

Муз.

 рук

8.55-9.25

(ГЗ)

10.05-10.30

(ГЗ)

Физ. инстр

Физ-ра на воздухе

(ГЗ)

15.10-15.40

(ГЗ)

10.45-11.15

(ГЗ)

Условия для развития ребенка

При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:

•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;

•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

В группе размещены зрительные тренажёры: схемы Базарного, тренажеры Ковалева,  различные лабиринты.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группе размещен центр двигательной активности для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами подобраны комплексы  пальчиковых и зрительных гимнастик, физкультминутки, подвижные игры, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия.

В группе создан центр сенсорики, включающий в себя специальные дидактические пособия и игры. Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Которые позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части,  воссоздавать форму из геометрических фигур.

Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию восприятия формы и величины.

Для доступности ориентировки детей во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность, выделили косяки всех дверей желтым цветом.  

Стараемся сохранять стабильность интерьера для того, чтобы дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, развивающих игр и предметов быта. Ведется работа по разграничению зон («центры»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Ребенок ежедневно посещает кабинет мед. сестры-ортоптистки для получения лечения по назначению врача- офтальмолога.

 Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Программу составили:

Учитель-дефектолог_______________ Ю. И. Мамедова

Учитель-логопед __________________

Педагог-психолог___________________

Музыкальный руководитель ___________

Инструктор по физической культуре_____________

Воспитатель ____________

Воспитатель____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с интеллектуальным нарушением по истории

Рабочая  программа составлена  с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья  ученика 7 « В»  класса Князева Вадима Программа  по истории  в 7 классе опр...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития

Построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ЗПР дошкольного возраста с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития и состояния здоров...