Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени умственной отсталости, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность работ.
Темы данной программы опираются на такие школьные дисциплины, как окружающий природный и социальный мир, математические представления, домоводство.
Занятия по данному предмету представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются частью всестороннего развития личности, расширяют и углубляют познание учащимися окружающего мира, воспитывают любовь к родной природе и родному краю.
Программа носит коррекционную направленность. Занятия способствуют формированию мотивации трудовой деятельности, развитию интереса к разным видам доступной трудовой деятельности. В процессе занятий совершенствуются операции анализа и синтеза, сравнения, умозаключения и обобщения. Происходит коррекция вербальной, образной и двигательной памяти. Развиваются наблюдательность, воображение, моторика. Формируются навыки планирования и контроля самостоятельной деятельности: умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и оборудование, осуществлять задуманное, оценивать результат.
Количество учебных часов планируется в соответствии с учебным планом. Учащимся предлагается для изучения и теоретический материал, и закрепление его на практических упражнениях. Также предполагается посильная работав зеленых уголках школы, на пришкольном участке. В зависимости от темы и задач урока, оснащённости кабинета, могут быть использованы как коллективные, так и индивидуальные формы организации практических работ, но под строгим контролем учителя.
Знания и навыки, приобретённые в период изучения данного предмета, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство по полученной специальности. Предлагаемые темы не являются строго обязательными. Учитель вправе варьировать их по своему усмотрению исходя из возможностей учеников. Допустимо варьировать и продолжительность занятий по той или иной теме. На каждом уроке задание для конкретного учащегося должно быть посильным.
Программа направлена на достижение следующей цели:
- социальная адаптация учащихся;
- подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Содержание предмета «Профильный труд» представлено следующими разделами: «Значение растений в жизни человека», «Виды растений», «Сад и огород», «Сезонные работы в саду и на огороде», «Горох», «Фасоль», «Цветочные растения», «Размножение растений», «Цветочные растения открытого грунта», «Пришкольный участок».
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
формировать представления о возрастных изменениях человека;
- ознакомление школьников с основами растениеводства, цветоводства;
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций при работе с почвой, растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._profilnyy_trud.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №2124 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим Советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124» Протокол № ___ от «__» ______ 2018г Протокол № ___ от «__» _____ 2018г
Директор__________________Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
(УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
5 КЛАСС
на 2018 – 2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)
Учитель: Семенова Д.Г.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена на основании основной общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цели:
- социальная адаптация учащихся;
- подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Задачи:
- ознакомление школьников с основами растениеводства, цветоводства;
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций при работе с почвой, растениями.
Общая характеристика учебного предмета
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность работ.
Темы данной программы опираются на такие школьные дисциплины, как окружающий природный и социальный мир, математические представления, домоводство.
Занятия по данному предмету представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются частью всестороннего развития личности, расширяют и углубляют познание учащимися окружающего мира, воспитывают любовь к родной природе и родному краю.
Программа носит и коррекционную направленность. Занятия способствуют формированию мотивации трудовой деятельности, развитию интереса к разным видам доступной трудовой деятельности. В процессе занятий совершенствуются операции анализа и синтеза, сравнения, умозаключения и обобщения. Происходит коррекция вербальной, образной и двигательной памяти. Развиваются наблюдательность, воображение, моторика. Формируются навыки планирования и контроля самостоятельной деятельности: умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и оборудование, осуществлять задуманное, оценивать результат.
Количество учебных часов планируется в соответствии с учебным планом. Учащимся предлагается для изучения и теоретический материал, и закрепление его на практических упражнениях. Также предполагается посильная работав зеленых уголках школы, на пришкольном участке. В зависимости от темы и задач урока, оснащённости кабинета, могут быть использованы как коллективные, так и индивидуальные формы организации практических работ, но под строгим контролем учителя.
Знания и навыки, приобретённые в период изучения данного предмета, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство по полученной специальности. Предлагаемые темы не являются строго обязательными. Учитель вправе варьировать их по своему усмотрению исходя из возможностей учеников. Допустимо варьировать и продолжительность занятий по той или иной теме. На каждом уроке задание для конкретного учащегося должно быть посильным.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 5 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам ухода за растениями. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
- Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности – растениеводство.
- Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
- Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- Умение соблюдать технологические процессы: выращивание и уход за растениями, с учетом особенностей региона.
- Знать и осуществлять самостоятельно некоторые способы размножения овощных и декоративных растений.
- Знать и осуществлять самостоятельно некоторые способы выращивания рассады декоративных цветов.
- знать виды осенних работ в плодовом саду, сроки и правила их проведения;
- Знать некоторые орудия и инвентарь для обработки почвы.
- Знать некоторые орудия и инвентарь для обработки почвы;
- Знать особенности растения гороха;
- Знать особенности растения фасоли;
- Знать виды цветочных растений, условия, необходимые для жизни комнатных растений;
- Самостоятельный уход за комнатными растениями с помощью взрослых;
- Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
- Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Содержание учебного предмета:
Раздел | Краткое содержание раздела |
Значение растений в жизни человека. | Окружающий природный мир. Растения и животные. Значение растений в жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Сходство и различие растений и животных. |
Виды растений. | Виды растений. Деревья и кустарники. Цветы, травы. Комнатные растения. |
Сад и огород. | Фруктовые деревья. Садовые ягоды. Огород. Овощи, выращиваемые на огороде. Инструменты и инвентарь для работы в саду, на огороде. Правила безопасной работы с инструментами. |
Сезонные работы в саду и на огороде. | Уборка урожая. Уборка картофеля. Уборка моркови и свеклы Сортировка картофеля, моркови и свеклы. Изменения в жизни растений поздней осенью. Осенние работы в саду, на огороде. Сад зимой. Работы в зимнем саду. |
Горох. | Растение горох. Строение растения гороха. Сорта гороха. Особенности растения гороха. Использование гороха. Использование гороха для питания человека и животных. Подготовка семян гороха к посеву. Определение всхожести семян. Подготовка почвы к посеву. Посев семян гороха. Уход за посевами гороха. Практическая работа «Уход за посевами гороха». |
Фасоль | Строение растения фасоли. Сходство и различие гороха и фасоли. Особенности растения фасоли. Использование фасоли. Особенности растения фасоли. Использование фасоли. Определение всхожести семян фасоли. Практическая работа: «Определение всхожести семян фасоли». Определение количества семян, необходимых для посева. Практическая работа: «Подготовка семян фасоли к посеву». Уход за посевами фасоли. Практическая работа «Уход за посевами фасоли». |
Цветочные растения | Цветочные растения. Виды цветочных растений. Цветочные растения открытого грунта. Однолетние цветочные растения. Цветник. Комнатные растения. Для чего разводят комнатные растения. Общие представления о потребностях комнатных растений (свет, тепло, влажность). Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Правила безопасной работы с инвентарем. Части комнатных растений. Экскурсия по школе: «Какие растения растут в нашей школе». Герань. Хлорофитум. Практические работы: «Черенкование герани», «Укоренение отростков хлорофитума». Почва. Состав почвы. Почвенные смеси для комнатных растений. Составление почвенных смесей. Практическая работа: «Составление частей почвенных смесей». Уход за комнатными растениями. Полив растений. Уход за листьями. |
Размножение растений. | Размножение растений. Практическая работа: «Размножение герани стеблевыми черенками». Размножение хлорофитума. Практическая работа: «Размножение хлорофитума боковыми отростками». Практическая работа: «Высаживание в грунт черенков герани». Практическая работа: «Высаживание в грунт отростков хлорофитума». |
Цветочные растения открытого грунта | Цветочные растения открытого грунта. Выращивание бархатцев. Практическая работа: «Посев семян бархатцев для получения рассады». |
Пришкольный участок. | Правила безопасности при работе с садовым инвентарем. Инвентарь для уборки пришкольного участка. Уборка пришкольной территории. Подготовка к посадке рассады бархатцев. Посадка рассады цветочных растений на пришкольном участке. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Профильный труд»
№ п\п | Тема | Количество часов |
1 2 | Окружающий природный мир. Растения и животные. Значение растений в жизни человека. | 2 |
3 4 | Условия, необходимые для жизни растений и животных. Сходство и различие растений и животных. | 2 |
5 6 | Виды растений. Деревья и кустарники. | 2 |
7 8 | Цветы, травы. Комнатные растения. | 2 |
9 10 | Фруктовые деревья. Садовые ягоды. | 2 |
11 12 | Огород. Овощи, выращиваемые на огороде. | 2 |
13 14 | Инструменты и инвентарь для работы в саду, на огороде. Правила безопасной работы с инструментами. | 2 |
15 16 | Уборка урожая. Уборка картофеля. Уборка моркови и свеклы Сортировка картофеля, моркови и свеклы. | 2 |
17 18 | Изменения в жизни растений поздней осенью. Осенние работы в саду, на огороде. | 2 |
19 20 | Сад зимой. Работы в зимнем саду. | 2 |
21 22 | Растение горох. Строение растения гороха. | 2 |
23 24 | Сорта гороха. Особенности растения гороха. | 2 |
25 26 | Использование гороха. Использование гороха для питания человека и животных. | 2 |
27 28 | Подготовка семян гороха к посеву. Определение всхожести семян. | 2 |
29 30 | Подготовка почвы к посеву. Посев семян гороха. | 2 |
31 32 | Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Правила безопасного обращения с инвентарем. | 2 |
33 34 | Уход за посевами гороха. Практическая работа «Уход за посевами гороха». | 2 |
35 36 | Строение растения фасоли. Сходство и различие гороха и фасоли. | 2 |
37 38 | Особенности растения фасоли. Использование фасоли. | 2 |
39 40 | Определение всхожести семян фасоли. Практическая работа: «Определение всхожести семян фасоли». | 2 |
41 42 | Определение количества семян, необходимых для посева. Практическая работа: «Подготовка семян фасоли к посеву». | 2 |
43 44 | Уход за посевами фасоли. Практическая работа «Уход за посевами фасоли». | 2 |
45 46 | Цветочные растения. Виды цветочных растений. Цветочные растения открытого грунта. Однолетние цветочные растения. Цветник. | 2 |
47 48 | Комнатные растения. Для чего разводят комнатные растения. Общие представления о потребностях комнатных растений (свет, тепло, влажность). Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. Правила безопасной работы с инвентарем. | 2 |
49 50 | Части комнатных растений. Экскурсия по школе: «Какие растения растут в нашей школе». Герань. Хлорофитум. Практические работы: «Черенкование герани», «Укоренение отростков хлорофитума». | 2 |
51 52 | Почва. Состав почвы. Почвенные смеси для комнатных растений. Составление почвенных смесей. Практическая работа: «Составление частей почвенных смесей». | 2 |
53 54 | Уход за комнатными растениями. Полив растений. Уход за листьями. | 2 |
55 56 | Размножение растений. Практическая работа: «Размножение герани стеблевыми черенками». | 2 |
57 58 | Размножение аспарагуса. Практическая работа: «Размножение хлорофитума боковыми отростками». | 2 |
59 60 | Выращивание бархатцев. Практическая работа: «Посев семян бархатцев для получения рассады». | 2 |
61 62 | Практическая работа: «Высаживание в грунт черенков герани». | 2 |
63 64 | Практическая работа: «Высаживание в грунт отростков хлорофитума». | 2 |
65 66 | Правила безопасности при работе с садовым инвентарем. Инвентарь для уборки пришкольного участка. Уборка пришкольной территории. Подготовка к посадке рассады бархатцев. | 2 |
67 68 | Посадка рассады цветочных растений на пришкольном участке. | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Технология. Сельско-хозяйственный труд . 5 класс. Е.А. Ковалева Изд. «Просвещение» 3-е изд. 2009 г.
2. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Человек" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 у...