Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
статья на тему

Лактионова Марина Петровна

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда».

 Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_dostupnaya_sreda.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Содержание

Введение ……………………………………………………………………........стр. 3

Глава I.  Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития    

  1. Особенности  психического развития детей   с    ЗПР……….…….стр.4  
  2. Специальные образовательные условия для детей с задержкой психического развития………………………………………………..........стр.5

Глава II.   Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения  детей с ЗПР

2.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития…………………………………………………...стр.9

2.2 Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР ……………………………………..…стр.16

         Заключение  ………………………………………………………….......стр.22

Список использованной литературы…………………………………………стр.23

Введение

     Проблема помощи детям с задержкой  психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.  Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое  место ставят не дефект, а формирование и развитие це-лостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руковод-ством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенци-альных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Объект: дети дошкольного возраста с ЗПР

Предмет: психологическое сопровождение детей с ЗПР.

Цель работы: изучить особенности психологического сопровождения детей с ЗПР

Задачи:

- дать психолого-физиологическую характеристику детей с ЗПР;

- рассмотреть коррекционно-педагогическое и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР;

- разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу для детей с ЗПР;

Методы исследования: анализ, синтез.

Теоретическая значимость исследования: выявлены и описаны психо-лого-физиологические особенности детей с ЗПР. Теоретически обоснована необходимость коррекционной помощи детям с ЗПР.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть ис-пользованы в работе психологов с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях, школах, в психологических центрах.

Глава I.  Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития  

1.1        Особенности  психического развития детей   с    ЗПР

Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связанны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают. В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотели гулять или играть.

Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако, на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они попадают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность. Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятельности, активности и личности в целом.

             1.2  Специальные образовательные условия для детей с задержкой психического развития

     Основные образовательные потребности (ООП) учащихся с  задержкой психического развития зависят от того, замедлен ли темп психического развития в целом или отдельных функций, от возраста ребенка, от наличия отягощающих соматических факторов, а также от наличия неблагоприятных социальных факторов.  ООП выражаются:

•        в побуждении познавательной активности

•        в расширении кругозора

•        в формировании общеинтеллектуальных умений

•        в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности

•        в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности

•        в развитии личностной сферы (эмоции, воля, произвольность, самостоятельность, ответственность)

•        в развитии и отработке средств коммуникации

•        в усилении регулирующей функции слова

•        в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, перегрузок и срывов.

    К специальным образовательным условиям (СОУ)  для данной категории учащихся относятся:  

•        Специальные программы

•        Особые методы обучения

•        Учебники, пособия

•        Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги

•        Обязательная коррекционная работа

         Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребенка с ОВЗ (в частности  с ЗПР) – это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми( воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленная  на создание благоприятных социально-психологических условий,  для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

- индивидуальный подход;

- предотвращение наступления утомляемости;

- активизация познавательной деятельности;

- обогащение знаниями об окружающем мире;

- особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

- проявление педагогического такта.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных для каждого этапа образования. Назовем в качестве примера специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

4. Формирование учебной мотивации.

5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

8. Коррекция индивидуальных отклонений.

9. Организация благоприятной социальной среды.

10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.

 

Глава II.   Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения  детей с ЗПР

2.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны - от умственно отсталых детей. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С.Певзнер).

Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В.Грибанова).

В качестве других возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости.

В связи с появлением в системе общеобразовательных и специальных школ средних и старших классов для детей с ЗПР возникает необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований выделяют две группы подростков с ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении.

В социально-психологических исследованиях проводилось изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста. В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка. В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

Наиболее характерная особенность детей с ЗПР (в отличие от нормально развивающихся детей и от детей с умственной отсталостью) - несоответствие между уровнем наглядно-действенных операций и словесно-логического мышления. Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах задержки психического развития преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.

Понятия «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г. Е. Сухарева). Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.

После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2)общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3)отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4)социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлено действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.

Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

В рамках традиционного медицинского подхода к изучению детей с ЗПР приоритет отдается обычно биологическим факторам, формирующим названное состояние. Известно, что соотношение социальных и биологических факторов в формировании ЗПР меняется в зависимости от возраста ребенка. В благоприятных условиях развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще и социальными факторами, регрессирует.                            

Можно выделить следующие группы социально-психологических факторов:

1)субъективные (многообразные, но обязательно сверхзначимые для развития ребенка);

2)сверхсильные, острые, внезапные (стрессовые);

3)психогенные травмы, лежащие в основе посттравма-тических расстройств;

4)психогенные факторы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной);

5) психогенные травмы в периоды возрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические комплексы);

6)социально-психологические факторы, связанные с неправильным воспитанием;

7)хронические психические травмы (неблагоприятная семья, закрытые детские учреждения).

Время возникновения ЗПР связано, как правило, с ранними возрастными этапами, и возрастной фактор может скорее изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или же, наоборот, смягчая ее проявление.

2.2 Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР

Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Ф.И.О. Малышкин Михаил Викторович, 21.03.2007 г. р.

Клинический диагноз: Врожд. глаукома OU,  начальная компенсированная OS.

Диагноз ПМПК: ЗПР

Рекомендации: обучение по программе 1 класса для слабовидящих детей с ЗПР

Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка, нарушения в моторном развитии.

Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Содержание проводимой работы

Сроки

Отв-ные

1

 Знакомство с учащимся:
      Индивидуальные беседы.
      Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса.
      Скрининговые медицинские исследования.

Сентябрь
Октябрь
1 четверть

Кл. рук.
Психолог
Соц. педагог
Медик

2

      Комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.

Сентябрь
Октябрь

Учитель
Психолог
Дефектолог

3

      Первичное речевое обследование учащегося

Сентябрь

Логопед

4

      Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков

1 четверть

Логопед

5

      Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований

Октябрь-
Декабрь

Психолог
Учитель

6

      Знакомство с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья и готовности учащегося к обучению

Сентябрь;
Октябрь

Кл. рук.
Медик
Психолог

7

      Групповые занятия по адаптации учащегося к школе

1 четв.

Психолог

8

      Индивидуальные Коррекционно-развивающие занятия с учащимся по теме:

-"Коррекция поведения и общения"

-"Коррекция познавательных процессов"

1 полуг.

Психолог

9

      Беседы с родителями об адаптации учащегося; соблюдении режима дня, занятости во второй половине дня

1 полуг.

Психолог
Кл. рук.

10

      Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе

Ноябрь

 

11

      Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка

Декабрь

Психолог
Кл. рук.

12

      Родительское собрание о прохождении адаптации учащимися класса

Ноябрь

Кл. рук.

13

      Анализ успеваемости результатов за 1 и 2 четверти

1 полуг.

Кл. рук.

14

      Заседание ПМПК с рассмотрением вопроса о реализации программы индивидуального сопровождения

Декабрь

Психолог,
дефектолог

Содержание программы (направления и формы работы):

1.   Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

•        нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

•        стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;

•        знакомство с обстановкой класса;

•        вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;

•        установление доверительных отношений со взрослыми;

•        вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.

2.   Укрепление нервной системы

•        Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).

•        Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

•        Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

•        Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).

•        Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)

3.   Укрепление эмоционально - личностной сферы

•        Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).

•        Диагностика эмоционально - личностной сферы (2 раза в год).

•        Овладение учебными навыками.

•        Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

•        Система групповых и индивидуальных занятий.

4.   Развитие познавательной сферы:

•        Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).

•        Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).

5.   Формирование устойчивой адекватной самооценки:

•        Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

•        Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.

•        Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

•        Тренинг коммуникативного общения (4мес.).

Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Малышкиным М.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

            Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Аналитическая справка

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 8 лет.

            При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:

1.        Запас знаний об окружающем мире ограничен.

2.        Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.

3.        Мышление конкретно-предметное. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.

4.        Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.

5.        Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на одноклассников, ударить. Доминирует плохое настроение, часто плачет. Ему  нравится ходить в школу, но не находит общий язык с другими детьми: обзывается, проявляет агрессию.

6.        Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей.

7.        Внутренняя позиция школьника не сформирована.

8.        Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.

Заключение:  Выраженные отклонения в поведении ребенка.

При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей.

В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, межличностных отношений).

ЦЕЛИ: коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.

Наименование проводимой работы

Кол-во ч

1

    Игровой тренинг "Снятие агрессии"

8 ч:

 

" Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик")

2 ч.

 

    "Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс")

2 ч.

 

    " Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком")

2 ч.

 

" Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?")

2 ч.

2

 АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения.

3 ч.

3

 АРТ - тренинг "Неожиданные картинки"

3 ч.

4

 АРТ - тренинг "Лепим сказку":
  Сказка "Три медведя"       Сказка "Маша и медведь"       Сказка "Колобок"

3 ч.

5

  "Граффити" ТЕМЫ:
  "Что я люблю",       "Что я хочу знать",       "Что меня пугает"

3 ч.

6

   "Сочувствие, сопереживание:
   "Хорошо - плохо",       "Рассказ о товарище",       "Копилка хороших поступков"

3 ч.

7

  Коррекция произвольности психических процессов

4 ч.

8

  Формирование внутреннего плана действий

4 ч.

Всего:

31

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Заключение

         Право  на качественное образование - одно из самых значимых прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.  

      Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает  необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Проанализировав  психологическую литературу по проблемам обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях России  мы  выделили специальные   образовательные  условия для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.

 В процессе выполнения  работы была разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР.

    Таким образом, полученные результаты аналитической и исследовательской работы позволяют  считать задачи решенными, а цель выполненной.

Список использованной литературы

1.        Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.

2.        Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. - Ярославль, 2007.- 315 с.

3.        Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. - М., 2006.- 212 с.

4.        Буторина, Т. С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями// Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 55-59.

5.        Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения / Под ред. В.И. Лубовского. - M., 2006.- 180 с.

6.        Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010.-594 с.

 7. Конвенция о правах ребенка ( Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных де6путатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1990.- №45.- Ст.955.

 8. Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудно-стями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3. - С. 40-46.

Интернет ресурсы:

1.        http://medznate.ru/docs/index-47415.html 

2. http://infourok.ru/programma_individualnogo_soprovozhdeniya_uchaschegosya-302365.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

   Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с ОВЗ ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихс...

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы

    Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций  учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Цели и задачи программы  Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

ПРОЕКТ Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получения образования  может быть путем организации интегрированного обучения со сверстниками общеобразовательных классов....

Выпускная проверочная работа «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы» на курсах повышения квалификации для педагогов.

Цель адаптированной коррекционной программы : устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе в общеобразователь...