Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_psihomotorika_i_sensornye_protsessy.docx | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
******
********************************
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
********************************
********************************
от «_____» ______г. №__
Рабочая программа
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класс
на _______/______ учебный год
Составитель: Таранова А.В.,
Учитель-дефектолог
Пояснительная записка
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» адресована обучающимся 1 класса и представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими «Адаптированной основной общеобразовательной программы» образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством преодоления и/или ослабления имеющихся у них недостатков в психическом развитии, а так же создание оптимальных условий для личностного развития и успешной адаптации и социализации в обществе.
Недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Поэтому разработанная программа коррекционного курса представляет собой систему комплексного развития познавательных и коммуникативных способностей, эмоционально-волевой сферы и личности обучающегося.
Комплексный подход предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Эта структура способствует целостному психическому развитию обучающегося. В связи с этим в разработку занятий включены задания, упражнения и игры, направленные на эмоциональную стимуляцию, оптимизацию интеллектуальных функций, на развитие коммуникативных функций, формирование социальной активности. А также на занятиях предусмотрены музыкальные паузы, направленные на успокоение и релаксацию обучающегося.
Программа содержит практические методы психолого-педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития. Результатом освоения программы является - успешная социальная адаптация в дальнейшем. Занятия строятся с упором на расширение и развитие межличностного восприятия, что представляет собой процесс:
- восприятия внешних признаков других (окружающих) людей;
последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками;
- интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.
Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие обучающегося с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.
Кроме того, у многих обучающихся с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие обучающиеся быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физически недоразвитием.
Всем обучающимся с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью поисковые действия характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Выделенные особенности восприятия ярко видны у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Коррекционная работа с данной категорией обучающихся основывается на следующие общие закономерности психического развития:
- общность основных факторов и движущих сил развития;
- возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении обучающегося в самостоятельную деятельность;
- сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме, при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;
- органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.
Хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого обучающегося. Значительным показателем является восприимчивость обучающихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.
Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Министерства просвещения от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 июля 2016 № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
Цель программы: дать обучающемуся правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствах предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слуховых и голосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий,
- улучшение навыков общения, умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми
Обучающегося следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. школьник должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Для школьников с ОВЗ характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает обучающихся к отражению в речи того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса обучающихся.
Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.
Программа предусматривает развитие обучающихся в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает школьников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Принципы, определяющие содержание программы:
- Приоритетности интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
- Системность. Принцип обеспечивает единство работы специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип обеспечивает обучающегося и его родителей (законных представителей) непрерывной помощью на протяжении всего срока обучения до полного решения проблемы и определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных программ для коррекционной работы с обучающимися, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Единства психолого-педагогических средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- Сотрудничества с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития обучающегося и успешность его интеграции в общество.
Общая характеристика
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов входят в коррекционно-развивающую область (вариант 1), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как обязательный коррекционный курс, что подчеркивает его особое и важное значение в системе образования детей с ОВЗ. На изучение курса отведено 66 часов, 2 занятия в неделю (согласно утвержденного расписания). Время одного занятия составляет 20 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Программа ориентирована на развитие психомоторики и сенсорных процессов и включает в себя следующие разделы:
- развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- тактильно-двигательное восприятие;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Индивидуальные обследования: графо-моторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет
- создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний;
- способствует развитию рефлексивных начал;
- дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
Структура проведения занятий
Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у обучающихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагмального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. Грамотно подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние обучающегося. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:
- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;
- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;
- работа с локальными мышечными движениями;
- для повышения устойчивости;
- работа с патологическими ригидными телесными установками.
Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
К ней относятся:
- упражнения на развитие чувства ритма;
- развитие перцептивных и мнемических возможностей;
- формирование пространственных представлений;
- упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
- развитие ловкости, точности, одновременности движений;
- развитие произвольного внимания.
Второй раздел содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию обучающихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе обучающиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать:
- распознавать эмоции;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
В программе определен объем умений, которым должны овладеть обучающиеся в конце каждого года обучения.
Основные умения и навыки:
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
- различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
- составлять сериальные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- различать речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Диагностика.Определение первичного уровня развития.
Раздел 2. Развитие моторики, графо-моторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 3.Тактильно-двигательное восприятие.Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Раздел 4. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 5.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Раздел 6.Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 7.Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Раздел 8.Развитие слухового восприятия.Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 9.Восприятие пространства.Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Раздел 10.Восприятие времени.Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Раздел 11.Диагностика.Исследование психомоторики и сенсорных процессов
Обучающиеся 1 класса должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
—Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели
Консультативная работа
Цель: обеспечение единства в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися всеми участниками образовательного процесса.
Формирование полноценной учебной деятельности обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность.
Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы, а также программы коррекционного курса.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары;
- анкетирование педагогов, родителей (законных представителей);
- разработка методических материалов и рекомендаций для учителей и родителей (законных представителей).
Информационно-просветительская
Цель: разъяснение участникам образовательного процесса индивидуальных и типологических особенностей обучающихся, особенностей организации и содержания их обучения и воспитания.
Информационно-просветительскаяработа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
- психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности,
- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности, в том числе и по вопросам развития и обогащения предметно-практической деятельности обучающихся.
Этапы реализации Программы
Этапы | Время проведения | Содержание |
Подготовительный этап | 1-2 недели сентября | Оценка контингента обучающихся для учета развития детей, определения их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы |
Основной этап | С 3 недели сентября по 2 неделю мая. включительно | Проведение занятий коррекционно-развивающих курсов с обучающимися Консультирование родителей обучающихся Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. |
Заключительный этап | 3-4 недели мая | Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и адаптированных образовательных программ особым образовательным потребностям школьника. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов 1 класс | Количество занятий |
Обследование обучающихся. Определение первичного уровня развития | 4 | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графо-моторных навыков. | 10 | |
Тактильно-двигательное восприятие. | 4 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 15 | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 5 | |
Восприятие особых свойств предметов. | 4 | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 4 | |
Восприятие пространства. | 8 | |
Восприятие времени. | 4 | |
Обследование обучающихся. (психомоторика и сенсорные процессы) | 4 | |
Всего | 66 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
- Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.
- Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
- Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминутокЛюбимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
- Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
- Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
- Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
- Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .schoolpress, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php
- Газета "Школьный психолог"
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Перечень средств, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
- Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
- Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
- Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
- Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
- Тетради для творческих работ учащихся
- Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Приложение 1
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например, «Весна закончится, какое время года наступит?» и т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
В статье освещается опыт использования развивающих компьютерных программ в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...
Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе
Тема. Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1. Продолжат...
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.
Цель данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...
Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...