Интегрированные занятия с детьми с ТМНР
статья
В статье рассказывается об интегрированных занятиях как о наиболее целесообразной и эффективной форме коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integrirovannye_zanyatiya_s_detmi_s_tmnr.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия с детьми с ТМНР
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский
Интеграция — это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Интегрированное занятие - это особый тип занятия, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Обучение ведется на занятиях интегрировано, когда одна область внедряется в другую, перекрывает, дополняет ее.
В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии очень трудно отделить один вид деятельности от другого, они будут плавно перетекать один в другой. Такие занятия решают многие задачи развития детей, вызывают у детей интерес, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной нагрузки. Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои представления по теме, имеют возможность узнать что-то новое.
В интегрированном занятии всегда выделяются: ведущая дисциплина и вспомогательные дисциплины, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
В интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Если основной целью занятия является, например, создание целостного образа "весны", на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.
При подготовке интегрированного занятия необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения и выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности, области развития) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты.
Каждое занятие состоит из трех частей.
Первая часть — приветствие.
Одинаковое начало, своеобразный ритуал. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность.
Вторая часть — основная, которая выполняет всю смысловую образовательную нагрузку.
Третья часть — прощание.
Ритуал окончания занятий. Основная цель — создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и очень узкие представления о себе и об окружающем мире, их сенсорный опыт беден, средства общения существенно ограничены, собственная речь не развита или отсутствует. Большинство детей имеют низкий уровень развития осязания и мелкой моторики. Они не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями, поэтому целенаправленные действия с предметами у них не сформированы.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР осуществляется по следующим основным направлениям:
- представление о себе;
- представления об окружающем мире;
- развитие речи и взаимодействие с окружающими людьми;
- навыки самообслуживания и жизнеобеспечения;
- развитие двигательных навыков и ориентировки в пространстве;
- навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности.
Примерное программное содержание по этим направлениям включено в следующие учебные предметы и области развития: развитие речи и окружающий мир, элементарные математические представления и конструирование, альтернативное чтение, графика и письмо, ручной труд, музыка и движение, адаптивная физкультура, СБО, а также сенсорное и физическое развитие, предметно-практическая деятельность, предметные представления, речь и альтернативная коммуникация.
Особые образовательные потребности таких детей требуют специального подбора наглядного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс их обучения.
Наиболее целесообразной и эффективной формой коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР является интегрированное занятие, основной целью которого является создание условий для всестороннего изучения детьми конкретного объекта, понятия, явления, раскрытия их основных свойств и особенностей.
Интегрированные занятия дают возможность использовать несколько видов деятельности, что позволяет поддерживать интерес и внимание детей, а также помогают предотвратить физическое утомление и истощение.
Теперь приведем пример, как вышесказанное можно применить на практике.
Примерный конспект интегрированного занятия с пояснениями.
Конспект занятия | Пояснения |
Тема: Весенние первоцветы: одуванчик. | Ведущий учебный предмет – Развитие речи и окружающий мир; вспомогательные - Элементарные математические представления и конструирование, Альтернативное чтение, Графика и письмо, Ручной труд, Музыка и движение. |
Цель: формирование представления о весеннем первоцвете - одуванчике. | Главная цель занятия, из содержания вспомогательных предметов берутся сведения, позволяющие всесторонне раскрыть основное понятие. Эта взаимосвязь находит отражение в тематических планированиях по предметам. |
Коррекционная составляющая занятия:
| Основная область развития – предметные представления, речь и коммуникативные навыки; вспомогательные – сенсорное развитие (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное), физическое развитие, мелкая моторика и предметно-практические действия, пространственные представления. |
Планируемые результаты: предметные:
метапредметные:
личностные:
| Организуем познавательную деятельность детей таким образом, что они будут плавно переходить от одного вида деятельности к другому, постепенно пополняя, расширяя и закрепляя представление об одуванчике, при этом обогащая свой сенсорный опыт, формируя предметно-практические и коммуникативные навыки. |
Оборудование: Символ весны – подснежник, одуванчики, корзинка, бумага, клей, заготовки-шаблоны для аппликации (стебель, листья, цветок), музыкальный центр, запись песен, музыкальные инструменты. | При подготовке дидактического и раздаточного материалов необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. При работе с природными объектами и различными материалами необходимо знать о наличии или отсутствии аллергических реакций у ребенка. |
Ход занятия: 1. Организационный момент. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! - Куда вы сегодня приехали? /В школу/ - Что вы будете делать в школе? /Заниматься/ 2. Определение темы и цели занятия. Беседа. - Давайте вспомним, какое сейчас время года? /весна/ (если сразу не называют, можно предложить подсказку – прослушать песню про весну). - Назовите весенние месяцы /март, апрель, май/. - Какой сейчас месяц? /апрель/ - Ребята, расскажите, что бывает весной? (дети договаривают предложение) Весной солнце начинает …./греть/. Весной тает …/ снег /. Весной появляется зеленая …./травка/. Весной распускаются первые …/цветы/. - Да, весенние первоцветы. С одним из них мы уже знакомы, посмотрите, что это за цветок? (детям показывают символ весны – подснежник) /подснежник/ - Да, подснежник – это символ весны. - Н., расскажи, пожалуйста, стихотворение «Подснежник». (Н. читает стихотворение, при необходимости даются подсказки) - А сегодня я вам принесла еще один весенний первоцвет. Этот цветок только - только распустился. Смотрите, это одуванчик! 3. Изучение новой темы. Обследовательские действия. - Ребята, посмотрите, какой одуванчик! - Возьмите в руки, назовите, что это за цветок? /Это одуванчик/. - У одуванчика есть стебель – зеленый, длинный, тонкий, гладкий. ( каждый названный признак подкрепляется зрительно и тактильно) - У одуванчика есть листья – зеленые, большие, резные, похожи на треугольники, гладкие, мягкие. - У одуванчика есть цветок – желтый, небольшой, круглый, состоит из множества лепестков, мягкий, имеет аромат. - Одуванчик растет везде. -Вот послушайте, какое красивое стихотворение написали про одуванчик. - Давайте, его вместе повторим. (Дети повторяют по строчке или договаривают последнее слово). 4. Упражнение с движениями. - А теперь давайте мы сами превратимся в цветок – сделаем упражнение «Цветок» под музыку. 5. Тренировочные упражнения. 1. Посмотрите, что лежит на столе? /одуванчики/ - Соберите одуванчики в корзину, берите по одному цветку. - Сколько одуванчиков в корзине? /много/ - Сколько одуванчиков на столе? /ни одного/ - Посмотрите, сколько у меня одуванчиков? /один/ - Покажите желтый цветок/зеленый лист/тонкий стебель. (дети показывают или называют части цветка). 2. - Вот он какой! Где теперь одуванчик? ( Дети следят глазами за перемещением цветка в разных направлениях) 3. - Ребята, рассмотрите внимательно картинку, а здесь есть одуванчик? (дети рассматривают изображение и показывают одуванчик, можно использовать образец для поиска «Найди такой же одуванчик») - Да, вот одуванчик. У него такой же стебель, листья, цветок. 4. Давайте послушаем песню про весенний первоцвет и подыграем на музыкальных инструментах – выбирайте! 6. Продуктивная деятельность. Аппликация из бумаги «Одуванчик». (звучит «весенняя» музыка, дети с помощью педагога выполняют задание). (в процессе работы еще раз называются части цветка и их характерные особенности) - Посмотрите, похожи ваши одуванчики на образец? (сравнение с образцом) 7. Рефлексия. -Что мы сегодня делали? - Как вы сегодня занимались? (дети сами оценивают свою работу на занятии) 8. Заключительный этап. Прощание. - Занятие закончилось. Пришло время прощаться. -До свидания. До встречи! | Настрой на совместную деятельность, создание учебной мотивации. Области развития - Коммуникация, Речь. Актуализация знаний – временные представления. Области развития: Элементарные математические представления, Коммуникация, Речь, (слуховое восприятие). Актуализация знаний – основные признаки весны Области развития: Развитие речи и окружающий мир, Коммуникация, Сенсорное развитие, Альтернативное чтение. Формирование предметных представлений. Области развития: Развитие речи и окружающий мир (части одуванчика), Элементарные математические представления (цвет, форма, величина), Коммуникация, Сенсорное развитие (зрение, осязание, обоняние), Мелкая моторика (обследовательские навыки). Области развития: Развитие речи, Альтернативное чтение, Коммуникация, Слуховое восприятие. Динамическая пауза: физическая активность, снятие утомления. Области развития: Музыка и движение, Физическое развитие, Сенсорное развитие. Расширение и уточнение предметных представлений. Области развития: предметно-практические действия, Развитие речи и окружающий мир (части одуванчика), Элементарные математические представления (количество), Коммуникация, Сенсорное развитие (цвет, форма, величина), Мелкая моторика (сбор цветов). Зрительная гимнастика. Области развития: Сенсорное развитие, Физическое развитие. Закрепление предметных представлений. Области развития: Развитие речи и окружающий мир, Альтернативное чтение (чтение изображения), Сенсорное развитие, Коммуникация. Области развития: Музыка и движение, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Коммуникация. Закрепление и уточнение предметных представлений. Области развития: Развитие речи и окружающий мир, Графика и письмо/Ручной труд, Сенсорное развитие, Мелкая моторика, Предметно-практические действия, Коммуникация. Обобщение, оценка деятельности. Области развития: Развитие речи, Коммуникация. Прощание, положительный настрой на следующее занятие. Области развития: Развитие речи, Коммуникация. |
Интегрированные занятия стимулируют познавательную активность детей с ТМНР, способствуют развитию их способностей, не вызывают напряжения, позволяют варьировать как по наполнению заданий, так и по интенсивности нагрузки, в зависимости от состояния ребенка.
В ходе такого занятия у детей формируется всестороннее, полисенсорное представление о предмете и его характерных особенностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
Программа относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...
Открытое интегрированное занятие с детьми с ТМНР по теме "Геометрические фигуры. Счет в пределах трёх".
Занятие интегрированное, проводят учитель и дефектолог. Группа детей с ТМНР третий год обучения....
Интегрированное занятие с детьми с РАС "Мы посадим репку"
конспект занятия...
Сценарий открытого занятия с детьми с ТМНР, разновозрастная группа
Сценарий развлекательно-игровой программы, посвященной Дню Рождения Лизы Моисеевой Цель: создание условий для положительного эмоционального взаимодействия детей со взрослыми, стимуляция подр...
Конспект интегрированного занятия для детей с ТМНР « К нам пришел веселый праздник, это праздник - Новый год!»
Цель: Создать атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям. Вовлечение детей в театрализованное действие. Использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, ми...
технологическая карта итогового интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие в школу"
конспект итогового выпускного занятия с детьми подготовительной группы (закрепление навыков счета до 20, закрепление навыков сложения и вычитания в пределах первого десятка, закрепление умения о...
Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому
В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования пла...