Сообщение на семинаре "Анализ коррекционного (логопедического) занятия в дошкольном учреждении"
материал
"Анализ коррекционного (логопедического) занятия в дошкольном учреждении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_logopedicheskogo_zanyatiya_v_dou.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ коррекционного (логопедического) занятия
в дошкольном образовательном учреждении
Структура анализа коррекционного занятия
Анализ занятия предполагает рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения коррекционно-развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения на основе учета их возможностей.
Основные разделы коррекционного занятия, которые определяют содержание его анализа:
1. Анализ целей занятия: характеристика коррекционных, развивающих и воспитательных задач в занятии.
2. Общие сведения о занятии: организационная сторона занятия, структура занятия, содержание занятия.
3. Методическая составляющая занятия: методы и приемы, используемые на занятии их целесообразность и обоснованность, характеристика дидактического материала, используемого педагогом и детьми;
4. Деятельность педагога и детей: владение педагогом коммуникативными умениями, способность педагога к продуктивному взаимодействию с детьми в ходе занятия, характеристика деятельности детей на занятии;
5. Использование здоровье сберегающих технологий на занятии: санитарно-гигиенические условия и охранительный режим;
6. Общие выводы и предложения: уровень и качественная характеристика (что ценного из данного занятия можно посоветовать для внедрения в педагогическую практику, какие замечания и неточности наблюдались в деятельности педагога). Рекомендации педагогу.
Качественная оценка и характеристика разделов коррекционного занятия
Раздел 1. Цели, задачи занятия
Показатель:
1.1.Характеристика коррекционных, развивающих и воспитательных задач в занятии: обоснованность и соответствие целей и задач программным требованиям, теме занятия, возрасту и возможностям детей.
Раздел 2. Общие сведения о занятии:
Показатели:
2.1.Организационная сторона занятия: готовность педагога к занятию (рациональная организация оборудования); создание условий детям для самостоятельной подготовки рабочего места.
2.2. Структура занятия:
- четкость организационного момента, т.е. создание у детей эмоциональной потребности заниматься;
- наличие ясного нацеливания на занятие его полнота и доступность;
- связь программного материала с жизненным опытом детей;
- соответствие содержания занятия теме, целям и задачам занятия и возможностям детей;
- логическая последовательность, взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия;
- итог занятия его коррекционная направленность и соответствие с содержанием и темой занятия.
Раздел 3. Методическая составляющая занятия
Показатели:
3.1. Виды, формы деятельности детей на занятии:
- соответствие видов деятельности на занятии возрасту детей и специфике их развития;
- наличие форм организации детей на занятии и их разнообразие (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная).
3.2. Методы и приемы, используемые на занятии:
- разнообразие, оригинальность, обоснованность, целесообразность и соответствие методов и приемов возрасту детей, их возможностям применяемых педагогом на занятии.
3.3 .Характеристика дидактического материала, используемого педагогом и детьми:
- наличие оригинальность, целесообразность и соответствие дидактического материала коррекционно-развивающим целям занятия;
- соответствие педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям;
- эффективность и целесообразность использования технических средств обучения.
Раздел 4. Характеристика деятельности педагога и детей
Показатели:
4.1. Владение педагогом коммуникативными умениями:
- умение владеть коллективом детей, разрешать различные нестандартные ситуации, не ущемляя интересы ребенка, обеспечивая воспитательную эффективность;
- умение активизировать эмоциональный тонус детей, направленность на эмоциональную поддержку и оптимистическое мироощущение;
- стиль и тон в ходе занятия (живой, бодрый, решительный или вялый, медленный, безразличный).
4.2. Способность педагога к продуктивному взаимодействию с детьми в ходе занятия:
- владение педагогом методами и приемами обучения детей целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности на основе использования различных формы индивидуализации, дифференциации учебного процесса детей на занятии;
- умение педагога анализировать результаты детской деятельности с учетом возраста воспитанников, их возможностей, а также в соответствии с техникой эффективной похвалы;
- виды помощи, их эффективность и соответствие способам усвоения знаний детьми с целью формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных процессов, навыков программирования на основе учета возможностей каждого ребенка;
- реакция педагога на затруднения ребенка в решении познавательных задач.
4. 3 Результативность деятельности детей в процессе занятия:
- интерес к занятию его устойчивость, активность;
- сосредоточенность и устойчивость внимания детей, и его сохранность в течение занятия;
- степень успешности деятельности детей в процессе занятия.
Раздел 5. Использование здоровье сберегающих технологий
Показатель:
5.1. Санитарно-гигиенические условия и
- соблюдение санитарно-гигиенических норм (проветривание, чистота помещения);
- двигательная активность детей (динамические паузы, физкультминутки);
- посадка детей и ее соответствие их психофизическим особенностям;
- соответствие длительности занятия возрасту детей.
5.2. Охранительный режим
- соблюдение зрительного режима;
- создание условий для психологического комфорта детей;
- соблюдение голосового режима (занятие проводится голосом разговорной громкости, не допускается форсирования голоса, крика), педагог следит за голосовым режимом детей.
Примерный анализ коррекционно-развивающего занятия
На основе междисциплинарного подхода педагог легко и логично трансформирует коррекционные, развивающие и воспитательные задачи занятия, систематизирует в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Используется оборудование не ординарное, необычное, характеризующее индивидуальные технологии педагога в обучении и воспитании детей. Оборудование отражает специфику обучения и воспитания детей, способствует созданию эмоционального настроя к занятию, расположено рационально и находится в поле зрения педагога.
Используются оригинальные методы и приемы в создании условий детям к самостоятельной подготовке рабочего места. Подготовка к занятию детей отражает специфику их обучения и воспитания.
Организационный этап занятия четкий, отражает специфику обучения и воспитания детей, способствует созданию познавательного интереса, эмоциональной потребности заниматься.
Цель занятия излагается полно, ясно и доступно. Четко просматривается логическая последовательность, взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, отражена связь программного материала занятия с жизненным опытом детей. Содержание занятия раскрывает его цели и задачи, соответствует возможностям детей. При подведении итога занятия используются оригинальные методы и приемы, которые отражают коррекционную направленность и соответствуют принципам конгруэнтной коммуникации (эмпатическое слушание, продуктивная похвала).
Разнообразны виды деятельности, обеспечивающие успешность детей, а также поддерживающие высокий уровень активности и эмоциональное благополучие детей на занятии. Используются разнообразные, обоснованные и высоко эффективные формы организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная).
Используются оригинальные и разнообразные методы и приемы, раскрывающие содержание занятия, с опорой на имеющиеся знания детей и их возраст, соответствуют образовательным потребностям воспитанников, способствуют активизации познавательной активности, поддержанию эмоционального тонуса каждого ребенка.
Просматривается личный вклад в разработке оригинальных дидактических пособий, которые соответствуют коррекционно-развивающим целям занятия, способствуют формированию умения осуществлять образец, планировать свою деятельность и давать словесный отчет о выполненном действии, осуществлять самоконтроль. Дидактическое обеспечение реализует принцип субъектного образования, т.е. развития личности. Пособия отвечают гигиеническим и эстетическим требованиям. Обосновано и эффективно используются технические средства обучения.
Педагог владеет коллективом детей, умело и оригинально разрешает различные нестандартные ситуации, не ущемляя интересы ребенка, обеспечивая воспитательную эффективность. Общается с каждым ребенком индивидуально, используя эффективные способы коммуникации.
Педагог терпимо относиться к детям, испытывающим трудности, воспитывает у них веру в свои способности и возможности, активизирует эмоциональный тонус детей, оказывает эмоциональную поддержку, а также учитывает в процессе общения, совместной деятельности характер отклонений в развитии ребенка.
Стиль и тон в ходе занятия живой, бодрый, жизнерадостный, решительный, и голос взрослого не доминирует над голосами детей, разговаривая с детьми, выбирает позицию «на уровне глаз».
Педагог использует гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации, дифференциации, которые позволяют фиксировать избирательность и устойчивость, активность и самостоятельность познавательных интересов ребенка, сосредоточенность и устойчивость внимания, и его сохранность в течение занятия.
Педагог обеспечивает контроль и оценку не только результата, но главным образом процесс усвоения знаний детьми, что способствует формированию навыков программирования и самоконтроля деятельности детей в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.
Использует различные виды помощи для активизации анализа образца, самоконтроля по организации ориентировочных и планирующих действий каждого ребенка.
Ориентирует детей в собственных возможностях и помогает лучше использовать полученные знания, добывать их в поисковой деятельности, ставить вопросы, обеспечивая успешность деятельности каждого ребенка на занятии. Способствует объединению усилий детей группы к совместному решению задач, к сотрудничеству, к взаимопониманию. Учит детей обращаться за помощью друг другу (называть по имени, формулировать свою просьбу, благодарить за помощь).
Дети активны, заинтересованы, не боятся допустить ошибку, самостоятельны в ходе выполнения задания, характерно сосредоточенность и устойчивость внимания, и его сохранность в течение занятия, (с учетом возрастных нормативов и индивидуальных возможностей детей). С заданиями справились все дети. Детские работы (ответы, рассказы) интересны, оригинальны и на достаточно высоком уровне с учетом возможностей ребенка.
Соблюдены все санитарно-гигиенические требования к групповому помещению, длительности занятия, посадке детей.
Соблюдены все требования к организации зрительного и голосового режимов, двигательной активности, психологического комфорта детей.
Использованная литература
1. Яковлева Г.В., Лаврова Г.Н. Контроль коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении /Г.В.Яковлева, Г.Н. Лаврова – М.: Изд-во «Национальный книжный центр», 2012. – 91с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"
Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....
Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.
Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....
Фронтальное коррекционное логопедическое занятие с обучающимися 6 -7 классов «Вас приглашает Лукоморье»
Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие под названием «Вас приглашает Лукоморье». Тема занятия: «Развитие связной речи на материале сказок А.С....
СЮЖЕТНО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
конеСюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения ...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»
Конспект занятия по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"
Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...