Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ЗПР 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов коррекционных классов с детьми с ЗПР 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_progr_aoop_dlya_8_kl_zpr.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
_______________Н.П. Чечётина _____________ Л.И. Пономарева
«____» _________________ 2018 г. «____» ______________ 2018 г.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для 8 класса
для детей с задержкой психического развития
учитель-дефектолог
Сидорова Наталия Николаевна
Рассмотрено на заседании МО Заместитель директора по комплексной протокол №____ от «___»______2018г реабилитации
Руководитель ШМО____________ __________________ Л.А. Юлкина
«___»____________2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для детей с ЗПР «Учиться с интересом» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В. пособие для школьного психолога, — СПб.: Речь, 2006.
Рабочая программа «Учиться с интересом» для 8 класса разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебного плана образовательного учреждения.
Программа «Учиться с интересом» для 8 класса рассчитана на 1 год (в зависимости от заключения ЦПМПК г. Москвы). Общее количество часов составляет 68 часов в год (2 раза в неделю).
Цели: осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Оказание дефектологической и психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекции и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Программа коррекционно-развивающего курса для детей с ЗПР способствует развитию внимания, формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в школе значительно повышаются.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере.
Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики.
Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
Требования к результатам освоения программы
Для детей с ЗПР устанавливаются требования к результатам освоения программы, планируемые результаты универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, коммуникативные.
Для ЗПР
Планируемые результаты | ||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные |
1 год | ||
|
|
ситуации столкновения интересов.
|
Оценка достижений результатов обучающихся
Включает в себя формы контроля и мониторинга.
Используемые технологии :
-информационные;
-объяснительно-иллюстративные;
-здоровьесберегающие;
-личностно-ориентированные;
-игровые.
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
-Наглядный:
-наглядно-слуховой прием;
-наглядно-зрительный прием.
-Словесный
-Практический
Формы организации реабилитационного процесса
Основная форма организации реабилитационного процесса – индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия.
Дефектологическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области дефектологии и логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Забрамная С.Д., Стребелева Е.А., Пузанов Б.П. ,Воронкова В.В. и с опорой на общеобразовательную программу основной школы.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе дефектологической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися старших классов с ЗПР.
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий.
Фронтальные занятия – 2 раза в неделю.
Продолжительность – 30 минут.
Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в интеллектуальном и речевом развитии.
Тематическое планирование дефектологической работы с учащимися с ЗПР
8 класс
№ пп | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание работы |
1 | Диагностическое обследование | 4 | Диагностика психических процессов |
2 | Знакомство и отработка методов эффективного запоминания. | 4 | Выполнение упражнений ,направленных на тренировку внимания, завершение на оценке учета характера сделанных ошибок |
3 | Знакомство с методами тренировки мышления. | 4 | Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации. Обсуждение, внесение корректив. |
4 | Отработка навыков тренировки Сложных форм мышления | 4 | Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить .Составление плана решения данной ситуации, обсуждение внесения корректив |
5 | Развитие творческого мышления | 4 | Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях |
6 | Развитие логического мышления | 4 | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане |
7 | Установление закономерностей | 4 | Абстрагироваться от конкретного Наглядного материала. Рассуждать словесно на основе общих посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их. |
8 | «Продолжи логический ряд». Порядок действий в примерах. | 6 | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков Умножение, деление |
9 | «Продолжи логический ряд» | 4 | Формирование знаний числового ряда, счет 10, 100, 1000 в прямом и обратном порядке. Развитие математических представлений, развитие логического мышления |
10 | Формирование знаний о многозначных числах. | 2 | Формирование знаний о многозначных числах. |
11 | «Исключи лишнее». Сравнение чисел | 4 | Сравнение чисел. Развитие мыслительных операций, развитие памяти |
12 | «Графический диктант». | 4 | Коррекция письменной речи. Безударные гласные, звонкие и глухие согласные. |
13 | «Противоположное слово». Написание сочинений. | 2 | Формирование умения писать сочинение. |
14 | «Противоположное слово». | 2 | Существительное, прилагательное, глагол |
15 | «Сходство и различие». Единицы измерения | 2 | Длина, стоимость, масса, время Закрепление знаний известных единиц измерения |
16 | «Найди отличия». Параллельные прямые. | 2 | Формирование знаний о параллельных линиях |
17 | «Найди отличия». Римские цифры | 2 | Римские цифры Формирование знаний о римских цифрах, умения написания |
18 | «Поиск ошибок». Деление на 10, 100,1000 без остатка | 4 | Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций |
19 | «Поиск ошибок». Деление на 10, 100,1000 без остатка | 4 | Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций |
20 | Итоговое диагностическое обследование | 2 | Обследование психических процессов |
Итого: | 68 ч |
Учебно-методическое обеспечение
коррекционно-логопедического процесса (перечень литературы)
1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва.2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)
Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VI...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (8 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесс...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (9 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесс...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (7 класс)
Рабочая программа по курсу математики в 7 классе VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Вороноковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекцион...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 8 класс
Рабочая программа курса математики в 8 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекц...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 9 класс
Рабочая программа курса математики в 9 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекц...
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...