Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (9 класс)
рабочая программа (9 класс) на тему

Неретина Наталья Ивановна

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 9 класс» для школьников, обучающихся по адаптированной программе (автор – составитель И.Г. Громкова, Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_9_klass_viii_vid.docx77.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель МС,                                                                             Директор школы                                                                    

зам.директора по УВР                                                                       Волокитина Е.И.

Беребера Е. С.   ______                                                                     _____________________

Протокол  МС  № ____                                                                   Приказ № _____________

от_____________2015 г.                                                                  от_______________2015г.

 

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта

по предмету «Информатика, ИКТ»

(9 класс)

 

 

     

«РАССМОТРЕНО»

 на ШМО естественно – технологического  цикла

 протокол №____

 от______________2015 г.

       Разработал:

       Учитель информатики:  Неретина Н.И.

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 9 класс» для школьников, обучающихся по адаптированной программе (автор – составитель И.Г. Громкова, Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015г.).

Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.

Цели изучения курса:

  • общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;
  • технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;
  • коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.).

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего  содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, текстовым редактором MS Word, знакомство с глобальной сетью Интернет и её возможностями, закрепление ранее приобретённых навыков.

Программой предусмотрено проведение:

  • практические работы – 17;
  • контрольные работы – 2.

Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса «Информатика и ИКТ» специальных (коррекционных) классов VIII вида

Учащиеся должны:

знать \ понимать

  • предмет изучения информатики;
  • ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;
  • состав  основных устройств компьютера, их назначение;
  • элементы диалогового окна;
  • объекты Рабочего стола;
  • элементы окна программы;
  • назначение текстовых редакторов;
  • основные объекты текстового редактора;
  • основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);
  • назначение графического редактора;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд;
  • назначение и роль Интернета в развитии общества;
  • технологию поиска информации в Интернете;
  • иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
  • историю и перспективы развития компьютерных техники;
  • иметь представление о социальных сетях;
  • правила общения в социальных сетях.

уметь

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • приводить примеры информации;
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой, мышью;
  • запускать программы с помощью Главного меню;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;
  • пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;
  • выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;
  • перемещаться по тексту;
  • сохранять текст;
  • пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;
  • создавать изображение в среде графического редактора;
  • сохранять графические изображения;
  • искать информацию с помощью поисковых систем;
  • пользоваться электронной почтой;
  • пользоваться социальными сетями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Повторение  – 9 ч.

Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК. Операционная система Windows. Основные действия с папками и файлами. Стандартные программы Windows.

Практикум

  1. Устройство персонального компьютера.
  2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола.
  3. Создание папки.
  4. Стандартные программы Windows.

Информационные технологии обработки текстовой информации – 17 ч.

Текстовый редактор MICROSOFT WORD.  Создание документов в MS Word.  Маркированные и нумерованные списки. Построение таблиц. Работа с рисунком. Вид документа. Печать документа.

Практикум

  1. Ввод и редактирование документа.
  2. Работа с фрагментом текста.
  3. Форматирование текста.
  4. Создание списков.
  5. Создание и редактирование таблицы.
  6. Форматирование таблицы.
  7. Занесение данных в таблицу.
  8. Работа с рисунком.
  9. Вид документа.
  10. Печать документа.

Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч.

История развития компьютерных сетей. Поисковая служба Интернета. Электронная почта. Социальные сети.

Практикум

  1. Поиск информации в Интернете.
  2. Создание электронного ящика.
  3. Общение в социальных сетях.

Учебно-тематический план

Сроки

Всего часов

Практических

Отметки о выполнении

КР

ПР

Всего часов

КР

I

четверть

9

1

4

II

четверть

7

-

4

III

четверть

10

-

6

IV

четверть

8

1

3

Год

34

2

17

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Дата контроля

Входная контрольная работа

Итоговая контрольная работа

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Дата

Практическая работа №1. Устройство персонального компьютера

Практическая работа №2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола

Практическая работа №3. Создание папки

Практическая работа №4. Стандартные программы Windows

Практическая работа №5. Ввод и редактирование документа

Практическая работа №6. Работа с фрагментом текста

Практическая работа №7. Форматирование текста

Практическая работа №8. Создание списков

Практическая работа №9. Создание и редактирование таблицы

Практическая работа №10.  Форматирование таблицы

Практическая работа №11. Занесение данных в таблицу

Практическая работа №12. Работа с рисунком

Практическая работа №13. Вид документа

Практическая работа №14. Печать документа

Практическая работа №15. Поиск информации в Интернете

Практическая работа №16. Создание электронного ящика

Практическая работа №17. Общение в социальных сетях

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства:

  • компьютер;
  • проектор;
  • принтер;
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:

  • операционная система Windows;
  • текстовый редактор MS Word;
  • приложение Калькулятор;
  • графический редактор Paint;
  • Web –браузер;
  • текстовый редактор WordPad.


Тема урока

КЧ

Элементы содержания

Образовательные задачи

Коррекционо – развивающие задачи

Дата

Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК

1

ТБ. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки.  Модем. Веб – камера.

Повторить с  учащимися с правилами поведения в кабинете информатики;  архитектуру ПК

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

2

Практическая работа №1

Устройство персонального компьютера. ТБ

1

Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь.

Знать основные составляющие ПК (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

3

Операционная система Windows

1

Рабочий стол. Специальные объекты Windows: Мой компьютер, Сетевое окружение,  Корзина. Элементы управления: Панель задач, Пуск

Знать элементы управления Рабочего стола, специальные объекты Windows

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

4

Практическая работа №2 Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола. ТБ

1

Пуск. Главное меню. Вложенное (скрытое) меню. Тема Рабочего стола. Фон Рабочего стола. Выключение компьютера

Уметь пользоваться элементами управления: Пуск, Панель задач; устанавливать тему и фон Рабочего стола; выключать компьютер

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

5

Основные действия с папками и файлами

1

Файл. Имя файла. Тип файла. Расширение. Значки файлов. Операции с файлами. Папка. Вложенная папка.

Сформировать представления о понятиях «файл» и «папка»; познакомиться с основными операциями над файлами и папками

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

6

Практическая работа №3 Создание папки. ТБ

1

Операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Уметь выполнять операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

7

Стандартные программы Windows

1

Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad,  Paint

Знать стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad,  Paint; их возможности и назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

8

Практическая работа №4 Стандартные программы Windows. ТБ

1

Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad,  Paint

Уметь пользоваться стандартными программами операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad,  Paint

Развитие устойчивого внимания, памяти. Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

9

Входная контрольная работа

1

Контрольная работа в формате тестирования

 Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.

Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч

10

Текстовый редактор MICROSOFT WORD

1

Текстовый редактор: возможности, назначение, основные элементы. Основные действия с текстом.

Расширить представления о текстовом редакторе и его возможностях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

11

Создание документов в

MS Word

1

Основные элементы среды Microsoft Word. Создание текста. Ввод текста в документ. Абзац. Редактирование текста. Удаление текста. Форматирование текста. Атрибуты форматирования. Выравнивание текста.

Знать основные элементы среды Microsoft Word; приёмы работы с текстом в Microsoft Word

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

12

Практическая работа №5 Ввод и редактирование документа. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Проверка правописания. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков ввода текста и его редактирования; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

13

Практическая работа №6 Работа с фрагментом текста. ТБ

1

Запуск программы Word.  Открытие ранее сохранённого документа.  Редактирование ранее созданного документа. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков редактирования ранее созданного текста; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

14

Практическая работа №7 Форматирование текста. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Форматирование текста. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков форматирования текста по образцу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

15

Маркированные и нумерованные списки

1

Приёмы создания текстового документа. Нумерованный список. Маркированный список. Примеры. Создание списков

Иметь представление о списках. Знать отличия маркированного списка от нумерованного; правила создания списка

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

16

Практическая работа №8 Создание списков. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Оформление текста в виде списка. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь оформлять текст в виде списка; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

17

Построение таблиц

1

Приёмы создания текстового документа. Таблица. Вставка таблицы в документ Microsoft Word.  Построение таблица. Операции с таблицей. Внесение данных в таблицу.

Иметь представление о таблице как о форме представления текстовой информации. Знать правила построения таблицы, операции с ней; правила внесения данных в таблицу

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

18

Практическая работа №9 Создание и редактирование таблицы. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word.  Вставка строки \ столбца в имеющуюся таблицу.   Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь строить таблицу в текстовом документе; вносить в таблицу данные; добавлять \ удалять строки \ столбцы; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

19

Практическая работа №10 Форматирование таблицы. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word.  Создание бланка документа по образцу.   Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков форматирования таблицы; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

20

Практическая работа №11 Занесение данных в таблицу. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Заполнение бланка документа данными  Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков внесения данных в таблицу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

21

Работа с рисунком

1

Приёмы создания текстового документа. Коллекция клипов Microsoft Office.  Надписи и объекты WordArt. Панель инструментов Рисование. Вставка рисунка из графического файла. Изменение положения рисунка в документе. Изменение цвета рисунка. Выбор стиля рисунка. Удаление рисунка

Знать правила создания и работы с рисунком в текстовом документе

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

22

Практическая работа №12 Работа с рисунком. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Создание рисунка по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь создавать рисунок в текстовом документе; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

23

Вид документа

1

Приёмы создания рисунка в текстовом документе. Режим просмотра документа. Режим чтения. Параметры просмотра. Дополнительные элементы

Иметь представление о виде документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

24

Практическая работа №13 Вид документа. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Изменение вида текстового документа в соответствии с требованиями.  Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

25

Печать документа

1

Принтер. Настройка параметров страницы для печати. Раздел печати документа. Окно печати документа.  Печать документа.

Знать, какие устройства используются для печати документа; настройку параметров страницы для печати

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

26

Практическая работа №14 Печать документа. ТБ

1

Открытие ранее созданного документа. Предварительный просмотр. Печать документа

Продолжить работу над формированием навыков печати документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч

27

История развития компьютерных сетей

        

1

История развития компьютерных сетей. Этапы развития. Компьютерная сеть. Назначение. Интернет как средство для обмена информацией.

Познакомить с историей развития компьютерных сетей

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

28

Поисковая служба Интернета

1

Поисковая служба Интернета. Яндекс. Google.  Рамблер.  Mail. Назначение поисковых систем.

Знать поисковые службы Интернета: Яндекс. Google.  Рамблер.  Mail; их возможности и назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

29

Практическая работа №15 Поиск информации в Интернете. ТБ

1

Поиск информации в Интернете с использованием  поисковых служб

Уметь  выполнять  поиск информации в Интернете с использованием  поисковых служб

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

30

Электронная почта

1

Назначение поисковых систем. Электронная почта: возможности, назначение. Схема доставки сообщения. Преимущества и недостатки e-mail. Почтовый адрес

Иметь представление об электронной почте, её возможности, назначение, схеме доставки сообщений,  достоинства и недостатки

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

31

Практическая работа №16 Создание электронного ящика. ТБ

1

Создание электронной почты на www.yandex.ru,  www.mail.ru

Уметь создавать электронную почту на www.yandex.ru,  www.mail.ru

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

32

Социальные сети

1

Назначение поисковых систем. Социальная сеть. Основные функции социальных сетей.

Иметь представление о социальных сетях, их возможностях и назначении

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

33

Практическая работа №17 Общение в социальных сетях. ТБ

1

Социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Мой мир и др. правила общения в социальных сетях

Знать . правила общения в социальных сетях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

34

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа в формате тестирования

 Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.


Фамилия, имя _______________________________________ класс ______ дата ____________

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Фамилия, имя _______________________________________ класс ______ дата ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных    (коррекционных)  учреждений VI...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (8 класс)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесс...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (7 класс)

Рабочая программа по курсу математики в 7 классе VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Вороноковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекцион...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 8 класс

Рабочая программа курса математики в 8 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных   (коррекц...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 9 класс

Рабочая программа курса математики в 9 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных   (коррекц...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 8 класса

Рабочая программа по математике составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), Эк В. В....