Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка на тему

Петрович Ольга Дмитриевна

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

(Материал к семинару «Формирование словарного запаса и лексико-грамматических компетенций у младших школьников с ОНР 27.03.2018 г.

 Учитель-логопед: Петрович О.Д.)

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет  трансформировать смысл в речевые действия. Процесс порождения речи является сложным и предполагает высокий уровень развития аналитикосинтетической деятельности.

Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.

Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.

При многих формах ОНР,  особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём.

Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения,  в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств  для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу  морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР.

Морфологическая система предполагает многообразную интеллектуальную деятельность:

это сравнение слов по значению и звучанию, осознание изменения в значении, установление связи между оттенками значения.

Например: нож-значение единственности,

ножи значение множественности, ножом значение орудийности.

Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1.Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных.

Например: копает лопата, красный шары, много ложков.

2.Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговица).

3.Неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

4.Неправильное употребление родовых и смысловых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала).

5.Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан)

При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Окказиональные слова, которые образуются с нарушением языковых норм, причем эти нарушения производятся осознанно.

Индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например: у Маяковского: стихачество, громадьё, у Блока: стихокрад, у Горького: свежеобруганный и т.д.

 Основным речевым механизмом окказионализмов у детей с ОНР является «гипергенерализация» т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами.

Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании:

1.Унификация места ударного слога т.е закрепление ударения за определенным слогом (стола нет, поездов много).

2.Устранение беглости гласных (львы-левы, пни-пени, молотоком много сестр и т.д.)

3.Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, бегет, соседы и т.д.)

4.Устранение наращения или изменения суффиксов (друг-други, стул-стулы, дерево-деревы и т.д.)

5.Отсутствие супплевитимизма ( образование словоизменительной формы): человек –человеки, ребёнок-ребёнки, лошадь-лошадёнки и .т.д

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, необычном порядке слов, так же имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

 Например: Дети идут школе, в структуре предложения сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами.

2 группа где наблюдается нарушение не только морфологической, но и синтаксической структуры предложения. Например: Молоко разлито котёнком.  Молоко разлило.

Работа по формированию грамматического строя речи у школьников с нарушением речи содержит следующие разделы:

словоизменение, словообразование, согласование, формирование фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи

В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Статья Работа по развитию грамматического строя речи у детей с ТНР

Краткое описание опыта работы учител-логопеда по реализации задач по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР с помощью технологии ТРИЗ, мнемотехники и ИКТ....